'Фэнтези школьника': актерский состав фильма «Побег к победе» Авторы: alamy
Мяч пронесся по воздуху молниеносный, в обрамлении серого венгерского неба. Пеле прыгнул, выполнив идеальный удар ногой, от которого сотряслась задняя часть сетки. «Резать!» — закричал режиссер Джон Хьюстон, когда товарищи по команде бросились его обнимать. В первый раз, когда его спросили, величайший футболист на земле сделал бросок с шансом один на миллион.
«Этот мяч летит со скоростью около 100 миль в час, а эти игроки бегут почти на полной скорости», — вспоминал Сильвестр Сталлоне, партнер Пеле по фильму «Бегство к победе» о Второй мировой войне 1981 года. «Вы действительно не осознаете гениальность Пеле, пока не увидите, как он замедлился: как можно одновременно скоординировать 800 мышц?»
Камеры любили Пеле почти так же сильно, как игроки соперника боялись его. . А его суперзвездная харизма проявилась в «Побеге к победе», где икона футбола, скончавшаяся в возрасте 82 лет, сыграла военнопленного с разрушительным ударом левой ноги.
«Это было фантастически для меня. У меня была возможность немного узнать об игре, и не только о футболе», — вспоминал Пеле, сыгравший тринидадского капрала Луиса Фернандеса (Бразилия пересидела войну).
«В то время Сильвестр Сталлоне … он должен был быть центральным нападающим. Он должен был быть игроком, который забил гол. Но Сталлоне не знает, как заставить велосипед пинаться. Он вошел в голы – я сделал велосипедный удар. Это был фантастический опыт для меня. Джон Хьюстон был как тренер».
Escape to Victory рассказывает историю отважной группы военнопленных союзников, которые побеждают XI нацистов, а затем с помощью игры как прикрытие, вырваться на свободу.
Кульминационная финальная сцена фильма требовала от игрока союзников выполнения технически сложного удара ногой через голову в полную силу, что обеспечило ничью 4–4. Из-за сложного способа, который Хьюстон выбрал для съемки действия, было возможно всего три дубля. Единственным проблеском стало то, что футболистом, которого призвали для выполнения маневра, был Эдсон Арантес ду Насименту, также известный как Пеле.
«Хьюстон сказал нам, что это была суперзамедленная камера, а в те дни это стоило целое состояние. Это были тысячи фунтов в секунду», — вспоминал левый нападающий «Ипсвич Таун» Кевин О’Каллаган, чья работа заключалась в том, чтобы организовать сложный пас, кульминацией которого стал удар ногой Пеле. «Он сказал, что у нас есть три дубля, чтобы сделать это».
Пеле, которому тогда было 40 лет, был далеко не в расцвете сил. Бразильская легенда также провела последние пять недель в обстановке, еще более напряженной, чем финал чемпионата мира: на съемках крупного голливудского производства. Тем не менее, когда дело дошло до самого важного эпизода в «Побеге к победе», он справился с первого раза. Вошел кросс, поднялся Пеле и, бум, связь была установлена.
Хьюстон, режиссер фильмов «Мальтийский сокол», «Африканская королева» и «Моби Дик», знал о футболе не меньше, чем Рой Ходжсон о французской Новой волне. Сталлоне, его самая большая звезда, почти ничего не слышал о Пеле. Майклу Кейну, сыгравшему бывшего игрока сборной Англии, чью карьеру грубо прервала война, было 47 лет, и он выглядел достойно.
Джон Хьюстон, Пеле и Майкл Кейн на съемочной площадке. Фото: alamy
Настоящие футболисты, собранные Хьюстоном, тоже были неоднозначными. Пеле выстроился вместе с бывшим капитаном сборной Англии Бобби Муром, а также аргентинцем и динамовцем «Тоттенхэма» Осси Ардилесом (что сделало три победителя чемпионата мира, когда вы добавили Пеле). Звездный ансамбль был дополнен игроками из Suffolk Galácticos Ipswich Town, чей менеджер Бобби Робсон дружил с продюсером Escape to Victory Фредди Филдсом.
«Он подошел к земле и спросил, не хочет ли кто-нибудь из нас сняться в кино», — вспоминал крепкий шотландский полузащитник Джон Уорк, сыгравший одного из военнопленных, завербованных капитаном Кейна Джоном Колби для победы над нацистами. «Мы пятеро из нас подняли руки — и то только потому, что этим летом мы ничего не делали. Мы искренне не осознавали, насколько большим он будет, пока не оказались в Венгрии».
Escape to Victory был вдохновлен апокрифическим правдивым рассказом о «матче смерти» Второй мировой войны на оккупированной Украине. История, впоследствии развенчанная как советская пропаганда, гласила, что «ФК Старт», состоявший из военнопленных двух киевских профессиональных команд, получил указание проиграть немецкой команде «Флакельф». Вместо этого украинцы разгромили немцев 5-3. Их немедленно отправили в шталаг за их грехи.
Хьюстон украшает довольно мрачную историю голливудской звездной пылью. Кейн сыграл капитана союзников Колби. Покойный Макс фон Сюдов был немецким майором Карлом фон Штайнером, бывшим немецким интернационалом, который предлагает игру, чтобы поднять настроение обеим сторонам (его начальство, конечно же, угоняет галстук и превращает его в пропагандистское упражнение). А Сталлоне, в то время, пожалуй, крупнейшая кинозвезда в мире, вышедшая из «Рокки», а «Рокки 2» — символический американец, прыгнул с парашютом, чтобы привлечь внимание американского рынка.
Сильвестр Сталлоне и Макс фон Сюдов в фильме «Бегство к победе» Кредит: alamy
Его участие произошло при необычных обстоятельствах. Сталлоне хотел купить пляжный домик в Малибу. Одна из выставленных на продажу недвижимости принадлежала продюсеру Филдсу, чьи фильмы включают в себя «Осторожно» и «Американский жиголо» Джонатана Демме (а также странный плагиат Дадли Мура «Жизнь Брайана» 1980 года, «Всецело Моисей!»).
Дом, как оказалось, был слишком мал для Сталлоне. Филдса это не волновало. Он застегнул актера и рассказал ему все о своем последнем проекте. Так случилось, что у Филдса был сценарий. Сталлоне забрал его домой. Через три дня продюсеру позвонили: Слай хочет войти.
Стадион MTK Stadion в Будапеште был выбран вместо парижского Stade Colombes, где военнопленные якобы играли с нацистами. Он выглядел по-настоящему допотопным и, что особенно важно, в нем не было прожекторов (которые стали стандартом только после войны).
«Раньше я не снималась в Будапеште, но побывала там на дне рождения Элизабет Тейлор. в течение четырех дней, и я помнил об этом только в каком-то алкогольном опьянении», — вспоминал Кейн. «Но когда я вернулся туда при полном ясном свете дня — черт возьми, — коммунизм меня более чем угнетает. Я преодолел депрессию, выпив слишком много вишневого бренди, а это настоящий пиздец».
Сильвестр Сталлоне и Пеле в фильме «Бегство к победе». Автор: alamy
Еще более серьезной проблемой, чем политический раскол в Европе, было эго Сталлоне. Как отметил Пеле, он настоял на том, чтобы его персонаж, капитан Роберт Хэтч, забил победный гол. Он, видимо, не осознавал, что для вратаря это будет немного надуманным даже для Голливуда. Вместо этого сценарист Джефф Магуайр добавил сцену, в которой Сталлоне отражает пенальти, просто чтобы Слай остался в игре.
Сталлоне, получавший уроки вратаря от победителя чемпионата мира по футболу Гордона Бэнкса, уже заслужил презрение футболистов, появившись с двумя телохранителями и отказавшись есть с командой. Он даже приступил к работе по правилам, когда однажды утром после раннего начала ждал три часа. На следующий день, настаивал он, он вернет время, прибыв на три часа позже графика. Как и другая звезда, Кейн счел необходимым вмешаться.
«На следующее утро мы все просидели несколько часов, ожидая его, потому что без него нам было нечего снимать», — написал Кейн в своей автобиографии 2010 года «Что это такое». «Теперь все взгляды обратились на меня, так как я тоже была звездой фильма, и всем было любопытно посмотреть на мою реакцию на то, что меня заставили так грубо ждать три часа. Думаю, они втайне надеялись, что я поссорюсь со Слаем, но у меня были другие планы.
«Когда он, наконец, прибыл, я очень многозначительно спросил, могу ли я поговорить с ним наедине. Напряжение на съемочной площадке нарастало, как все думали, вот оно — большой бюст, — но я отвела его в сторону и сказала, что накануне вечером была на вечеринке и не успела выучить свои реплики.
«Он спас меня, — сказал я с благодарностью, — дав мне время выучить их с опозданием. Я добавил, что иду на другую вечеринку той ночью и завтра у меня будет много диалогов. Неужели он снова опоздал на пару часов?.. Он больше никогда не опаздывал. “
Сталлоне также был недоволен минималистским стилем Хьюстон. Как режиссер «Рока и Рокки 2» Сталлоне дал подробные инструкции своим актерам. Хьюстон, напротив, просто появился и начал стрелять.
Кейн катался с ним. Сталлоне не переставал ворчать. В конце концов он убедил Каина пойти с ним в Хьюстон. Но у режиссера этого не было. «Если вы правильно подобрали своих актеров, Слай, вам нечего им сказать», — сказал он. «Только режиссеры, которые не знают, как подбирать актеров, должны постоянно с ними разговаривать». Сталлоне успокоился, но лишь немного. На выходе он прошептал Кейну: «Я все еще думаю, что режиссер должен что-то сказать этим чертовым актерам».
Несмотря ни на что, «Побег к победе» стал приличным хитом даже в Америке, где он был выпущен как Победа. Его по-прежнему любят и по сей день — основной продукт дождливого дня, который можно посмотреть вместе с «Большим побегом», которому он отдает дань уважения своей веселой темой.
Ремейк даже обсуждался, чтобы его снял Даг Лайман. Он работал с Томом Крузом над фильмом «Грань будущего», поднимая восхитительную возможность того, что Круз будет рыскать по штрафной площади в роли Сталлоне, управляющего воротами союзников.
Одна из причин долголетия «Побега к победе» заключается в том, что футбольные сцены достаточно аутентично. Да, Кейн много болтает о предполагаемой звезде «Вест Хэма» и сборной Англии. Но футболисты развлекаются, разбрасывая сверхтяжелый ретро-футбол. А кадры замедленной съемки, снятые знаменитым американским спортивным фотографом Робертом Ригером, обладают балетным качеством.
Строппи, Хитрый Сталлоне и тоскливая Венгрия времен холодной войны, несмотря на то, что большинство из тех, кто в этом участвует, веселятся. «Иногда фильмы — это воплощение детской мечты, — писал Кейн. «В этом фильме я был капитаном нашей футбольной команды, в которую входили такие великие имена, как Пеле, Бобби Мур, Осси Ардилес и польский капитан чемпионата мира Казимеж Дейна… это действительно было похоже на воплощение фантазии школьника».
Свежие комментарии