Несмотря на то, что существующий флагманский авиаперевозчик Saudia был основан несколько десятилетий назад, его обогнали региональные конкуренты. Фото: Bandar Algaloud/Getty Images
Mohammed бен Салман Аль Сауд известен своей скромностью.
С момента прихода к власти де-факто правитель Саудовской Аравии щедро тратил средства на модернизацию Королевства, включая планы по строительству города в пустыне стоимостью 500 млрд долларов.
p>
Поэтому, когда MBS, как он известен, решил, что хочет превратить Саудовскую Аравию в авиационную сверхдержаву, он не стеснялся своих амбиций.
Вместо того, чтобы инвестировать в существующую авиакомпанию страны , он объявил о планах создать с нуля совершенно новую авиакомпанию.
Riyadh Air хочет стать «новой авиакомпанией мирового класса, которая определит будущее авиации», — сообщают потенциальным кандидатам на работу.
Официально обнародованная неделю назад, Саудовская Аравия несколько дней спустя потратила 30 миллиардов фунтов стерлингов на авиапарк. из 72 самолетов Boeing для авиакомпании, что стало пятым по величине заказом производителя за всю историю.
Запуск Riyadh Air — последний поворот в соперничестве в Персидском заливе, поскольку Саудовское Королевство соперничает с авиакомпаниями ОАЭ Emirates, Национальная авиакомпания Абу-Даби Etihad и Qatar Airways.
«Чистая конкуренция», — говорит один из топ-менеджеров, тесно сотрудничавший с MBS и саудовским режимом. «Это: «Мое больше, чем твое». И им движет наследный принц и его эго».
Родословная Саудовской Аравии в коммерческой авиации опережает своих соседей.
Первоначальная флагманская авиакомпания Saudia была запущена в 1945 году, более чем за полвека до Эмирейтс, почти за 60 лет до открытия Qatar Airways и почти за семь десятилетий до Etihad.
Тем не менее. три конкурирующие авиакомпании быстро зарекомендовали себя как международные тяжеловесы, в отличие от Саудовской Аравии.
Эмирейтс, например, является крупнейшей в мире международной авиакомпанией.
Катар, тем временем, владеет 25 процентами акций материнской компании British Airways, а его суверенный фонд имеет 20 процентов акций аэропорта Хитроу.
Etihad помогла создать себе репутацию во всем мире благодаря спонсорству чемпиона Премьер-лиги «Манчестер Сити», чей стадион на 53 000 мест известен просто как «Этихад».
Другой инсайдер отрасли говорит о Riyadh Air: «Это говорит миру: «Посмотрите вверх и примите к сведению». Вы игнорировали нас целую вечность, но у нас есть ведра денег, и мы можем потратить больше, чем вы».
MBS переманил британца Тони Дугласа из Etihad, чтобы управлять Riyadh Air, в то время как саудовцы также наняли Питер Беллью, бывшая правая рука Майкла О'Лири и бывший операционный директор easyJet. (Для Дугласа, поддерживающего «Эвертон», переход означает, что ему больше не придется смотреть «Манчестер Сити» в выходные дни, хотя спонсирование «Ньюкасл Юнайтед» Саудовской Аравией означает, что ему, возможно, придется по-прежнему следить за соперниками.)
< р>Планы наследного принца не ограничиваются только новой авиакомпанией. Трансформируется и аэропорт имени короля Халеда в столице Саудовской Аравии, об этом было объявлено в ноябре.
Планы по превращению Саудовской Аравии в центр путешествий, туризма и торговли зависит от реконструкции международного аэропорта имени короля Халида. Поездка/Alamy Stock Photo
Новый аэропорт будет иметь шесть параллельных взлетно-посадочных полос и будет рассчитан на прием до 120 миллионов пассажиров к 2030 году, что примерно на 50% больше, чем даже Хитроу мог похвастаться на пике своего развития в 2019 году.
Уилли Уолш, бывший глава British Airways, в декабре предупредил, что любой новый крупный узловой аэропорт не должен находиться «в непосредственной близости от Дубая и Дохи».
Вывод был ясен: новый аэропорт наследного принца не только не дополняет друг друга, но и составит конкуренцию существующим региональным хабам.
Роберт Бойл, бывший директор по стратегии IAG, материнской компании BA, а ныне независимый консультант, говорит, что «местный рынок никоим образом не оправдывает такой масштаб пропускной способности».
«Нужен ли нам еще один [аэропорт]? Нет, — добавляет он.
«Обеспечение успеха короля Халеда «будет очень, очень сложной задачей», — сказал Уолш.
«Если кто-то сможет реализовать это стремление, … это, вероятно, Саудовская Аравия, потому что у вас есть видение будущего, которое поддерживается доступными финансами и четкой решимостью достичь этого».
Новый аэропорт и авиакомпания являются основными планами саудовского «Видения 2030».
С экономической точки зрения это означает диверсификацию страны от нефти к туризму, инфраструктуре и развлечениям. MBS также хочет, чтобы Саудовская Аравия стала крупным торговым узлом, соединяющим Европу, Азию и Африку.
Обнародование планов MBS в отношении Riyadh Air произошло всего через 48 часов после разрядки напряженности при посредничестве Пекина был согласован с Ираном.
Организованное Китаем сближение между Эр-Риядом и Тегераном является ключом к тому, чтобы позволить МБС реализовать свои региональные амбиции. Фото: China Daily/Reuters
Присутствие Ирана на стороне было критически важным. Иран с шиитским большинством и Саудовская Аравия с суннитским большинством враждуют друг с другом с 2016 года, когда Саудовская Аравия казнила известного шиитского ученого.
В ответ протестующие вторглись в дипломатические посты Саудовской Аравии в Иране.
Напряженность в регионе между двумя странами затруднила бы планы Саудовской Аравии по установлению контроля над небом над Ближним Востоком.
Социальные реформы также играют ключевую роль в плане MBS «Видение 2030».
Опытные иностранные наблюдатели утверждают, что приверженность строгим исламским ценностям сокращается, хотя и медленнее, чем хотелось бы многим на Западе.
Основные права человека, такие как признание роль женщин в обществе коренным образом изменилась за последнее десятилетие.
Тем не менее, вашингтонская некоммерческая организация Freedom House по-прежнему поставила стране всего 8 баллов из 100 за политические права и гражданские свободы в своем последнем аудите.
Буквально на прошлой неделе ФИФА была вынуждена отказаться от планов по спонсорству Саудовской Аравии Чемпионат мира по футболу среди женщин 2023 года после жалоб со стороны организаторов Австралии и Новой Зеландии.
«Эта страна все еще отстает от Дубая на семь или восемь лет, — говорит один бизнесмен, который регулярно посещал Чемпионат мира по футболу. стране в течение многих лет.
Кроме того, вложение денег в авиакомпанию, даже в огромных количествах, не гарантирует успеха.
Etihad пришлось пройти через болезненную реструктуризацию под руководством Тони Дугласа, несмотря на богатство Абу-Даби. Пятилетний план реорганизации привел к сокращению штата Etihad с 29 000 до 8 500 человек.
«Нам приходилось [выполнять] операции на открытом сердце на балансе», — сказал Дуглас Telegraph в июле прошлого года.
Бойл объясняет, что Эмирейтс, запущенная в 1985 году и управляющая другого британца, сэра Тима Кларка, «была отличной идеей и имела огромный успех».
Но он добавляет: «История предполагает, что было место для еще одной [авиалинии].
«У Саудовской Аравии все деньги. В конце концов это не очень помогло Etihad, но вы знаете, что они говорят: количество само по себе имеет качество.
«У Саудовской Аравии большие планы по диверсификации экономики и развитию туристического бизнеса. У них, безусловно, есть проблема с «позиционированием бренда», которую нужно решить, но большие деньги могут компенсировать это со временем».Заказ Riyadh Air на 72 самолета Boeing 787 Dreamliner является пятым по величине заказом американской компании за всю историю. Фонд (PIF) – МБС держит в тайне более мелкие детали Riyadh Air.
Утверждается, что авиакомпания, как ожидается, добавит 20 миллиардов долларов роста ненефтяного ВВП Саудовской Аравии и создаст более 200 000 прямых и косвенных рабочих мест.
Riyadh Air является частью планов по превращению Королевства в «ворота в мир и глобальное направление для транспорта, торговли и туризма».
Несмотря на нехватку пропускной способности в аэропорту Хитроу, у новой авиакомпании MBS есть потенциал использовать три пары слотов для взлета и посадки.
Когда British Airways приобрела British Midland International, флагманскому авиаперевозчику Великобритании пришлось отказаться от некоторых слотов, чтобы удовлетворить требования регулирующих органов.
Слоты были розданы участникам, но их можно было использовать только на определенных маршрутах. По стечению обстоятельств, один из этих маршрутов — из Лондона в Эр-Рияд.
На сегодняшний день этими слотами владеет Саудовская Аравия.
Однако уже ходят слухи, что Саудовской Аравии будет приказано передать их своей дочерней авиакомпании, как и когда она будет готова, что даст Riyadh Air жизненно важную точку опоры в одном из самых востребованных аэропортов мира.
Для Дугласа и Беллью, ирландского ветерана, который также ранее был исполнительным директором Malaysian Airlines, есть много поводов для оптимизма.
Сможет ли Riyadh Air подняться достаточно высоко, чтобы соответствовать требованиям MBS& #39; его высокие амбиции, однако, еще предстоит выяснить.
Свежие комментарии