Билл Мюррей и Ричард Дрейфус в фильме «Что насчет Боба?» Фото: Alamy
На этой неделе стало известно, что производство фильма режиссера Азиза Ансари «Быть смертным» было приостановлено после жалобы на Билла Мюррея за «неподобающее поведение». Несмотря на репутацию Мюррея как народного героя современной комедии с блестящими глазами, причудливо прогуливающегося между поднимающими дух городскими легендами — историями о том, как он срывает вечеринки; катание по супермаркетам на детском велосипеде; или воровать чипсы с чужих тарелок и шептать: «Никто никогда тебе не поверит» — жалобы на Мюррея предъявляются не в первый раз.
Люси Лью ранее рассказала, что Мюррей разразился словесной тирадой против нее во время съемок комедийного боевика 2000 года «Ангелы Чарли». Мюррей, по-видимому, был расстроен переписыванием сценария, которое не имело ничего общего с Лю. Выступая в подкасте Los Angeles Times Asian Enough, Лю рассказал, как он начал «оскорблять» ее на съемочной площадке и использовал «непростительные и неприемлемые» выражения. (Мюррей еще не ответил на последние жалобы, но в интервью 2009 года его спросили об утверждениях Лю: «Послушайте, я полностью уволю вас, если вы непрофессиональны и работаете со мной», — сказал он.)
Опыт создания комедии режиссера Фрэнка Оза был настолько травмирующим, что Дрейфусу пришлось его заблокировать. «Я не говорил об этом годами», — признался он в 2019 году. Дрейфус описал один случай, когда он пытался показать Мюррею изменение сценария после того, как однажды вечером Мюррей вернулся с ужина пьяным. «Я сказал: «Прочитайте это, я думаю, это действительно смешно», — вспоминал Дрейфус. «И [Мюррей] приблизил свое лицо ко мне, нос к носу. И он заорал во все горло: «Все тебя ненавидят! Вас терпят!» Мюррей схватил стеклянную пепельницу и швырнул ее в лицо Дрейфусу. К счастью, он промахнулся. Это не милый Билл Мюррей, каким его себе представляет большинство.
В свете предполагаемого поведения Мюррея в сериале «Быть смертным» сын Дрейфуса, Бен Дрейфус, написал в Твиттере о фильме Мюррея «Что насчет Боба?». выходки: «У Билла Мюррея случился нервный срыв… потому что он хотел дополнительный выходной, а Лора [Зискин, продюсер] отказалась. По словам Бена Дрейфуса, Мюррей «сорвала с лица очки». Он продолжил: «Все ушли со съемок и улетели обратно в Лос-Анджелес, и они возобновились только после того, как Дисней нанял телохранителей, чтобы физически разлучить моего отца и Билла Мюррея в перерывах между дублями… Хороший фильм!»
У Билла Мюррея случился нервный срыв во время того, что насчёт Боба, потому что он хотел дополнительный выходной, а Лора отказалась и сорвала с лица очки, а мой папа пожаловался на его поведение и на Билла Мюррей швырнул в него пепельницей. https://t.co/Ns0h29hki5
— Бен Дрейфус (@bendreyfuss) 21 апреля 2022 г.
На экране Мюррея любят за пьянящую ностальгию по его эпохе «Субботним вечером в прямом эфире», «Caddyshack» и «Охотниках за привидениями», а также за его более поздние переделки в причудливых или меланхоличных комедийных драмах — от «Трудностей перевода» до «На скалах» — обычно играя вялого Лотарио или мрачный размышляющий о сумерках жизни. Выпущенный в мае 1991 года альбом What About Bob? произошло где-то посередине — начало почти пустынного периода в карьере Мюррея.
Его редко вспоминают рядом с его самыми известными фильмами, но на самом деле (и вопреки опыту Ричарда Дрейфуса) это самая привлекательная игра Мюррея из всех. Он играет Боба Уайли, нуждающегося, невротического, мультифобного мальчика-ребенка, который следует за своим психиатром, доктором Лео Марвином (Дрейфус), на семейном отдыхе и сводит его с ума.
Мюррей признал, что отношения между психиатром и пациентом были антагонистическими как на съемочной площадке, так и за ее пределами. «[Мы] не ладили в фильме», — позже сказал Мюррей о Дрейфусе. «Но это сработало для фильма. Я имею в виду, что я сводил его с ума, а он поощрял меня сводить его с ума». (Интересно, согласится ли Дрейфус, однажды назвавший Мюррея «презренной свиньей», с тем, что он поощрял это.) Мюррея, по-видимому, раздражала серьезная манера Дрейфуса: с анархией. Вы видите там, наверху, настоящее кино».
А как насчет Боба? сценарист Том Шульман соглашается, что антагонизм помог. «Я думаю, что враждебность, особенно со стороны Ричарда по отношению к Биллу, повлияла на то, как они его сыграли, — сказал мне Шульман в 2020 году.
Шульман объясняет, что у продюсерской группы (и пары) Лауры Зискин и Элвина Сарджента был оригинальный фильм «Что насчет Боба?». идея. «Это был скорее вопрос, — говорит Шульман. «Что происходит с пациентами психиатров, когда все психиатры уходят в отпуск в августе? Что и делают в Нью-Йорке. Мне это показалось забавным, и я загорелся этим».
Зискин и Сарджент (которые впоследствии продюсировали и написали фильмы о Человеке-пауке) обратились к Шульману с просьбой написать сценарий весной 1988 года. Но пятимесячная забастовка писателей приостановила разработку.
«Я был новичком, поэтому строго запрещал писать», — говорит Шульман. «Но я не мог не думать о сценарии. Лора и Элвин пригласили меня на пару вечеринок к себе домой. Мы говорили и смеялись над этим. Я помню, как Элвин сказал: «Мы не можем работать над историей, но этот парень, Билл Мюррей, был бы великолепен!» Как только я начал писать, думая о нем, я был полон решимости подтолкнуть Дисней [фильм был спродюсирован Touchstone] как можно сильнее. использовать Билла».
Билл Мюррей и Ричард Дрейфус в фильме «Что насчет Боба?»
Шульман также написал «Общество мертвых поэтов», которое было запущено в производство, когда он начал работу над «Что насчет Боба?». сценарий. Выпущенный в июне 1989 года фильм «Общество мертвых поэтов» режиссера Питера Вейра с Робином Уильямсом в главной роли принес Шульману премию Оскар за лучший оригинальный сценарий. Оглядываясь назад, траектория кажется маловероятной: от сентиментальной драмы, достойной «Оскара», к веселой комедии со средним бюджетом — из тех комедий, которые стоили десять копеек в восьмидесятых и девяностых, но которые сейчас кажутся отчаянно редкостью (если только они не на Netflix и звезда Адам Сэндлер). «Лора Зискин читала «Общество мертвых поэтов», и я задавался вопросом, почему, основываясь на этом, они хотят, чтобы я был для этого», — смеется Шульман.
В начале истории Боб – невротик, ограниченный в основном своей квартирой из-за изнурительной агорафобии, а компанию ему составляет только его золотая рыбка Гил. Он маниакально массирует виски своей неубедительной мантрой: «Я чувствую себя хорошо, я чувствую себя прекрасно, я чувствую себя прекрасно. Я чувствую себя хорошо, я чувствую себя прекрасно, я чувствую себя прекрасно», — и не прикоснется ни к чему вне своей квартиры, опасаясь микробов, без носового платка.
Напротив, напыщенность доктора Лео Марвина раздута успехом «Детских шагов», его «новаторской» книги по самопомощи (описание Лео, а не минимум). Он должен дать интервью в телешоу «Доброе утро, Америка», которое транслируется в прямом эфире из его дома отдыха на озере Виннипесоки, штат Нью-Гэмпшир, для рекламы книги.
Боб врывается в жизнь доктора Марвина после того, как звонит приятель-психиатр и называет его пациентом. (Во время безумной упаковки своих вещей, предположительно, в бегах от Боба — «Он довольно садистски выдает Боба», — смеется Том Шульман.) Марвину не нужно много потешать самолюбие, чтобы согласиться сразиться с Бобом. «Я знаю, что ты не любишь лести, — говорит психиатр Марвину. «Но если я знаю кого-то, кто может получить Нобелевскую премию, так это вас».
Ричард Дрейфус и Билл Мюррей в Что насчет Боба? Фото: Алами
Боб приходит на первую сессию через несколько минут. «Самый простой способ выразить это», объясняет Боб. «У меня проблемы.» Действительно, Боб Мюррея – это классический персонаж Билла Мюррея, погребенный под массой неврозов. «Это то, что можно назвать оптимистичной стороной психического заболевания», — сказал Мюррей о фильме.
Боб — это легкое обаяние Питера Венкмана из «Охотников за привидениями», саркастический цинизм Фила Коннорса из «Дня сурка» и злобный язык Фрэнка Кросса из «Скругеда», все перевернутое — с широко открытыми глазами, не знающий себя и неспособный видеть плохое в докторе Марвине. (которых предостаточно).
Лучшие реплики Боба такие же сухие и пробивные, как у любого классического Билла Мюррея. Когда его спрашивают о неудавшемся браке, он отвечает: «В этом мире есть два типа людей. Те, кому нравится Нил Даймонд, и те, кому нет. Моя бывшая жена любит его».
Потерянный с экземпляром книги Марвина, но неспособный справиться со своим доктором в отпуске, Боб-бэби ступает на озеро Виннипесоки и вторгается в жизнь доктора Марвина. Боб очаровывает свою семью эксцентричностью с щенячьими глазами; связи с детьми Марвина; вмешивается в общественные мероприятия; и даже занимает место гостя в интервью Марвина Good Morning America. Для Марвина Боб – нарциссический социопат, манипулирующий своим проникновением в их жизнь, как приятный Мыс Страха.
(Что вполне уместно — Стивен Спилберг, как сообщается, хотел, чтобы Мюррей сыграл злодея в предложенном им ремейке «Мыса страха», режиссером которого в итоге выступил Скорсезе с Робертом Де Ниро в роли.)
Билл Мюррей на съемках фильма «Что насчет Боба?» Кредит: Алами
Вопрос в том, действительно ли Боб невиновен или он искусный манипулятор. «Мы говорили об этом до того, как был снят фильм, — говорит Том Шульман. «Я помню, что был сделан кадр, на котором Боб ходит вокруг дома Марвинов — кадр медленно скрывающегося стедикама. Но это чувство шпионажа и скрытности просто казалось Бобу неправильным. Я думаю, что он невиновный человек. Очень поврежденный, но невинный.
За этим скрывается довольно блестящая комедийная концепция: пока Боб крошкой прокладывает себе путь от охваченных тревогой обломков к реабилитации, Марвин спускается от успешного психиатра к безумию. Это великолепный комический спектакль от Дрейфуса, сбивающий с толку сцена за сценой. Дело не только в том, что Боб — безжалостный раздражитель, но и в осознании того, что Боб более разносторонний, более популярный и более эмоционально доступный. Все начинается с пассивной агрессии («Я не сержусь», — говорит Марвин Бобу сквозь стиснутые зубы) и перерастает в то, что он пытается заинтересовать Боба. В конце концов, он хочет взорвать Боба 20 фунтами взрывчатки
«Ричард Дрейфус действительно понял эту роль, — говорит Шульман. «Есть момент, когда он везет Боба из психиатрической больницы и выбрасывает Боба из машины. Ричард даже не может произнести ни строчки, потому что он так зол. Ричард действительно увлекся».
Возможно, это была реакция на реальное напряжение. Выступая в интервью 1991 года, Мюррей описал некоторые тактики, которые он использовал, чтобы подколоть Дрейфуса: «Пока он говорил, я очень близко подобрался к нему, чтобы задавить его. Я клала голову ему на плечо, кричала ему в ухо и делала всякие надоедливые вещи. Кое-что из этого было даже в сценарии… Нет, подождите, ничего этого не было в сценарии. Я все это выдумал».
Оригинальный постер к фильму «Что насчет Боба?»
Фильм был снят в 1990 году в Монете, штат Вирджиния. По словам Фрэнка Оза, производство было «невероятно сложным, невероятно напряженным». Режиссер сказал: «Я действительно был до смерти напуган тем, что у нас был кусок дерьма, потому что было так невозможно судить об этом».
Чтобы развеять скуку на производстве, Билл Мюррей взял всю команду из 50 с лишним человек на ближайший концерт MC Hammer (в конце концов, это был 1990 год). Они пили самогон, и, по оценкам Мюррея, он выпил «четыре или пять унций 190-градусного спирта». Когда Хаммер играл U Can’t Touch This, Мюррей присоединился к нему на сцене и заиграл танец Хаммера. «Правильно, танец молота», — сказал Мюррей в интервью 2004 года. «Удивительно, но я знал все шаги. Но я узнал, почему он носил эти странные поварские штаны, потому что я разорвал штаны прямо на спине. И так как это был конец месяца на удаленке, все, что у меня было, это мои штаны. Я собирался коммандос, если вы понимаете, о чем я. Я работал без сети».
И, как гласит часто повторяемая история, Мюррей якобы сбросил Лауру Зискин в озеро. «Билл также угрожал бросить меня через парковку, а затем разбил мои солнцезащитные очки и швырнул их через парковку», — сказал Зискин.
Том Шульман сомневается, что Мюррей действительно бросил ее в озеро, но он помнит, как Зискин слышал о трениях между Мюрреем и Дрейфусом. «Я слышал те же истории, что и вы, — говорит он мне. «Была постоянная битва за то, чем фильм должен закончиться. Я думаю, что Билл и Ричард не согласились с этим. Это создавало некоторое напряжение. Я слышал, что у них была встреча, чтобы обсудить финал, потому что они не пришли к единому мнению, и ситуация сильно накалилась».
Чарли Корсмо, бывший ребенок-звезда, сыгравший в фильме сына Дрейфуса, говорит, что один из вопросов, который ему чаще всего задают о его актерской карьере, звучит так: «Действительно ли Билл Мюррей такой в реальной жизни?» «Билл Мюррей всегда такой, — смеется Корсмо. «Для лучшего или худшего. Для меня это было забавно, но я мог сказать, что для некоторых взрослых, которым приходилось с ним иметь дело, это могло быть многовато!»
Говоря в 2012 году, Фрэнк Оз вспомнил творческие разногласия между собой, писателем, продюсером, Мюрреем, Дрейфусом и Диснеем. «У каждого была своя точка зрения на то, как сделать фильм лучше, — сказал Оз. Шульман вспоминает, что Оз и Дисней хотели счастливого конца, в котором все подружились бы. «Кто-то сказал, что если бы Боб и психиатр были мужчиной и женщиной, они бы поцеловались и помирились в конце», — говорит Шульман. «У меня было сильное чувство, что это не сработает. Они сняли этот финал и сняли финал, который у нас есть сейчас, и провели тестовые показы обоих. Та, что в фильме, сработала…”
Несомненно, это был правильный творческий выбор. Финал фильма — его лучшая шутка: Боб женится на сестре доктора Марвина, а некогда блестящий доктор Лео Марвин превращается в кататоническую груду в инвалидном кресле с наполовину плетеной корзиной в руках. «Если подумать о том, как компания Disney любит снимать фильмы», — смеется Шульман. «Для них это был мрачный конец».
После относительного разочарования «Охотников за привидениями 2» (хотя он все еще собрал 215 миллионов долларов) и бомбы в прокате комедии «Быстрая смена» — единственного фильма Мюррея в качестве (со)режиссера — «Что насчет Боба?» имел скромный успех. «У студии были большие амбиции относительно того, как он будет открываться и играть, чем то, как это было», — говорит Шульман.
Помимо «Дня сурка», немногие фильмы девяностых помнят как классику Билла Мюррея. Но у него были маловероятные (и недооцененные) роли второго плана в «Кингпине», «Эде Вуде» и «Диких штучках». (Хотя, вероятно, лучше забыть его комедию о приятеле-слоне «Больше, чем жизнь» или «Человек, который слишком мало знал» — для которой я помню, как был один в кинотеатре в первые выходные). Его критическая переоценка началась с Рашмора в 1998 году и закрепилась в «Трудностях перевода» в 2004 году.
А что насчет Боба? почти вернулся для перезагрузки под руководством женщины. «Они прислали мне пилота, — говорит Том Шульман. «Я не думаю, что сеть решила продвигать сериал. Это было похоже на то же самое снова и снова». Возможно, ему не хватало способности Мюррея раздражать. Как сказал сам Мюррей: «То, что вы в конечном итоге видите в фильме, и близко не похоже на то, насколько действительно раздражающим я могу быть, когда соберусь на это. Под поверхностью всегда есть более раздражающее поведение».
Свежие комментарии