Гоблины за работой в Гринготтсе в фильме «Гарри Поттер и философский камень» Авторы: PA
Еще один день, еще одна Джоан Роулинг полемика. На этот раз Джон Стюарт, бывший ведущий Daily Show, обвинил франшизу о Гарри Поттере в распространении антисемитских стереотипов при описании гоблинов.
«Вот откуда вы знаете, что евреи все еще там, где они есть… Вы когда-нибудь смотрели фильм о Гарри Поттере? Вы когда-нибудь видели сцены в Гринготтс-банке? Вы знаете, что такое те люди, которые управляют банком? Евреи! » — сказал он во время недавнего выпуска своего подкаста «Проблема с Джоном Стюартом».
Он сравнил внешность персонажей-гоблинов — выступающие и часто крючковатые носы; чрезмерно скалистые черты лица; заостренные уши, подбородки и ногти — к иллюстрациям из печально известного антисемитского текста «Протоколы сионских мудрецов».
Но у Стюарта были проблемы не только с фильмами. Он обвинил Роулинг в использовании антисемитских стереотипов в своем решении сделать вид гоблинов банкирами волшебного мира. «Джоан Роулинг сказала:« Можем ли мы заставить этих парней управлять нашим банком? »… Это волшебный мир, мы можем ездить на драконах, у вас может быть домашняя сова — но кто должен управлять банком? Евреи … А что, если бы зубы были острее? »
В первом романе «Гарри Поттер и философский камень 1997 года» первый гоблин, которого встречает Гарри, имеет «смуглое умное лицо, заостренную бороду и, как заметил Гарри, очень длинные пальцы и ступни», что предполагает, что внешний вид гоблинов в фильмах взято прямо из того, что написала Роулинг. Также из книг почерпнута одержимость гоблинов золотом и их очевидная алчность: один из них, Грипхук, в конце концов предает Гарри в обмен на меч Гриффиндора.
Дж. К. Роулинг снова оказалась в беде. Фото: Джастин Таллис/AFP
Стюарт выразил удивление по поводу недостаточного внимания к проблеме со стороны фанатов Поттера, когда фильмы были впервые выпущены: «Это была одна из тех вещей, когда я видел это на экране, и я ожидал, что толпа скажет:« Боже мой … В волшебном мире [Роулинг] не просто бросала туда евреев, чтобы они управляли чертовым подпольным банком. И все говорили: «Волшебники». Это было так странно ».
Но он не первый, кто обвиняет Гарри Поттера в гоблинском антисемитизме. Еще в 2007 году американский журналист Мэтт Цейтлин обратил внимание на стереотипы, влияющие на их внешность, и пошел дальше. «Усыпляющие лекции профессора Биннса по истории магии рассказывают истории о столетиях гоблинского угнетения, сегрегации, недоверия, плохих отношений, изоляции и восстаний. Похоже на какое-нибудь европейское этническое меньшинство, которое вы знаете? »
А в 2019 году детский писатель Марианна Леви написала в «Еврейских хрониках»: «Я не часто останавливаюсь на месте. Но фотографии для прессы из нового крыла Гринготтса во время тура по студии Гарри Поттера Warner Bros положительно пронизаны антисемитскими стереотипами; длинноносый гоблин в опрятном костюме, когтистые пальцы ласкают груду золотых монет. Когда я поместил снимок Гринготтса рядом с серией карикатур из нацистской Германии Der Stürmer, это не показалось неуместным ».
Но другие отмечали, что эта очевидная торговля расистскими стереотипами вряд ли согласуется с тем, что еще нам известно о политических и личных убеждениях Роулинг. Истории о Гарри Поттере повествуют о злом деспоте (которого, по словам Роулинг, отчасти вдохновил Гитлер), который пытается искоренить «грязнокровных» волшебников, чтобы очистить магическое население. Это откровенно антифашистские сказки.
Действительно, некоторые персонажи указывают на то, что враждебность гоблинов частично может быть объяснена жестоким обращением и дискриминацией, которым они подверглись со стороны волшебников. Кроме того, в 2015 году Роулинг подписала письмо против культурного бойкота Израиля. «Я не верю, я не могу поверить, что Дж. К. Роулинг — антисемит», — написал Леви в той же статье.
Фрагмент иллюстрации Вилли Погани к популярной сказке «Белое перо»
Так как же писательница, решительно настроенная против антисемитизма, в конечном итоге, казалось бы, добавила в свои работы антисемитскую карикатуру? Некоторые убедительно утверждали, что, вероятно, это было не преднамеренно. При построении обширного детализированного волшебного мира Роулинг использовала и адаптировала многие идеи и образы из мифов, фольклора и сказок. В книгах о Гарри Поттере гоблины изображаются злобными, острыми чертами лица и даже одержимыми золотом, не ее изобретение.
Гоблины, разновидность злых фей, появлялись в народных сказках повсюду от Швеции до Япония с раннего средневековья (само современное английское слово, вероятно, происходит от французского gobelin). Они различаются по векам и на разных континентах, но у них есть одна общая черта — склонность к злу.
Некоторые, такие как волосатые хобгоблины из английского фольклора, скорее озорные, чем опасные, специализирующиеся на домашних хитростях, но у некоторых, например, у японских горных тенгу, длинные носы и они любят похищать и есть детей — в интригующем зеркале другого. антисемитский образ, так называемый «кровавый навет».
Преувеличенно семитская внешность гоблинов Гарри Поттера также далека от оригинала. Кобольде, немецкое слово для обозначения гоблинов, появляется на некоторых иллюстрациях девятнадцатого века как существа детского размера с большими выпуклыми носами и острым подбородком. Между тем, знаменитые иллюстрации Артура Рэкхема 1933 года к стихотворению Кристины Россетти «Рынок гоблинов» показывают гоблинов с поразительно длинными носами, похожими на морды. Более того, некоторые критики прочитали стихотворение Розетти, в котором описывается псевдолапсарианский соблазн двух молодых женщин стаей гоблинов с фруктами, как антисемитскую притчу об испытании христианских девственниц.
Дж. Р. Р. Толкин создал гоблинов, орков, которых добывают прямо с земли. Автор: «Властелин колец: две башни»
Что немного сложнее объяснить в прецеденте, так это связь гоблинов во франшизе Поттера с банковским делом и контролем над магической экономикой. (Классический антисемитский стереотип гласит, что тайная клика еврейских банкиров контролирует мировые финансы.) Существует некоторая традиция связывания гоблинов с золотом: кобольды часто изображаются как горняки (отсюда «кобальт», ядовитый металл, который средневековые горняки любят обвинять во вмешательстве гоблинов) и поэтому ассоциируются с серебром, золотом и драгоценными металлами.
Традиция распространилась по Европе: один популярный роман 19-го века, рассказывающий о руднике гоблинов, «Принцесса и гоблин», вдохновил Дж. Р. Р. Толкина на создание собственного спин-оффа гоблинов, орков, которые сами добываются в шахтах. прямо с земли. Толкина также обвиняли в использовании еврейских стереотипов в своей работе — но чаще в его изображении гномов, чье стремление вернуть драгоценный камень Аркенстон сравнивают с библейскими рассказами о Ковчеге Завета.
Свежие комментарии