Дастин Хоффман и Сьюзан Джордж в фильме «Соломенные псы» Авторы: Алами
В ретроспективном интервью 1978 года режиссер Сэм Пекинпа обсуждал многие из главных картин, которые он сделал, в том числе «Дикая банда», «Элита убийц» и «Баллада о Кейбл Хог». Вопреки своей непростой и воинственной репутации Пекинпа был в приподнятом настроении; в расшифровке стенограммы отмечается, что «обсуждение происходило довольно часто смехом».
Однако один фильм остановил веселье. Когда режиссер коснулся своего печально известного триллера 1971 года «Соломенные псы», он резко заявил, что работает с «очень плохой книгой», что он сильно переписал сценарий, что он недоволен выбором актрисы Сьюзен Джордж и что он и звезда Дастин Хоффман сотрудничал над финалом. Но вместо того, чтобы вдаваться в подробности о проблеме, с которой он столкнулся, Пекинпа объявил, что «[кинопроизводство] — всегда авантюра, всегда борьба и … это приключение!»;
& quot; Приключения & quot; будет одним из способов описания происхождения, производства и восприятия единственного фильма Пекинпы, действие которого происходит в Великобритании, вышедшего 40 лет назад в этом месяце. Психологический триллер, основанный на романе Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера», последовал за гораздо более легким и расслабленным вестерном 1970 года режиссера «Баллада о Кейбл Хог», а также его шедевром «Дикая банда». На этом этапе своей карьеры Пекинпа был связан с фильмами, в которых использовался провокационный подход к проблемам токсичной мужественности. Но чего мало кто ожидал, включая цензоров, так это того, насколько далеко он продвинет свои темы в этой корнуэльской обстановке. Это привело к его самой печально известной и противоречивой картине, которая разделяет даже сторонников Пекинпы сегодня.
Хотя «Дикая банда» стала кассовым хитом, и Пекинпа был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, доброжелательность, которую он породил со своей студией Warner Bros, была сразу же растрачена впоследствии хаотичной постановкой «Баллады о Кейбл Хог». Фильм противоречил своему добродушному тону тем, что был снят под воздействием огромного количества алкоголя. Он сильно превысил бюджет и график съемок, и Пекинпа теперь считался как кассовым отравом, так и лично ядовитым, так как впоследствии ему было трудно найти достойную работу. Поэтому, когда продюсер Дэниел Мельник предложил ему работу над адаптацией романа Уильямса — после того, как Роман Полански отказался от нее, — он знал, что другие возможности Пекинпа ограничены.
Хотя режиссер презирал исходный материал, который был написан за девять дней, чтобы заработать его автору 300 фунтов стерлингов, он прокомментировал, что «[соавтор] Дэвид Гудман и я сели и попытались сделать что-то достоверное из этой гнилостной книги. . Мы сделали. Единственное, что мы сохранили, — это саму осаду.
Основная посылка романа и фильма осталась прежней. Американский ученый и его жена-британка переезжают в небольшую деревню в Корнуолле, где их брак переживает трудности, и американец оказывается неспособным вписаться в подозрительное, сплоченное сообщество. Зарождающаяся напряженность в конечном итоге находит свое разрешение, когда муж и жена оказываются под ударом местных жителей, подозревающих их в укрывательстве детоубийцы.
В обоих случаях центральной темой является степень, в которой потенциал человека к насилию может быть раскрыт в экстремальных обстоятельствах: это постоянная забота Пекинпы на протяжении всей его карьеры. Название фильма взято из некоторых строк из Дао Дэ Цзин, а именно: «Небо и Земля беспристрастны; они относятся ко всему творению как к соломенным псам ». «Соломенная собака», китайский церемониальный объект, недолго хранилась в сокровищнице, но затем, не раздумывая, отбрасывалась. «Если жизнь мерзкая, дешевая, грубая и короткая, — рассуждал Пекинпа, — тогда разве не будет увлекательно наблюдать, как далеко зайдут люди, чтобы защитить свою собственную, даже если они уже подверглись физическому и духовному насилию».
Пекинпа заплатили 200000 долларов за соавторство в написании сценария и сняли фильм «Соломенные псы», и он принял предложение из-за финансовой необходимости, а не из желания снять еще один жестокий фильм. Он планировал, что «Дикая банда» станет его последним словом в этом вопросе, но столкнувшись с безработицей и остракизмом со стороны отрасли, он неохотно принял приглашение Мельника. Как он прокомментировал: «Они хотят увидеть, как вылетают мозги? Я дам им мозги вылетать! ''
Сьюзен Джордж и Дастин Хоффман в фильме «Соломенные псы» Авторы: Алами
Он отправился в Лондон, где вместе с Гудманом работал над сценарием, и наслаждался лести, которую он получал от благоговейных британских режиссеров. Работая над проектом, он нашел историю, которую хотел рассказать. После убийств Мэнсона, продолжающегося участия Америки во Вьетнаме и очевидных бесконечных взрывов, убийств и жестоких протестов, типичных для современной жизни, казалось, что его страну раздирают на части в бесконечных гражданских конфликтах. Пекинпа заметил, что «Все боролись против насилия, боролись против этого, боролись против этого». К счастью, он заключил, что «это было в каждом».
Именно это качество обывателя он искал в своем ведущем актере, когда дело доходило до роли американского математика Дэвида Самнера на главной роли. Это была не роль, которая требовала от типичного актера Пекинпы-мачо, такого как Уильям Холден или Джейсон Робардс, а более тихого и интроспективного исполнителя, который не сразу произвел на публику впечатление ожидающего человека действия.
Он выбрал Дастина Хоффмана, только что номинированного на «Оскар» за свои незабываемые роли в «Выпускнике» и «Полуночный ковбой», и который сознательно искал спорные проекты. Он принял гонорар в 600 тысяч долларов — не только в три раза больше, чем Пекинпа, но и треть всего бюджета в 2 миллиона долларов — и, таким образом, поднял проект из редкостного фильма категории B до крупного голливудского проекта. Это был путь к респектабельному руководству для его неукротимого директора, если он будет вести себя прилично.
Он этого не сделал. Для Пекинпы было типично, что он завязал роман с секретарем, которого он нанял для постановки, Кэти Хабер, и не менее типичным было то, что она пришла в ужас от сценария, над которым она работала. В какой-то момент она задалась вопросом: «На кого я работаю, Джек Потрошитель?»
«Все боролись против насилия»: Хоффман и Джордж встречаются с местными жителями в фильме «Соломенные псы». Фото: Алами
Она была особенно потрясена поворотной сценой изнасилования, которая произошла в середине сценария, в которой жена Самнера Эми подвергается нападению двух жителей деревни, в то время как он был отвлечен фальшивой охотой. Сцена была не только откровенной и изнурительной, но и вызвала споры, подразумевая, по крайней мере, поначалу, что Эми наслаждалась изнасилованием бывшего любовника. Даже по стандартам других сексуально заряженных фильмов того времени, таких как «Заводной апельсин» и «Дьяволы», это был чрезвычайно сильный, даже оскорбительный материал.
Роль Эми оказалось трудным подобрать, не в последнюю очередь потому, что гонорар Хоффман означал, что постановка не могла позволить себе британскую актрису из первоклассных фильмов. Хотя на эту роль рассматривались такие, как Шарлотта Рэмплинг, Хелен Миррен и — если оглянуться назад, невероятно — бывшая звезда Диснея Хейли Миллс, Пекинпа в конечном итоге выбрала 20-летнюю Сьюзан Джордж, начинающую звезду.
Он одновременно был привлечен к ней и рассержен ею, возможно, потому, что она была чем-то недосягаема. Позже Джордж описал их сотрудничество как «великие отношения любви и ненависти … он знал, что я умный и мыслитель, и он знал, что я злой, и все это было для него привлекательно, и все же он хотел бы все это порвать». подальше от меня, чтобы мне пришлось пойти и потребовать его обратно ''. Неудивительно, что она подумала: «Кто этот человек … он пугает меня до смерти».
Как только начались съемки, Пекинпа и его актеры направились в Корнуолл, а режиссер устраивал пропитанные алкоголем вечеринки, чтобы побудить актеров, которые играли жителей деревни, войти в характер. Естественно, он подавал пример, участвуя в пьяных драках со своим актерским составом, некоторые из которых были госпитализированы после раунда особенно энергичной игры. Сам Пекинпа продолжал пить во время съемок, зная, что руководители студии не следят за его действиями. К сожалению, после ночного запивания текилы, в котором Пекинпа настоял на том, чтобы его отвезли в Лэндс-Энд в 3.30 утра, чтобы посмотреть на море, директор заболел пневмонией и был переведен в лондонскую клинику.
Сьюзан Джордж в 1965 году Фото: Getty
Хоффман, обеспокоенный тем, что он подписался на обреченный проект, попросил уволить Пекинпа и нанять на его место режиссера Питера Йейтса, который недавно добился успеха в триллере Стива Маккуина «Буллит». Режиссер Мартин Баум заверил Хоффмана, что выздоровевшая Пекинпа сможет вернуться к работе в полной силе. Он был откровенен с заблудшим директором, говоря: «Сэм, ты болен. Если я тебя уволю, ты больше никогда не будешь работать. Если я оставлю вас, я должен иметь ваше безоговорочное обещание, что вы будете трезвыми, стойкими и ответственными за оставшуюся часть картины ».
Пекинпа напомнил, что «Соломенные псы» были его последним шансом продолжить свою карьеру, сократил употребление алкоголя до приемлемого уровня, даже когда Баум послал ему обнадеживающую телеграмму, в которой говорилось: «Я всю жизнь делал ставку на людей … теперь я ставлю свои последние фишки на Сэм Пекинпа. Я верю в ваш талант, отвагу и полную самоотдачу ».
Он вернулся к работе помолодевшим и наладил мосты с Хоффманом, который назвал работу над фильмом «сложной» и полезной, особенно свои отношения с Пекинпой. «У него была непосредственность ребенка», актер вспоминал: «[и] придумывал очень захватывающие вещи». По окончании натурных съемок Пекинпа и его актеры вернулись в лондонскую студию Twickenham Studios, чтобы снимать внутренние сцены, которых у Джорджа были основания опасаться.
Режиссер ранее создавал напряженность в ее исполнении, делая провокационные комментарии, такие как: «Подожди, пока твои родители получат кучу сцены изнасилования, которую мы собираемся снимать, детка … как ты думаешь, как они отреагируют, думаю, они это сделают». Значит, гордиться своей драгоценной девушкой? Как сказал Джордж: «Сэм все время повторял, что собирается снять величайшую сцену изнасилования, которую когда-либо снимали на пленку … он продолжал говорить об этом, и это становилось все больше и больше в моей голове, совершенно непропорционально».
Когда она выразила свои сомнения Пекинпе, он бросил в нее ножи Боуи — надо признать, это была его пожизненная привычка, а не то, что он делал, чтобы запугать своих актеров, но это имело тот же эффект — и объявил: « Вам придется сделай это! Я заставлю тебя это сделать! » В конце концов, компромисс был достигнут после того, как Пекинпа написал «Ужасный, ужасающий»; планы, которые у него были на сцену на листе бумаги.
& # 39; На кого я работаю, Джек Потрошитель? & # 39; Режиссер «Соломенных псов» Сэм Пекинпа на съемках фильма «Дикая банда» Авторы и права: Гетти
«Если вы позволите мне поступить по-своему, я могу дать вам самую провокационную, красивую и яркую сцену изнасилования, которую вы когда-либо видели», Джордж сказал своему директору, и Пекинпа согласился дать ей шанс. Во время съемок Пекинпа не предлагал Джорджу никакого направления, но сказал Дель Хенни, актеру, играющему ее насильника Чарли Веннера, что он ужасный любовник и что он должен придать сцене больше энергии.
Хоффман, тем временем, довел игру до крайностей, ведя себя холодно и отчужденно по отношению к своей коллеге по фильму, как если бы она ему изменила. Она описала это как причину, по которой ей было «по-настоящему больно», и как результат «невероятных игр разума». что оба мужчины играли с ней.
В конце изнурительной недели съемок Пекинпа пожал руку Джорджу и сказал: «Ты понял, малыш». Таков был вывод, который стал самым спорным моментом в фильмографии Пекинпа. Когда его впервые показали тестовой аудитории, около трети посетителей ушли с отвращением, крича: «Это непристойно!» Один возмущенный посетитель назвал Мельника «мерзким гнилым порнографом» и «чертовски ужасным ужасным монстром», прежде чем продюсер предложил адресовать свои комментарии Пекинпе, который покинул кинотеатр.
Те, кто по-прежнему приветствовали жестокую позицию персонажа Хоффмана против его угнетателей в заключении, вызвали ужасающую реакцию съемочной группы: они не считали финал воодушевляющим и катарсическим, но ужасающим. Тем не менее, когда Дэвид, наблюдая за кровавой бойней, которую он устроил, заявил: «Иисус, я все получил», остальная публика аплодировала и выкрикивала свое одобрение.
Дастин Хоффман в фильме «Соломенные псы» Авторы: Алами
Фильм был выпущен с относительно небольшими сокращениями от BBFC в Великобритании и MPAA в Соединенных Штатах, в основном сцены изнасилования и климатического буйства. Рецензии были поляризованы между теми, кто приветствовал его как шедевр, и другими, которые описали его как чрезмерное похотливое и тошнотворное барахло. Влиятельный Роджер Эберт назвал это «большим разочарованием, в котором теории Пекинпы о насилии, похоже, превратились в своего рода смесь Киплинга и мачизма XIX века»; но другие считали, что аргумент Пекинпы о том, что жестокость скрывается под поверхностью каждого человека, был одновременно глубоким и благотворным в их время, когда они становились все более жестокими.
И все же благородные философские атрибуты фильма и отличные исполнители главных ролей не могли скрыть отталкивающую чувствительность, которая была ближе, чем любой другой мейнстримный фильм, к гламурному изображению насильственного изнасилования. Не помогло и то, что режиссер назвал себя «шлюхой-лесбиянкой», когда потрясенный Уильямс спросил, почему он снял фильм. Автор ненавидел то, что он считал пародией на его оригинальный роман, и назвал его «неонацистским дерьмом». когда спросили его мнение. (Позже он сказал о Пекинпе: «Этот человек был болен».) В этом он нашел маловероятного союзника в лице Мэри Уайтхаус и ее кампании «Фестиваль света», которая следила за тем, чтобы «Соломенные псы» были запрещены несколькими местными советами.
Он был выпущен на домашнем видео в начале восьмидесятых, но был закрыт в 1988 году после того, как тогдашний директор BBFC Джеймс Ферман отказал ему в сертификате вместе с «Экзорцистом» и «Желанием смерти», сославшись на опасения, что центральный Сцена изнасилования могла подпитывать сексуальные фантазии, которые затем подвергались насилию.
Когда в 1997 году его снова отправили на классификацию, фильм отредактировали неумело. Как сухо прокомментировал BBFC: «Сокращения, сделанные для американского распространения, которые были предназначены для сокращения продолжительности последовательности, поэтому парадоксальным образом имели тенденцию усугублять проблему изнасилования, а не уменьшать ее. У публики сложилось впечатление, что Эми понравилось это мероприятие ''.
Было предложено сократить более трех минут, но фильм оставался под запретом до 2002 года, когда его показали как клиническим психологам, так и группе из 26 человек. Было решено, что, учитывая явно негативную и травмирующую манеру, в которой была представлена неотредактированная сцена изнасилования, и отсутствие возбуждающих деталей, она оставалась сильной, но, по словам BBFC, «в 2002 году фильм не имел значительного потенциала, чтобы вызвать вред зрителям или своими действиями обществу в целом. '
Шансы на то, что Straw Dogs будут выпущены неразрезанными в наши дни, будут значительно ниже, но также и вероятность того, что это будет сделано. (Ремейк 2011 года, снятый Рода Лурье, перенес действие в сельскую местность Миссисипи, и имел заметный провал в прокате, хотя Эберт утверждал, что предпочитает его оригиналу.) Фильмография, фильм также является воплощением многих фантазий и забот режиссера, как и Головокружение для Хичкока. Разница, однако, в том, что в то время как Vertigo остается стильным и неоднозначным танцем в извращенное, Straw Dogs балансирует между захватывающей провокацией и тревожной похотью. Что характерно, сцена изнасилования была дополнением к истории Пекинпы.
Его последующая жизнь была в значительной степени связана с миазмами алкоголя и финансово неудачных, часто увлекательных фильмов, закончившихся его преждевременной смертью в 1984 году, в возрасте 59 лет. Хоффман, конечно, продолжил легендарную карьеру, но его коллеге по фильму повезло меньше, так как она обнаружила, что разногласия по поводу ее самой громкой роли затмевают ее дальнейшую карьеру.
Суждение резкого кинокритика Лесли Холливелл было типичным: «Британская ведущая леди, бывшая детская актриса; обычно набирается как sexpot & quot ;. Фильм, сделавший ее имя, мог быть азартной игрой, дракой и своего рода приключением. Но его репутация в наши дни заслуженно подорвана, и это нелестный взгляд на душу человека, ответственного за нее.
Свежие комментарии