'Я не думаю, что все, чем я являюсь, это теневая сторона': Пол Дано Фото: Chieska Fortune Smith < р>Когда Стивен Спилберг попросил Пола Дано сыграть его отца в «Фабельманах», фильме о собственном детстве режиссера, 38-летний актер воспринял это как «самый большой комплимент». В конце концов, по словам Дано, Спилберг — «один из величайших режиссеров всех времен». Но также, добавляет он, «многое значило, что он хотел, чтобы я сыграл этого вдумчивого и любящего человека, потому что по какой-то причине многие из ролей, которыми я наиболее известен, — он делает паузу, хмурится, — не были это».
Это преуменьшение. Первая заметная роль Дано была в комедии 2006 года «Маленькая мисс Счастье», в которой он противоречил приподнятому настроению фильма в образе помешанного на Ницше подростка. Его настоящий прорыв, однако, случился год спустя в фильме Пола Томаса Андерсона «Там будет кровь», где он сыграл огнедышащего пятидесятнического пророка Илия Сандея, плеснувшего святой водой на почерневший от масла лоб Дэниела Дэй-Льюиса. (Изначально Андерсон назначил Дано на меньшую роль коварного брата Илая Пола, но повысил его через две недели после начала съемок после того, как актер, первоначально выбранный на роль Илая, был уволен).
С тех пор Дано был рабовладельцем-психопатом в «12 лет рабства», подозреваемым в похищении детей в «Заключенных» и осужденным убийцей, отбывающим пожизненное заключение в «Побеге из Даннеморы». В прошлогоднем «Бэтмене» его версия Загадочника представляла собой ползучую смесь серийного убийцы Зодиака и смертоносного инчела, с ног до головы одетого в армейские излишки и транслировавшего свои преступления в прямом эфире онлайн-армии последователей.
Откуда взялась эта необыкновенная склонность к темноте? Дано выглядит искренне растерянным из-за вопроса, как будто его спросили о чем-то печально известном, когда-то сделанном его кузеном, о чем он намеренно не задумывался.
— Я действительно не уверен, — наконец говорит он. «Потому что я не думаю, что встречаюсь с таким в жизни. Я имею в виду, я надеюсь, что не выгляжу для тебя монстром. Это разумный момент. Сидя на кухне своей бруклинской квартиры, одетый в флисовую молнию и шерстяную шапку, натянутую на взъерошенные волосы новоиспеченного отца — он и его партнер, актриса Зои Казан, приветствовали своего второго ребенка 11 недель назад — Дано поражает меня как из тех, кто готовит скудный пирог с заварным кремом или с кем можно поменяться советами по ферментации в очереди в кофейню.
Прорыв: Пол Дано в роли огнедышащего пятидесятнического пророка Илая Сандея в фильме «Там будет кровь». Авторы: Мелинда Сью Гордон. вход, — уступает он. «Но если там есть мастерство…» Он замолкает. «Это не то, что я могу объяснить».
Вот почему он был так благодарен Спилбергу. «Многие из наиболее значимых для меня частей на самом деле были противоположностью «Нефть будет кровь» и всем, что к ней привело. Поэтому то, что Стивен попросил меня сыграть его отца, было важно. Я не думаю, что все, что во мне есть, — это теневая сторона».
Возможно, именно потому, что Дано кажется таким нормальным и порядочным человеком, на экране мы читаем его мягкое, круглое, спокойное лицо как маску. , скрывающие темные скрытые мотивы. Одним из самых тревожных моментов в «Бэтмене» был простой снимок Загадочника в его камере, на его лице играла нежная улыбка. Это было ужасно не потому, что он казался опасным или диким, а потому, что он казался хорошим.
Тревожно: Пол Дано сыграл Загадочника в прошлогоднем «Бэтмене». Фото: LANDMARK MEDIA/Alamy Stock Photo
Как бы то ни было, Дано сегодня действительно кажется в порядке, и это понятно, поскольку его игра в «Фабельманах» — да и фильм в целом, теперь считающийся лидером «Оскара» после победы на «Золотом глобусе» на этой неделе — является одной из самых ярких жемчужин в истории. расписание кинотеатров на зиму. Он существует благодаря комментарию, сделанному писателем Тони Кушнером, когда они со Спилбергом были на съемках фильма «Мюнхен» в 2004 году. Спилберг рассказал Кушнеру об крайне неловком моменте в подростковом возрасте: он понял, что у его матери роман с друг семьи позвонил Берни Адлеру после того, как заметил, как они ведут себя вместе в домашнем видео, которое он снял.
Это сразу же поразило Кушнера как творчески формирующий момент в жизни режиссера, чье увлечение разбитыми семьями отразилось в таких разных фильмах, как «Инопланетянин: инопланетянин» и сериал об Индиане Джонсе.
«Когда-нибудь вам придется снять об этом фильм», — посоветовал Кушнер, — и 16 лет спустя они сделали именно это, прорабатывая сценарий в Zoom во время первого карантина 2020 года. В начале следующего года Спилберг организовал видеозвонок с Дано, чтобы опробовать его на роль Берта Фейбельмана, слегка вымышленного аналога его отца Арнольда. Он уже выбрал Мишель Уильямс на роль своей матери, которую на экране звали Митци, а в жизни Лия, после того, как увидел ее душераздирающую роль несчастной жены в фильме 2010 года «Голубая валентинка». Но когда дело дошло до Дано, интерес Спилберга был больше вызван тем, что актер еще не сделал на экране, после того, как друзья рассказали ему, насколько честным и интровертным был Дано вдали от своих знаменитых чудаковатых ролей.
«Самый большой комплимент»: Стивен Спилберг попросил Пола Дано (слева) сыграть его отца в фильме «Фабельманы». Кредит: Мери Вейсмиллер Уоллес/Universal Pictures и Amblin Entertainment через AP
Дано морщится. Он не хочет «начинать говорить о себе так, чтобы это звучало как примадонна», но говорит, что, когда Спилберг предложил ему роль, «я увидел в его глазах, что этот фильм значил для него и что лично было поставлено на карту». ». Спилберг ясно дал понять, что не ищет подражания или каких-то преобразующих усилий, которые потребовали бы от Дано набора веса. (Арнольд Спилберг, умерший в августе 2020 года в преклонном возрасте 103 лет, был крепким украинским еврейским иммигрантом во втором поколении.) Вместо этого он просто передал Дано ключ от своего семейного архива. Внутри он нашел два бесценных интервью, данных Арнольдом, который сам был заметной фигурой: он служил в Индии во время Второй мировой войны в Корпусе связи армии США, прежде чем разрабатывать первые компьютеры для IBM и General Electric.
Работа Арнольда требовала, чтобы семья Спилбергов регулярно переезжала в детстве Стивена: из Огайо в Нью-Джерси, в Аризону, а затем в будущую Силиконовую долину в северной Калифорнии, где мог расцвести гений Арнольда в области электроники. Я спрашиваю, задело ли это за живое Дано, чья семья тоже перебралась из тесной манхэттенской квартиры в разные пригороды Коннектикута, когда он был ребенком. (Его отец был финансовым консультантом низшего звена, мать домохозяйкой.) Но он возражает: фильм говорил ему не столько о его прошлом, сколько о том, где он находится сейчас. «Это было о том, что значит быть мужем и отцом. Несмотря на то, что в самом фильме есть красивая ностальгия по нему, темы казались очень актуальными».
Пол Дано с его партнерша актриса Зои Казан. Фото: Артуро Холмс/FilmMagic
Родители Спилберга развелись в 1966 году, когда режиссеру было 19 лет. Хотя это была интрижка его матери, отца он отверг; они были разлучены в течение следующих 15 лет. Дано говорит, что пытался запечатлеть этот «прилив дискомфорта» в своих сценах с Габриэлем Лабеллем, который играет подростка Сэмми Фейбельмана: «Я думаю, что его отец в каком-то смысле упал на свой меч. Он сдерживал то, что чувствовал, либо потому, что не знал, как это выразить, либо ради своей семьи». По его словам, он по-новому осознал, «что люди вполне могут любить друг друга и своих детей, а брак все еще недолговечен».
По его словам, любимые роли Дано — те, которые позволяют ему развивать в себе определенные качества: у Берта это были его хладнокровие и рациональность, которые оказались незаменимыми с момента рождения ребенка номер два. Так что же привносит игра, скажем, суперзлодея из комиксов в его родительскую игру?
Ницше-безумный подросток: Пол Дано со Стивом Кареллом в фильме «Маленькая мисс Счастье», 2006 г. Фото: кадры из фильма
— Ну, — начинает он неуверенно. «Каким бы мрачным ни был этот персонаж, в нем был элемент восхитительности. Я думаю, хотя мы и пытались придать Риддлеру глубину, в нем также было немного озорства». Несмотря на это, продолжает он, ему становится все труднее играть со злом: «Это совершенно другая игра с мячом, чем когда мне было 20 лет, и я психологически мог бросаться с места». С тех пор, как в 2018 году он стал отцом (его старшей дочери Альме сейчас четыре года), «я перестал держать эти книги у кровати на ночь. Чтение о травмах и серийных убийцах или о чем-то еще должно быть ограничено рабочим временем, потому что я знаю, что я также должен быть отцом».
Ранее за ним ухаживали, чтобы он играл других злодеев из комиксов: «Были заигрывания, которые не совсем срабатывали, а другие я предпочитал не делать». Но сценарий режиссера Мэтта Ривза для «Бэтмена» явно отличался: «Все это было так полно реализовано на странице. Поскольку это был фильм о супергероях, а их снимается так много, наверное, я не ожидал чего-то настолько… — он тянется к нужному слову — «хорошо. Вы знаете, это был настоящий фильм. Немного рискованно и социально значимо».
Пол Дано — рабовладелец-психопат в фильме «12 лет рабства». Фото: PictureLux/The Hollywood Archive/Alamy Stock Photo
Его руководящим принципом при выборе ролей «является вера в целое, а не только в часть, так сказать». «Узники» Дени Вильнёва (2013) проверили этот подход до предела; инстинктивно Дано чувствовал, что играть подозреваемого в похищении детей было бы слишком. «Но в конце концов я сделал это, потому что верил в фильм», — говорит он. «Честно говоря, мне совсем не нравилась эта идея. Потому что когда тебе нужно попасть туда, там противно и грязно».
Опыт был настолько изнурительным, что во время съемок в Атланте он начал писать сценарий ночью в своем гостиничном номере, чтобы сбежать от воображения. Это была экранизация романа Ричарда Форда «Дикая жизнь», в котором, как ни странно, рассказывается о подростке, который смирился с неверностью своей матери в пригороде США 1960-х годов. В 2018 году Дано сам снял его, тонко и красиво, с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган в роли разделяющихся родителей. Темными вечерами в Атланте он и Казан обменивались черновиками по электронной почте.
«Обычно во время съемок нет ни времени, ни места, чтобы думать о чем-то еще, — говорит он. «Но в тот раз мне нужно было, чтобы кто-то составил мне компанию».
'Отвратительный и грязный': Пол Дано в роли похитителя детей с Джейком Джилленхолом в фильме «Заключенные»
Стоимость оставаться в образе в наши дни не так круто, хотя был один момент на The Fabelmans, когда работа потребовала своего рода потерь. В финальной сцене режиссер Дэвид Линч появляется в неожиданной эпизодической роли: актер Дано отчаянно хотел проскользнуть на съемочную площадку и посмотреть, как работает маэстро Малхолланд Драйв, но в конце концов решил, что такое поклонение героям его затянет. слишком далеко от уравновешенного мышления Берта.
«Пол хотел выйти из пузыря, но я остался в стороне ради Берта», — с сожалением говорит он. «Загоняешь себя в то бредовое состояние, когда ты уже не ты сам…» Он оглядывается на кухню, где возится Казан, неся на перевязи новорожденного; затем продолжает без особого сожаления: «Сейчас это немного сложнее, чем было раньше».
Фабельманы в кинотеатрах с 27 января
Свежие комментарии