Восемь недель назад фермер работает на пшеничном поле под Харьковом. Фото: THOMAS PETER/REUTERS
Андрей Ставницер и его семья построили их состояние десятилетиями доставляло товары из Украины.
Его компания ТИС является совладельцем крупнейшего в стране частного порта Южный под Одессой, который в обычное время экспортировал бы миллионы тонн зерна ежегодно по всему миру.
«Некоторые порты подверглись бомбардировке, и теперь они полностью заблокированы [украинской армией] из соображений безопасности», — говорит Ставницер.
С блокадой Россией Черного моря — крупная судоходная артерия для зерна и нефти – теперь европейским лидерам предстоит битва за доставку огромных продовольственных культур Украины по суше, чтобы предотвратить кризис голода в странах по всему миру.
На Украину, которую часто называют «житницей Европы», приходится 12% мирового экспорта пшеницы, 16% кукурузы и 18% ячменя. Ее экспорта было достаточно, чтобы накормить до 400 миллионов человек по всему миру.
Глобальный экспорт Украины
«У стран все еще есть ресурсы, но они съедают свои запасы, — говорит Ставницер. «Все они будут исчерпаны к концу года, и [Владимир] Путин это прекрасно знает».
Президент России заявил, что позволит зерну вывозиться из портов Одессы на юге Украины только в том случае, если будут сняты некоторые из международных санкций, наложенных на Кремль.
Не только страны-импортеры, пытающиеся предотвратить продовольственный кризис, нуждаются в урожае, чтобы начать движение. Киев также должен экспортировать около 25 млн тонн зерна в ближайшие три месяца, чтобы высвободить мощности на своих складах и в портах отгрузки.
Еще 50 млн тонн необходимо перевезти с полей в элеваторы после августовского урожая, однако предполагается, что только половина из них сможет храниться, а остальное может сгнить.
До войны Украина перевозила по Черноморскому пути до 5 млн тонн зерна в месяц. В апреле было экспортировано всего 1,2 млн тонн, что свидетельствует о сложной задаче, стоящей впереди.
Причерноморские экспортные цены на пшеницу
Дипломаты ЕС говорят, что цель состоит в том, чтобы увеличить его до трех, а в идеале до четырех тонн за счет перевозки зерна частично наземным путем через восточноевропейский блок в направлении Суэцкого канала. Это решение существует примерно с апреля, но это немалый подвиг.
На украинской железнодорожной сети советской эпохи используется российская колея шириной примерно 1,5 метра, что шире, чем в большинстве стран Европы.
Советский Союз построил более широкие пути, чтобы перевозить более тяжелые грузы и сдерживать потенциальных злоумышленников, которые могут попытаться использовать свои собственные поезда. Это означает, что шасси поездов на восьми железнодорожных пограничных переходах с Польшей, Венгрией, Румынией и Словакией должны быть заменены, что приводит к остановке поездов на несколько часов.
Румыния, которая граничит по Черному морю с Болгарией, Турцией, Грузией и Украиной, также использует баржи на Дунае для перевозки товаров в свой юго-восточный порт Констанца для дальнейшего экспорта. Но погрузка на баржи делает этот процесс более сложным и дорогостоящим.
Баржа в Констанце, Румыния, где находится часть украинских товаров в пути. Фото: Андрей Пунговский/Bloomberg
На данный момент из Констанцы отгружено всего около 240 000 тонн зерна, хотя вместимость порта составляет около 2 млн тонн.
Виорел Панайт, исполнительный директор Comvex, которая управляет двумя терминалами для зерна и другого сырья, говорит, что он предвидел такие морские нарушения.
«На третий день войны мы знали, что нас ждет. Мы начали строить новый терминал, он должен удвоить пропускную способность», — говорит он. «Это будет иметь значение день за днем, неделя за неделей».
Тем временем Брюссель попросил страны-члены предоставить больше оборудования для вывоза урожая из Украины, включая грузовики, водителей и баржи. Блок также хочет внедрить так называемые полосы солидарности для улучшения связи между странами.
Представитель Европейской комиссии сказал: «В настоящее время мы сосредоточены на краткосрочных мерах по устранению узких мест, которые мешают беспрепятственному экспорту сельскохозяйственных товаров».
Панаит считает, что больше финансовых нужна поддержка или гранты от ЕС.
«Эти вещи не могут быть исправлены только несколькими компаниями, работающими вместе. Нам нужна согласованная программа поддержки Украины», — говорит он.
«Есть некоторое оборудование, которое облегчило бы перевозку зерна или пересечение границы, но когда война закончится, эти компании рискуют обанкротиться, потому что они им больше не нужны. и не может позволить себе заплатить за них».
Чтобы ускорить экспорт, румынские чиновники планируют возродить старый железнодорожный путь, совместимый с украинской системой, который соединит его с меньшим портом Галац на востоке. Но куски его отсутствуют, и до сих пор неясно, кто будет вкладывать деньги.
Тем не менее, несмотря на усилия европейских лидеров, Ставницер из ТИС утверждает, что единственный способ высвободить зерно, застрявшее в Украине, — это вести переговоры с Россией.
Украина против России: удар блокады по поставкам продовольствия
«Невозможно заменить Украину такого размера как производителя в краткосрочной или среднесрочной перспективе», — говорит он.
«Прямо сейчас, если мы ничего не сделаем, чтобы разблокировать порты, к концу года мы увидим значительный рост цен, особенно на мясо».
Он добавляет: «Есть не так много места для военных решений, они могут идти только с дипломатическими и гуманитарными решениями. Нам нужна Организация Объединенных Наций, чтобы попытаться это исправить».
В прошлом месяце министр иностранных дел Литвы предложил военно-морской эскорт для защиты конвоев, выходящих из порта Одессы и проходящих мимо российских военных кораблей, что было широко поддержано Лиз Трасс, министр иностранных дел.
Тем временем Турция ведет переговоры с Россией и Украиной об открытии коридора для экспорта зерна через пролив Босфор на северо-западе. Сообщается, что на следующей неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров посетит Турцию для дальнейших переговоров.
Однако Россия по-прежнему может экспортировать свое зерно, по словам Ставницер, в том числе урожай, «фактически украденный с Украины».
В прошлом месяце западные официальные лица предупредили, что Путин «вооружает» глобальные запасы продовольствия, демонтируя инфраструктуру, необходимую для производства продуктов питания, и блокируя порты, что может спровоцировать глобальный кризис.
Некоторые считают, что он еще более полон решимости разрушить экономику Украины, учитывая ее предполагаемую военную неудачу.
«Невозможность перевозки зерна является серьезной проблемой, но не забывайте и о других товарах, которые Украина производит на экспорт», — — говорит Панайт из Comvex. "Отсутствие этих товаров может породить огромную волну инфляции, которая может повлиять на всю нашу жизнь”.
Свежие комментарии