Цены на новые и подержанные автомобили в России растут второй год подряд. Волатильность курсов валют и дефицит предложения на рынке ускорили подорожание. Из-за этого меняется восприятие покупателей: автомобиль перестает быть средством передвижения или статусной покупкой, превращаясь в способ сохранить рублевые сбережения. Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в группе банка «Открытие») оценили актуальность инвестиций в машины.
Цены на автомобили растут быстрее, чем доходность вкладов
Перманентное подорожание автомобилей в России — не новость. По данным «Открытие Авто», в прошлом году цены на топ-20 наиболее популярных моделей авто с пробегом выросли на 23-46%, а в сегменте новых авто на 13-27%. Но в этом году подорожание ускорилось. По данным профильного аналитического агентства «Автостат», в марте 2022 года новые автомобили в России стали в среднем на 35-45% дороже, чем в феврале. Сильнее всего, до 60%, выросли ценники премиальных брендов — из-за неопределенности перспектив возобновления поставок в Россию. На рынке машин с пробегом цены в марте стали выше, в среднем на 20%, а за последний квартал, по данным «Открытие Авто», наиболее востребованные модели подорожали от 20 до 50%. В апреле темпы роста цен на новые авто снизились на фоне стабилизации рубля, но тенденция в целом никуда не денется из-за дефицита машин. Если сравнивать темп роста цен на машины с доходностью вкладов, последняя проигрывает. На заседании ЦБ 29 апреля ставка была снижена до 14%, а это значит, что нас ждет виток снижения ставок по сберегательным продуктам, которые в начале апреля достигали 17%-21% годовых. На этом фоне инвестиционная покупка автомобиля, в том числе в кредит, выглядит вполне выгодным вложением.
Издержки для собственников авто
Решение об инвестировании в покупку автомобиля требует взвешенного подхода. Рассчитывая на рост цены, не стоит забывать о разнице между тем, насколько он вырастет, и суммой трат на него, которые вряд ли удастся включить в стоимость при перепродаже. Кроме того, для мощных машин, выше страховка и транспортный налог. Плюс любая машина требует регулярного техобслуживания, цены на которое выросли вместе со стоимостью запчастей. Если же у «инвестиционного» автомобиля существенный пробег, то амортизационные издержки могут полностью нивелировать его подорожание. А поломка или ДТП по вине водителя не только сведут доходность к нулю, но и приведут к новым тратам. Нельзя исключать и риски угона. Вклады на этом фоне выглядят надежнее, так как банковские счета на сумму до 1,4 млн руб. полностью застрахованы государством.
Новые автомобили будут дорожать
По оценке «Открытие Авто», в ближайшие месяцы рост цен на новые автомобили в России не прекратится. Этому препятствует дефицит машин — их в принципе не хватает, и спрос все равно будет превышать предложение. В марте автомобили европейских, японских и корейских брендов стояли в шоу-румах с заградительными наценками от 30% до 70% к рекомендованной розничной цене. В апреле, когда курс рубля к основным валютам стабилизировался, рост цен на новые авто замедлился, но дефицит никуда не делся, а значит цены продолжат расти. Темпы подорожания предсказать сложно, так как они зависят от того продолжится ли бойкот западных поставщиков; сроков решения проблем с логистикой и комплектующими для российского автопрома; восстановления покупательского спроса, который просел на фоне роста цен и ставок по автокредитам.
Подержанные автомобили падают в цене
На фоне стремительного подорожания новых автомобилей коррекция цен в сторону снижения в сегменте автомобилей с пробегом, выглядит оптимистично. В первой половине апреля ценники упали на 10-12%: космические ценовые запросы уходят, а продавцы трезво оценивают свои возможности на фоне снизившегося спроса.
Но к прайс-листам образца «до 24 февраля» вторичный рынок уже не вернется. По данным «Открытие Авто», средний ценник подержанных машин в массовом сегменте в России приближается к 1,5 млн руб., тогда как несколько лет назад он находился на уровне 350-400 тыс. руб. Сейчас большинство ходовых на вторичном рынке моделей после трех лет владения стоят в среднем дороже, чем когда продавались новыми.
Машина остается средством передвижения, но не вложением
Если автомобиль нужен как средство передвижения, то откладывать покупку новой машины при наличии финансовой возможности не стоит — цены в ближайшее время ниже не станут. Если речь идет о покупке машины на вторичном рынке, то можно немного подождать, пока выставленные продавцами на фоне панических настроений ценники вернутся в рыночные границы.
В любом случае, оцените свои возможности, особенно если планируете покупку в кредит. Важно, чтобы ежемесячный платеж был посильным, а переплата по процентам не свела к нулю выгоду от зафиксированной цены.
А вот инвестицией машина может стать, только если речь о покупке редкого премиального автомобиля не младше 30-40 лет в отличном состоянии и с оригинальными комплектующими — такие коллекционные лоты по-прежнему стабильно растут в цене и хорошо продаются, в том числе за границу за валюту.
Свежие комментарии