Потрескавшаяся и облупившаяся краска на фюзеляже самолета Qatar Airways Airbus A350
В момент приближения рейса Qatar Airways MSN 036 было всего 2°C Ремонтный центр Airbus в Тулузе.
Пилоты вздохнули с облегчением, когда Airbus A350-900, побитый оспинами и без пассажиров, приземлился на обширном заводе на юге Франции.
Полет из аэропорта Шеннон в Ирландии прошел в основном без происшествий: 5 января 2021 года в чистом небе было всего несколько тонких облаков, как все и надеялись.
MSN 036 получил специальное разрешение на один рейс от катарских авиационных регуляторов. Учитывая предполагаемые 900 участков повреждений, требующих ремонта, пилоты получили строгие инструкции держать самолет на расстоянии не менее 50 морских миль от кромки шторма, чтобы избежать любого риска удара молнии.
Однако с тех пор искры возникают постоянно. летал совершенно по-другому.
Самолет находится в центре судебного спора между Qatar Airways, государственным перевозчиком стран Персидского залива, и Airbus, европейским производителем самолетов, в Высоком суде Великобритании. Это может иметь огромные последствия для авиационной отрасли, поскольку поставит под сомнение безопасность одного из самых популярных в мире дальнемагистральных самолетов.
Помимо результатов судебного разбирательства, Qatar Airways заявила о возмещении ущерба в размере 1,3 млрд долларов. 1,1 млрд) и растет каждый день, Airbus требует 220 млн долларов в качестве встречного иска — спор впервые поднимает крышку непрозрачных договорных отношений между авиакомпаниями и производителями.
A350-900 был введен в эксплуатацию в 2015 году. Он был разработан для замены Boeing 787 Dreamliner и изготовлен из полимера, армированного углеродным волокном. Три года спустя за ним последовал его более крупный вариант A350-1000. В эксплуатации находится 475 самолетов A350, причем Катар является вторым по величине эксплуатантом в мире.
Авиакомпания утверждает, что обнаруженные ею трещины и отслаивающаяся краска представляют угрозу безопасности, если в самолет ударит молния и он полностью остановится. парк А350. В Airbus говорят, что проблемы связаны с техническим обслуживанием, которое не ставит под угрозу целостность самолета.
Главный исполнительный директор Qatar Airways Акбар Аль Бейкер, который, как известно, четыре года назад был вынужден принести извинения за то, что сказал, что авиакомпанией может управлять только мужчина, вышел из боя. В декабре он сказал, что отношения с Airbus «разрушены», добавив: «Я не знаю, как мы сможем снова работать с Airbus».
Его коллега из Airbus Гийом Фори придерживается более примирительного тона. «Мы находимся в неприятной ситуации с Qatar Airways, которая действительно является очень важным клиентом Airbus», — сказал он в феврале.
Однако юристы Фори не жалеют сил. Юридические документы раскрывают заявление Airbus о том, что Qatar Airways фактически уничтожила свой самолет, используя неподходящий растворитель для снятия краски, — утверждение, которое авиакомпания категорически отвергает.
Есть предположение, что действия Qatar Airways не более чем чем уловка, чтобы отменить заказ на A350 в пользу меньшего Airbus A321, популярность которого среди авиакомпаний растет.
Катар является вторым по величине оператором A350
Однако судебные иски сосредоточены на технических деталях и начинаются с MSN 036 .
Самолет должен был стать первым самолетом Qatar Airways, окрашенным в специальную ливрею, рекламирующую проведение в стране чемпионата мира по футболу 2022 года в ноябре 2020 года. Он был доставлен в Шеннон, графство Клэр, для выполнения работы.
Проблемы начались, как только сняли верхний слой. Qatar Airways заявляет, что, согласно документам Высокого суда, была обнаружена «значительная деградация поверхности» планера.
«Растрескивание, расслоение и деградация» коснулись не лакокрасочного покрытия, а медной сетки, защищающей самолет от ударов молнии, и армированного пластика, несущего нагрузку от планера.
«Поэтому потенциально это состояние представляет собой очень серьезную проблему для всей отрасли, требующую решения. Это также проблема, о которой [Airbus] должен был знать, по крайней мере, с 2016 года», — говорится в документах Qatar Airways.
Картины деградации, содержащиеся в юридических документах, захватывают дух. То, что кажется кусками краски, отслоилось, обнажив спасательную медную сетку под ней.
Airbus признает, что краска на A350 треснула, а в некоторых случаях имело место повреждение противомолниезащитного каркаса. Однако важно, что безопасность самолета не страдает и не влияет на его летную годность, заявляет производитель.
Между тем, защита Airbus указывает, что, хотя Управление гражданской авиации Катара приостановило полеты A350, те же самолеты, эксплуатируемые другими авиакомпаниями, не подвергались аналогичным ограничениям со стороны регулирующего органа.
Они также подчеркивают, что европейская авиация регулятор EASA не согласен со своим коллегой в Катаре. EASA продолжает считать самолеты годными к полетам, как и другие авиакомпании. Пять перевозчиков сообщили об аналогичных проблемах, но ни один из них не счел эти проблемы достаточно серьезными, чтобы остановить свой флот.
Юридические документы, связанные с MSN 036, также раскрывают новое обвинение. Airbus утверждает, что сотрудники Qatar Airways в Шенноне причинили часть ущерба, использовав неподходящее средство для удаления краски.
«Химическое удаление краски и механическое истирание вышли за рамки рекомендаций Airbus», — говорится в документах.
Airbus признает, что краска и «в очень ограниченной степени» молниезащитная сетка ухудшились.
Тем не менее, в документах добавляется, что дефекты были «в значительной степени вызваны и/или способствовали химическому удалению краски и/или механическому истиранию».
Ни одно из нарушений молниезащиты «не было сообщено как отсутствующее… до процесса зачистки и истирания в Шенноне».
Исполнительный директор Qatar Airways Акбар Аль Бейкер заявил, что отношения с Airbus был «уничтожен» Авторы и права: БЕН СТАНСАЛ/AFP
По данным Airbus, только 0,6% молниезащиты было видно из-за отслаивающейся краски, и только 0,18% сетки отсутствовало. Производитель самолета заявил, что для снижения безопасности необходимо отсутствие более 40 процентов защиты от молнии.
Qatar Airways отрицает свою вину и говорит, что персоналу было приказано снять краску авиакомпании в соответствии с руководством Airbus. .
Зачистка и перекраска вызывали проблемы в прошлом. В 2004 году Федеральное авиационное управление Америки начало расследование царапин на самолетах после удаления краски. В крайних случаях, предупреждают сотрудники службы безопасности, царапины потенциально могут «привести к неконтролируемой декомпрессии». внутри салона.
Один из авиационных руководителей, не участвовавший в испытаниях, говорит: «Вы же не хотите испортить покраску».
Тем не менее, самый бросающийся в глаза элемент Ссора стала причиной малоизвестного пункта, позволяющего Airbus отменить контракт на 6 миллиардов долларов с Qatar Airways на 50 востребованных самолетов A321.
Эл Бейкер и его адвокаты потерпели неудачу в своей попытке убедить судей Высокого суда вынести судебный запрет, который заставит Airbus продолжать поставки самолетов A321 в конце прошлого месяца. Вместо этого Qatar Airways будет вынуждена потратить миллионы на аренду других самолетов, таких как Boeing 737 Max.
Наблюдатели подчеркивают, что отмена крупного заказа авиапроизводителем у одного из самых влиятельных перевозчиков в мире — Qatar Airways владеет 25 процентами акций материнской компании British Airways — свидетельствует о значительном смещении власти.
р>
Раньше авиакомпании могли позволить себе роскошь сидеть сложа руки и позволять Airbus и Boeing, которые вместе владеют примерно 91% рынка коммерческих самолетов, бороться за свой бизнес, однако высокий спрос мог склонить чашу весов в другую сторону.
Аналитики отмечают, что впервые за многие годы нет недостатка в самолетах, поскольку после пандемии спрос на авиаперевозки восстанавливается намного сильнее, чем ожидалось.
Представитель Qatar Airways сказал: «Ускоренная деградация поверхности затронула все 23 наших приземлившихся самолета, но только один был лишен краски. С разобранным самолетом обращались в соответствии с письменными инструкциями, данными Airbus утвержденному Airbus подрядчику в Шенноне». Представитель Airbus отказался от комментариев.
Возможно, баланс сил объясняет контраст между более агрессивными комментариями Эла Бейкера и метафорическим галльским пожиманием плечами в ответ. Француз знает, что может продать самолеты в другом месте.
Свежие комментарии