Сообщается, что Лиз Трасс собирается объявить, что Великобритания перейдет к одностороннему изменению частей Североирландского протокола. Фото: Дэн Китвуд/Getty Images
Торговая война с Европейским Союзом грозит дополнительным давлением на британские домохозяйства, усиливая кризис стоимости жизни.
Стремительный рост цен может стать еще выше, если Британия окажется в ссоре с блоком — ее крупнейшим торговым партнером. В экстремальной ситуации потребители могут быть вынуждены нести 10-процентные пошлины на автомобили с континента, а также более высокие цены на основные товары, такие как одежда и продукты питания.
Автомобили являются крупнейшим товаром, которым торгуют между Великобританией и ЕС < p>«Эскалация чего-либо в отношениях с ЕС прямо сейчас будет означать массовое ценовое давление на самих себя в самый неподходящий момент», – говорит Софи Хейл, главный экономист Resolution Foundation.
Сообщается, что министр иностранных дел Лиз Трасс собирается объявить, что Великобритания намерена в одностороннем порядке изменить части Североирландского протокола, который устанавливает условия торговли в регионе. Это будет означать фактическую приостановку действия элементов сделки по Brexit.
Брюссель предупредил Великобританию о серьезных последствиях в ответ, а премьер-министр Бельгии Александр де Кроо поднял вопрос о возможности отмены торговой сделки по Brexit. Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефкович, торговый представитель блока, заявил во вторник, что «пересмотр переговоров невозможен».
Если переговоры потерпят неудачу, вероятным последствием станет разрушительная торговая война, в результате которой и без того напряженные домохозяйства и предприятия столкнутся с дальнейшим ростом затрат. Это угрожает подорвать выступление королевы перед парламентом, в котором говорилось, что смягчение кризиса стоимости жизни является «приоритетом» для правительства.
Эксперты говорят, что Брюссель может принять решение ужесточить проверки ввозимых товаров. Европа через Кале, потенциально задушив британских экспортеров новой бюрократией и задержками.
Нетарифные барьеры уже вызывают затруднения: новые торговые барьеры, введенные в результате Brexit, увеличили цены на продукты питания на 6% в период с декабря 2019 года по сентябрь 2021 года, по данным Центра экономических показателей Лондонской школы экономики.
< p>Уильям Бейн, глава отдела торговой политики Британской торговой палаты, говорит: «Бизнес уже знает, какую боль могут причинить дополнительные чеки и формы. «Это перешло от разочарования и разочарования к тревоге, а в некоторых случаях и к гневу из-за бюрократической волокиты, с которой они сталкиваются».
В то время как переговоры между Великобританией и ЕС в конце прошлого года находились в аналогичной точке, изменение политической динамики привело к тому, что проблемы снова обострились.
Шинн Фейн из Северной Ирландии одержала знаменательную победу на выборах в совет на прошлой неделе. , впервые предоставив партии, которая поддерживает объединенную Ирландию, наибольшую долю мест в Стормонте.
Смещенная Демократическая и союзная партия (DUP) в настоящее время отказывается вступать в соглашение о разделении власти, если Протокол не будет скорректирован. Спустя полвека после того, как Тереза Мэй была вынуждена заключить договор с партией, чтобы сохранить свое премьерское кресло после неудачных выборов 2017 года, ДЮП снова оказалась в авангарде Brexit.
Ощущение безотлагательности ощутимо. Источники, близкие к Трасс, говорят, что переговоры почти исчерпаны, и она призвала Брюссель изменить цели Шефкович, чтобы позволить переговорам двигаться вперед.
Эскалация со стороны Брюсселя может включать тарифы на экспорт из Великобритании, что в значительной степени удар по британскому бизнесу, который уже столкнулся с кризисом стоимости жизни.
В то время как тарифы несут покупатели, импортеры из ЕС, вероятно, потребуют от британских компаний снизить цены, чтобы уменьшить более высокие затраты. Маржа сократится, чего многие из этих компаний не могут себе позволить на фоне резкого роста цен на энергию и материалы.
«Пострадают британские фирмы, экспортирующие в Европейский Союз, — говорит Сэм Лоу, торговый консультант. в Flint Global Partners.
Машины и транспортное оборудование, преимущественно автомобили, являются крупнейшим экспортным товаром Великобритании в ЕС, за ним следуют химические вещества. Широкий спектр промышленных товаров и продуктов питания — две другие основные категории, которые поступают в блок.
Транспорт лидирует в экспорте ЕС
Чуть более трети британского экспорта автомобилей в размере 23,5 млрд фунтов стерлингов в прошлом году пришлось на блок. В торговой войне они, вероятно, столкнутся с тарифом в размере 10%. Автопроизводители предупредили о разрушительных последствиях, и BMW заявила, что это может привести к прекращению производства Mini в Великобритании.
Если правительство Великобритании ответит налогами на товары из ЕС, импортеры столкнутся с дополнительными сборами, которые, вероятно, переложатся на потребителей, поскольку компании пытаются переложить расходы.
Великобритания отгрузила товары на сумму 25,6 млрд фунтов стерлингов. автомобилей в 2021 году, около четырех пятых из которых из ЕС. Тарифы на них будут значительным ударом для потенциальных покупателей и производителей, поскольку в 2016 году Общество производителей и продавцов автомобилей предупредило, что сбор обойдется отрасли в миллиарды, «снижая конкурентоспособность Великобритании и увеличивая затраты для потребителей».р> <р>Лекарства и фармацевтическая продукция отстают – чуть более 70% британского импорта в размере 21,3 млрд фунтов стерлингов в прошлом году приходилось на страны ЕС, но более широкие соглашения Всемирной торговой организации означают, что на них вряд ли будут распространяться тарифы. Еще одна важная область — еда. Почти треть британских продуктов питания поступает из ЕС и потенциально уязвима для тарифов.
Даже если страна не будет вводить свои собственные тарифы, британские экспортеры останутся в сравнительно невыгодном положении. Они уже сталкиваются с большими барьерами в торговле, чем конкуренты из ЕС, потому что Великобритания еще не ввела полный таможенный контроль.
Лоу предупреждает, что это может создать «порочный круг», в котором нежелание Великобритании нести дополнительные расходы для потребителей означает отказ от рычагов воздействия в переговорах о введении тарифов.
Симметричные тарифные меры навредят Великобритании больше, чем ЕС, просто потому, что она более зависима. По данным ONS, в 2021 году Великобритания импортировала товаров из ЕС на сумму 223 млрд фунтов стерлингов и экспортировала на 153 млрд фунтов стерлингов.
ЕС остается нашим самым важным торговым партнером
Хотя трудно количественно оценить влияние, недавние исследования показали, что начатая Дональдом Трампом торговая война с Китаем увеличила инфляцию в США на процентный пункт. Здесь влияние будет сильнее: «Китай является гораздо меньшим партнером для США, чем ЕС для Великобритании», — говорит Хейл.
Взаимно гарантированных ценовых проблем может быть достаточно, чтобы охладить головы на данный момент. «Ни у ЕС, ни у Великобритании просто нет мотивации идти дальше по этому пути, когда они уже борются с массовым ростом цен», – добавляет она.
Свежие комментарии