Это Палмер, Гарри Палмер: карьерный поворот Кейна изменил свою карьеру Кредит: The Rank Organization < p> В 1964 году 31-летний Майкл Кейн ужинал со своим соседом по комнате Теренсом Стэмпом в клубе Пиквик в Сохо, когда продюсер большого сыра Гарри Зальцман отправил им записку с просьбой люблю потом поболтать за кофе.
Кейн работал в кино в течение 15 лет с небольшим вознаграждением, и, хотя он только что снял свою лучшую на сегодняшний день роль в Zulu (1964), зарплата в 4000 фунтов стерлингов вряд ли продержала бы его в филе миньоне надолго — конечно, нет. по сравнению со своим другом Шоном Коннери, который только что заработал завидные 500 000 фунтов стерлингов за третий фильм о Джеймсе Бонде «Голдфингер».
Зальцман был сопродюсером фильма «Облигации» с Кабби Брокколи, и Кейн сразу предположил, что он может претендовать на небольшую роль. Но это предложение, напротив, изменило карьеру. Зальцман спросил его, знаком ли он с романом Лена Дейтона 1962 года «Ипкресс-файл», который, как оказалось, Кейн как раз читал.
Зальцман только что скупил права на 12500 фунтов стерлингов, и тщетно искал своего главного человека; Несмотря на то, что безымянный главный герой, невзрачный шпион, был совершенно другим, чем шикарный офицер, которого только что сыграл Кейн, продюсер увидел звездное качество. И он не ошибался. Тут же он предложил Каину семилетнюю сделку, которую безденежный актер с радостью принял. Одно: на этот раз его настоящий акцент будет гораздо более подходящим, чем зулусский.
Этот мрачный рассказ о «промывании мозгов» холодной войны, произошедший почти 60 лет спустя, становится новым мини-сериалом, который выйдет в эфир на канале ITV весной. Тогда Зальцман обозначил «Ипкресс-файл» как «Связь с ограниченным бюджетом», но у Кейна и всех, кто работал над оригинальным фильмом, были другие идеи. Сначала им нужно было имя — «Гарри Палмер» было идеей Кейна — чтобы шпион выглядел как можно более обычным. Они хотели, чтобы он был чем-то вроде анти-Бонда: дегламуризированным, наглым и угрюмым, выполняющим свою работу в Лондоне середины 1960-х годов, живя в ночлежке в Ноттинг-Хилле. Он даже носил очки, которых практически не было среди мужчин со времен Гарольда Ллойда.
Бонд, возможно, добился успеха со всеми девушками и гаджетами; Гарри Палмер с большей вероятностью вылезет из постели в поисках своих очков и потратит первые минуты фильма, возясь с утренним кофе. (Продажи кофейных зерен в Великобритании в середине 1960-х годов выросли в четыре раза, отчасти благодаря его усилиям.) Он также был скрупулезным гурманом, в отличие от самого Дейтона, который вел еженедельную колонку кулинарии в Observer, вырезка из которой может даже быть мельком на кухне Гарри. Возможно, идея консервированных французских шампиньонов — это не совсем то, что мы сейчас называем высокой кухней, но в 1965 году она была довольно продвинутой.
Ранние наплывы этого материала встревожили Зальцмана, который беспокоился, что гетеросексуальная репутация Палмера была, скажем так, недостаточно ясной. Но Кейн и молодой канадский режиссер Сидни Дж. Фьюри остались стоять на своем. В каком-то смысле Зальцман должен был винить только себя, наняв Фьюри из своего предыдущего фильма, британской байкерской драмы под названием «Кожаные мальчики» (1964), которая в то время была смелой, изображая главного гея. Эти двое яростно бодались головами на протяжении всей съёмки, до такой степени, что они почти не разговаривали, и только энтузиазм редактора, ветеран 007 Питер Хант, спас Фьюри от увольнения и замены на ранней стадии.
Основная проблема Фьюри? Он просто ненавидел сценарий. В первый день на съемочной площадке Кейн вспоминает, как он продемонстрировал свое уважение к нему, бросив его на землю и буквально поджег. Интрига между Палмером и двумя его начальниками из Министерства обороны, полковником Россом (Гай Долман) и майором Далби (Найджел Грин) была совершенно очевидна и требовала серьезных размышлений, чтобы оживить ее; К счастью, все три актера одержали победу в беззаботной комедии своих взаимодействий.
Фьюри был очень доволен тем, что он выбрал характерных актеров, которые не были британцами — Южноафриканский Грин и австралийский Долман, оба великолепны. «Иностранцы могут видеть то, чего не видят другие», — объяснял он. Но Каин сам по себе безжалостно держал верх над тоном. Когда Росс упоминает, что Далби, к которому переводится Палмер, не хватает собственного чувства юмора, Кейн отвечает на удивление пустым тоном: «Да, сэр. Я буду скучать по этому, сэр », — неулучшаемо задает тон всей картине.
«Файл Ipcress» был признан мастерами шпионов одним из 10 лучших шпионских фильмов, когда-либо созданных. Кредит: The Rank Organization
Не отказываясь от подражания Бонду во всех отношениях, Зальцман нанял не только Ханта, но и двух других ремесленников, неразрывно связанных с агентом 007, художника-постановщика Кена Адама и композитора Джона Барри. На поздней стадии съемок, когда нужно было писать музыку, Зальцман запретил Барри даже встречаться с Фьюри, так сильно испортились отношения между режиссером и продюсером.
Тем не менее, Хант, Адам и Барри были признательны. все способы, которыми Фьюри пытался создать шпионскую картину другого типа — что-то более близкое по своему старому, деловому тону к тому, что мы ассоциировали с Джоном ле Карре, чем все, что писал Ян Флеминг. По сей день настоящие шпионы из МИ-6, КГБ и ЦРУ склонны соглашаться, поместив этот фильм в недавний опрос как один из 10 лучших шпионских фильмов, когда-либо созданных.
Основным способом отличить музыку Ipcress от музыки Бонда Барри использовал цимбал, малоизвестный венгерский хордофон, нечто среднее между фортепиано и арфой, что придавало фильму нотку экзотики, а также напомнило зрителям, возможно, подсознательно, Антона. Навязчивая тема цитры Караса из «Третьего человека». Зальцман сначала сопротивлялся новизне инструментария, но позже уступил. Восточноевропейский колорит также помог Фьюри осуществить одну из уловок сценария — обман, который практиковали в отношении Палмера, когда он думает, что его отправили в албанскую тюрьму ближе к концу.
Без роли Гарри Палмера Кейн, возможно, никогда бы не получил призыв к Алфи. Автор: The Rank Organization
Сегодня, когда смотрят, самым ярким аспектом фильма является смелое нестандартное расположение камеры, еще один аспект, который Зальцман едва мог выдержать, и чтобы принять его, потребовалось огромное умиротворение со стороны Ханта. Оператором был феноменально опытный чешско-еврейский эмигрант Отто Хеллер, который вдохновил на работу над целым рядом послевоенных британских постановок, включая «Пиковую даму» Торольда Дикинсона (1949), Александра Маккендрика «Убийцы богов» (1955) и «Подглядывание» Майкла Пауэлла. (1960).
Перед началом съемок Фьюри ломал голову над свежей эстетикой, так что бытовой сюжет не омрачался визуальными эффектами. «Я не верил в сценарий, — объясняет он в своем комментарии к DVD, — поэтому постоянно повторял:« Отто, мы должны попробовать что-то другое! »» Хеллер также имел редкую роскошь времени. Сценарий переписывался каждый день, как вспоминает Фьюри, поэтому они могли снимать только очень ограниченное количество. В результате у Хеллера иногда были часы, чтобы осветить простой снимок лестницы в соответствии с его точными требованиями.
Радикально, они сняли неслыханную для того времени часть фильма значительно ниже пояса актеров, что сделало его, пожалуй, наиболее популярным примером кинопроизводства по эту сторону Орсона Уэллса. Неуклюжий процесс Techniscope, недавно представленный для экономии денег при съемке в широкоэкранном режиме, имел сферические линзы, которые позволяли использовать огромные пространства переднего плана и большую глубину резкости, которые Хеллер использовал во многих скудных офисных помещениях и на складах, которые Адам выбрал для лондонской съемки. .
В итоге фильм получил пять номинаций BAFTA. Кредит: The Rank Organization
Хеллер использовал все, что мог найти, чтобы поставить между камерой и актерами, от кадра телефонной будки до корпуса паркомата или половины пара очков на земле. Билли Уайлдер пожаловался, что стреляли через камин; на самом деле этого никогда не происходит, но есть один снимок Сью Ллойд через замочную скважину, длится меньше секунды, и на это ушли часы.
Фьюри подстрекал Хеллера всеми этими голландскими углами зрения, возможно, втайне подбадриваемый немного голландской храбростью. «На протяжении всей этой картины я добавлял виски в кофе, что придало мне смелости попробовать что-нибудь», — признался режиссер. Спустя годы, когда он представился великому кинематографисту Витторио Стораро, он получил, возможно, величайший комплимент в своей карьере, когда последний сказал, что украл идеи для съемок фильма «Конформист» (1970) (и других классических произведений) из экспериментов Фьюри и Хеллера. готово.
Каин точно видел, чем занималась эта пара. «[Они] сняли фильм целиком, как будто его смотрел кто-то другой. И в этом была идея ». Все, кроме Зальцмана, были вовлечены почти заговорщицким образом, чтобы представить это как упражнение по стилю, и все они были чрезвычайно оправданы, когда фильм вышел, благодаря ярким обзорам и очень приличным (если не совсем на уровне Бонда) кассовым сборам. Фьюри заслужил большую похвалу, но, что касается Зальцмана, не получил ничего: когда в мае 1965 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма, режиссеру запретили участвовать в афтепати.
Джо Коул в предстоящей перезагрузке ITV файла Ipcress Автор: ITV
В конце года фильм пользовался большим успехом у избирателей Bafta, был номинирован на пять наград (включая лучшего актера для Каина) и получил три награды за лучший британский фильм, лучшую художественную постановку для Адама и лучшую операторскую работу для Хеллера. Адаму, также номинированному на премию Goldfinger в том году, пришлось столкнуться с гневом Кабби Брокколи, который всю ночь не прощал ему победу за не тот фильм.
Если это звучит так, как будто Фьюри смеялся последним захватив большой приз британского кино, подумайте еще раз: Зальцман подошел, чтобы забрать его, и не подпускал его до конца своей карьеры. Вскоре последовали два продолжения — «Похороны в Берлине» (1966) и «Мозг на миллиард долларов» (1967), но Фьюри не получил приглашения ни на одно из них; Вместо этого поступили Гай Гамильтон и Кен Рассел (которых Кейн считал неподходящими для этой работы).
Мало того, что The Ipcress File увековечили Гарри Палмера как икону стиля, способную соперничать с Бондом, но и этот фильм стал важным моментом в карьере Кейна, сразу же приведя к его кастингу и последующей номинации на Оскар за фильм Льюиса Гилберта «Альфи» (1966). Это было отклонено Стэмпом, Ричардом Харрисом и Лоуренсом Харви из-за того, что тогда считалось грязной темой, но это было явно идеально для Кейна. Хант, который тестировал The Ipcress File через предварительный релиз проектора, затащил Гилберта, чтобы посмотреть его, и это заключило сделку.
Кейн часто говорил, что Гарри носит знаменитые массивные очки, которые были у Зальцмана. поначалу было так неприятно его спасение как руководящего деятеля. Шон Коннери испытывал всевозможные проблемы с отделением от Джеймса Бонда, что ограничивало его возможности на долгие годы. Но если Кейн хотел сыграть кого-то другого, ему нужно было только снять спецификации.
Файл Ipcress (1965) выходит в эфир на BBC Two в воскресенье в 14.05. Новый мини-сериал стартует на ITV в Новом году
Свежие комментарии