Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов об упавшем Ан-22: «Ресурс выработан, запчастей не производят»
Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» потерпел крушение в Фурмановском районе Ивановской области 9 декабря. По последним данным, на борту находились семь членов экипажа. Их судьба на данный момент неизвестна.
Фото: t.me/aznovost
тестовый баннер под заглавное изображение
По предварительной информации оперативных служб, самолет совершал плановый облет после проведения ремонтных работ. Обстоятельства катастрофы выясняются. Согласно первым сообщениям, воздушное судно потерпело крушение в районе Уводьского водохранилища, фрагменты обнаружены на поверхности воды.
На место происшествия немедленно выехали подразделения МЧС, поисково-спасательные службы и следственные органы. Ведется работа по ликвидации последствий и установлению всех причин случившегося.
Ан-22 — уникальный советский турбовинтовой самолёт, первый в мире широкофюзеляжный воздушный транспортник такого класса и до сих пор самый крупный турбовинтовой самолет в истории. Его разработали в киевском ОКБ Антонова в 1960-х годах для стратегических перевозок тяжелой и крупногабаритной техники на межконтинентальные расстояния. Первый полет «Антей» совершил 60 лет назад, в 1965 году.
Самолет оснащен четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями, способен перевозить до 80 тонн груза на расстояние 5000 километров и благодаря уникальной конструкции шасси может работать с грунтовых аэродромов. За время эксплуатации Ан-22 сыграл ключевую роль во многих операциях по переброске войск, крупной техники, участвовал в войне в Афганистане, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в многочисленных гуманитарных миссиях.
Однако, как отмечают эксперты, парк этих самолетов, большей частью выпущенных более 50 лет назад, давно выработал свой ресурс. Поддержание их в летном состоянии сопряжено с огромными трудностями из-за морального и физического устаревания. В последние годы количество действующих Ан-22 стремительно сокращалось, по некоторым оценкам, до единиц. Ранее сообщалось о планах окончательно вывести эти самолеты из эксплуатации, заменив их на более современные Ил-76МД-90А.
Следственный комитет России начал доследственную проверку по факту катастрофы. Информация уточняется.
Как написал в своем канале эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, самолет уже был весьма стар и выведен из штата МО РФ, но его пытались продолжать использовать и после ремонта он отправился на летные испытания, где и упал. Погибшие пилоты успели отвести машину от населенной местности. «Когда ресурс вышел, надо либо на слом, либо в музей», — подытожил Рожин.
Ситуацию «МК» прокомментировал экс-заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, пока делать однозначные выводы о причинах катастрофы очень сложно и преждевременно. С момента происшествия прошло слишком мало времени.
— Мы знаем лишь внешние обстоятельства, которые могут служить ориентирами для расследования, но устанавливать причины будет специальная комиссия.
Что касается самого самолета, то это действительно легендарная машина — Ан-22 «Антей». Это огромный четырехдвигательный турбовинтовой военно-транспортный самолет, который долгие годы был надежной «рабочей лошадкой» военно-воздушных сил. Он успешно эксплуатировался для перевозки тяжелой техники и личного состава.
Однако важно понимать, что это самолет прошлого века. Его серийное производство давно прекращено. Как следствие, возникают серьезные проблемы с поставкой запасных частей, комплектующих и деталей для двигателей. Самолетный парк этих машин выработал свой первоначальный ресурс, и для продления срока службы требуются сложные и масштабные работы по восстановлению и модернизации.
Именно поэтому тот факт, что полет был испытательным и проводился после ремонта, становится ключевым в расследовании. Комиссии предстоит тщательно изучить, какие именно работы выполнялись на заводе, как проводились предполетная подготовка и само испытание.
Вероятнее всего, причина носит технический характер — отказ какой-либо системы, агрегата или двигателя, возможно, связанный с усталостью материалов или сложностями с ремонтной базой. Но повторюсь: это лишь предположение на основе известных фактов. Окончательный вердикт должна вынести комиссия, которая уже приступила к работе, и в ближайшее время мы, надеюсь, получим официальные выводы.
— Да, этот самолет, безусловно, морально и физически устарел. Насколько мне известно, высшее командование военно-транспортной авиации еще пару лет назад заявляло о планах по окончательному выводу Ан-22 из эксплуатации в связи с выработкой ресурса.
Почему конкретно этот борт оказался в воздухе — предстоит выяснить. Возможно, его пытались поддерживать в летном состоянии для решения каких-то специфических задач, так как его уникальная грузоподъемность до сих пор востребована. Однако эта трагедия с новой остротой ставит вопрос о необходимости ускоренного обновления парка военно-транспортной авиации. Комиссия во всем разберется и предоставит общественности подробный отчет.































Свежие комментарии