Борьба за выживание: рождение Юлия Цезаря путем кесарева сечения. Гравюра на дереве из рукописи «Жизни цезарей» Светония начала XVI века. Автор: Бриджмен
В 1477 году Джованни ди Франческо Торнабуони, флорентийский банкир, написал письмо Лоренцо Медичи, в котором выразил свою душевную боль в связи с недавней смертью его жены. «Я так угнетен горем и болью из-за самого горького и невообразимого несчастья, постигшего мою милейшую жену, что не знаю, где я. Как вы, должно быть, слышали, по воле Божьей она ушла из этой жизни при родах вчера в двадцать втором часу. Вскрыв ее, мы извлекли из ее тела мертвый плод, что удвоило мое горе».
Для тех из нас, кто настроился на первую серию «Дома дракона» прошлой ночью, рассказ Торнабуони может быть поразительно знаком. Приквел «Игры престолов» шокировал телезрителей графическими изображениями незапланированного кесарева сечения. Зрители стали свидетелями хлещущей крови и кричащей матери — королевы Эммы Таргариен (Сиан Брук) — прижатой к земле монахинями, после чего последовали снимки ее изуродованного тела. Эмма не выживает, и через несколько часов ее ребенок умирает, оставив короля Визерис I Таргариен (Пэдди Консидайн) без жены и наследника.
Джордж Р. Р. Мартин, писатель и создатель «Игры престолов», всегда гордился предполагаемым реализмом своей франшизы. В интервью Entertainment Weekly в 2015 году он сказал: «Я хотел, чтобы мои книги были тесно связаны с историей и показывали, на что было похоже средневековое общество […] Большинство историй изображают то, что я называю «Диснейлендским средневековьем» — есть принцы и принцесс и рыцарей в сияющих доспехах, но [сценаристы] не хотели показывать, что означают эти общества и как они функционируют».
Но хотя Дом Дракона может показаться верным видению Мартина и суровое Средневековье, его первый эпизод поднимает несколько вопросов о реальном опыте средневековых родов. Существуют ли исторические доказательства кесарева сечения? Кто их исполнял? Почему они были выполнены? А в ту эпоху могли ли матери когда-нибудь рассчитывать на то, что они переживут их?
Кесарево не современная процедура. На протяжении всей истории было множество упоминаний о вымышленных и мифологических людях, рожденных путем кесарева сечения. В греческой мифологии боги Асклепий, Адонис и Дионис были спасены из чрева умерших матерей. В немецком искусстве 15-го века антихрист оправдывает свой библейский титул «сына разрушения», входя в мир «неестественным» путем кесарева сечения. В шекспировском «Макбете» персонаж Макдуфа, как говорят, был «безвременно вырван» из чрева матери.
Сиан Брук в роли королевы Эммы в «Доме дракона». Авторы и права: HBO
Также считалось, что Юлий Цезарь родился в результате кесарева сечения (даже если это недоразумение, поддерживаемое такими учеными, как Исидор Савильский). Тем не менее, термин «кесарево сечение» не появляется в исторических записях до 1581 года, когда французский хирург Франсуа Руссе упомянул об операции в своем Traité de l'hysterotomotocie ou enfantement caesarien. До этого времени средневековые люди называли просто «section in mortua».
Этот термин, который дословно переводится как «секция мертвых», раскрывает самую большую разницу между средневековым кесаревым сечением и тем, что изображено в «Доме дракона»: настоящее средневековое кесарево сечение проводилось только после смерти матери, как последняя отчаянная попытка спасти ребенок. К тому же, поскольку кесарево сечение проводилось умершей женщине, оно не считалось медицинской процедурой. Операции не обучали студентов-медиков в средневековых университетах, и она не обсуждается врачами в медицинских трактатах.
Те ограниченные случаи, когда ученые врачи упоминают кесарево сечение, касаются здоровья живого ребенка, а не умершей матери. Например, в своей «Большой хирургии» 1353 года Ги де Шолиак заявил, что акушерки должны держать открытыми рот и шейку матки мертвого тела, пока бритвой разрезают живот. Затем акушерки должны вставить руки в тело, чтобы извлечь ребенка.
К сожалению, как правильно показывает «Дом дракона», дети, рожденные в результате кесарева сечения, как правило, не выживали дольше нескольких часов. В 1462 году итальянский строитель по имени Гаспаро Нади стал свидетелем того, как его жена Каталина умерла при родах. Он записал в своем дневнике, что впоследствии «врач мастер Джованни Наваррский извлек ребенка из ее тела; это был мальчик, и Богу угодно было, чтобы ему суждено было умереть немногим более чем через час». Тем не менее, этот час мог иметь решающее значение для открытия окна для крещения, которое, в конце концов, было основной целью средневекового кесарева сечения. Хотя Гаспаро и доктор не смогли спасти земное тело ребенка, утешением был тот факт, что через крещение они смогли спасти бессмертную душу младенца.
В Средние века считалось общепринятым, что если ребенок умер до крещения, ему было запрещено попасть на небеса. В своей «Божественной комедии», в значительной степени основанной на богословии святого Фомы Аквинского, Данте Алигьери объясняет, что некрещеные души обитают в лимбе — первом круге ада. Здесь души не испытывают телесных мук, но навеки лишены спасения Божия. Как отмечает Вергилий, проводник Данте по поэме: «Они не согрешили. Но одного их великого достоинства было недостаточно, ибо они не знали крещения, которое является вратами к вере, которой вы следуете.
Первое достоверное свидетельство, которое мы находим об операции, проведенной на живой женщине, датируется 1610 годом, более чем через столетие после окончания Средневековья. В этом случае Урсула Опиц не могла родить естественным путем из-за грыжи живота, поэтому врач Иеремия Траутманн сделал ей кесарево сечение. Хотя Опитц изначально пережила это испытание, она умерла всего через 25 дней от инфекции. Лишь в 19 веке кесарево сечение стали регулярно проводить в расчете на то, что и мать, и ребенок выживут.
Почему же тогда, если средневековое кесарево сечение проводилось только посмертно с целью крещения ребенка, Дом Дракона решил изобразить эту процедуру на живой женщине? Одним из предположений может быть просто «развлечение»: франшизу «Игра престолов» уже давно критикуют за яркое насилие над женщинами, которых регулярно пытают, насилуют и унижают. В интервью 2016 года телекритик Кэролайн Фрамке сказала, что проблема «Игры престолов» «не столько в том, что с женщинами случаются ужасные вещи, сколько в том, что когда с женщинами случаются ужасные вещи, их снимают для шока, и часто от них очень мало толку». эта история за пределами того, насколько она ужасна».
Точка зрения Фрамке остается актуальной и сегодня. Выдуманное горе короля Визериса I Таргариена можно было бы столь же эффективно продемонстрировать без анахроничного кесарева сечения на его живой жене. В то время как трудные, мучительные переживания родов были частью опыта средневековой женщины, «Дом Дракона» уже оставил настоящее Средневековье позади. Нанесение увечий женщине на экране может стать отличным поводом для обсуждения в аудитории, но это не очень хорошая история.
Доктор Рэйчел Гиллибранд — историк досовременного здоровья и тела из Университета Лидса. «Дом Дракона» продолжается по понедельникам в 2:00 или 21:00 на канале Sky Atlantic/СЕЙЧАС
Свежие комментарии