Звезды Ghostwatch Майк Смит, Сара Грин и Майкл Паркинсон Авторы: BBC
То, что вы сейчас прочтете, правда. Ну вроде. В конце 1992 года мне было девять лет. Я только что вернулся из отпуска и обнаружил, что игровая площадка зацепила историю о привидениях. Не одна из тех апокрифических историй, которые произошли с сестрой друга чьего-то двоюродного брата, а настоящая история о привидениях. Как рассказали мне мои школьные приятели, они видели, как это происходило в прямом эфире по телевидению. Так что это должно было быть правдой.
Ghostwatch вышел в эфир на BBC One в субботу, 31 октября 1992 года, в ночь на Хэллоуин. Ведущий Майкл Паркинсон, это было расследование паранормальных явлений на земле плюс прямой телефонный разговор в студии. Детская телеведущая Сара Грин и ее съемочная группа сообщили из дома с привидениями в Нортхолте, где полтергейст по имени Пайпс, названный в честь издаваемых им лязгающих звуков, терроризировал мать и двух дочерей.
Снаружи Крейг Чарльз слонялся по улице, опрашивая соседей. Вернувшись в студию, Майк Смит ответил на звонки зрителей по поводу их собственных сверхъестественных переживаний, а скептически настроенный Паркинсон оценил жуткие события вместе с экспертом по паранормальным явлениям.
На этом правда, конечно, заканчивается, потому что она не была настоящей. Это было даже не в прямом эфире. Ghostwatch был постановочной драмой, созданной и представленной так, как если бы это было реальное телевидение — умный ход таких программ, как Crimewatch и 999. Но люди поверили в это, вызвав сильную моральную панику: 30 000 жалоб; у трех беременных женщин начались роды током; травмированные дети; грязные брюки; бульварное безумие; и 10-летний запрет на использование BBC.
Что касается меня, то я даже не видел полного шоу — что и происходило, если в те дни не хватило предусмотрительности записать что-нибудь с телека. Я застал несколько клипов с полтергейстом в шоу обратной связи от зрителей Bite Back. Подумайте о более агрессивных «Точках зрения» — и сам он является частью легенды Ghostwatch, поскольку зрители противостояли продюсерам за то, что они обманули нацию. Клипы — которые, помните, Bite Back сказал мне, что они ненастоящие — все еще пугали меня. Мне потребовались десятилетия, чтобы увидеть все это целиком. Как часть поколения, которое его помнит, «Призрачные часы» словно призрак остаются в культурном сознании: наполовину городская легенда, наполовину культовый фильм.
«В нем есть своего рода мифология, состоящая из полуправды и полувоспоминания», — говорит сценарист сериала Стивен Волк. «Тот факт, что это было «запрещено», странным образом добавил фольклора». Тридцать лет спустя Ghostwatch впервые выйдет на Blu-ray.
Волк изначально предлагал сверхъестественную драму из шести частей, но BBC отклонила ее. Вместо этого он предложил развить аспект того, что должно было стать шестым эпизодом — прямую трансляцию из дома с привидениями. Кроме того, почему бы не написать и не сделать так, как если бы это была прямая трансляция? «Я знал, что делаю удилище для своей спины, — смеется Фольк. «Я не мог написать это как обычную драму. Мне пришлось разучиться писать сценарии и писать так, как Терри Воган или Паркинсон берут интервью у кого-то по спутниковой связи».
В таких шоу, как Crimewatch и 999, формальности телевизионной конвенции уже начали пересекаться, смешивая драматизацию и репортажи в стиле текущих событий. Режиссер Ghostwatch Лесли Мэннинг хотел, чтобы это было более реальным. «999 использовал актеров и сильно драматизировал истории с помощью цветов, дыма и кадров», — говорит Мэннинг. «Но я сказал: «Мы не можем этого сделать, мы не можем быть драмой, будучи фактом».
Несмотря на то, что Ghostwatch был снят в рамках программы BBC Screen One — глянцевых телефильмов, обычно снятых на 16-мм пленку, — Ghostwatch строго придерживался «языка» живого студийного телевидения.
«Исполнительный продюсер Ричард Брок был в ужасе от того, что я хотел снимать это на пленке, — говорит Мэннинг. — Но если мы собирались показывать телекамеры в студии, я хотел использовать телекамеры… Я не собирался притворяться. И если вы собираетесь, чтобы телеоператор бродил по дому, я хотел настоящего телеоператора».
«Потребовалось много уговоров, — говорит Волк. «Но все мы говорили одно и то же: «Если бы BBC делала это по-настоящему, какие решения они бы приняли по этому поводу?» У них был бы какой-нибудь комик, разговаривающий с людьми на улице, кто-то внутри с семьей, у них будет эксперт в студии, у них будет телефонный звонок».
Сара Грин ютуб
Что делало его еще более аутентичным, так это наличие известных телеведущих, а не актеров. Паркинсону понравился сценарий с самого начала. «Он был восхитителен, — говорит Мэннинг, — особенно если мы дали ему послушать крикет». Паркинсон признался, что сам был в ужасе из-за того, что на самом деле играет, но его поощряли отклоняться от сценария в своем запатентованном стиле. Его серьезное северное происхождение является важнейшим заблуждением — скептическое хихиканье по поводу всей этой шумихи и шумихи, как будто он в одной секунде от того, чтобы сказать студийному парапсихологу доктору Паско (Джиллиан Беван) успокоиться и сделать ему чашку чая. .
Присутствия Парки было достаточно, чтобы убедить одного из друзей Стивена Волка в том, что «Призрачный дозор» реален, хотя он заранее сказал ей, что написал сценарий. «Да, но когда я увидел Майкла Паркинсона, я подумал, что вы ошиблись!» она сказала ему.
При просмотре сейчас Ghostwatch считается одним из настоящих курьезов в истории телевидения. Это также ошеломляюще опережает свое время; за семь лет до проекта «Ведьма из Блэр» это безошибочно найденные кадры ужасов: каждый персонаж в доме, от Сары Грин до операторов и членов семьи с привидениями, получает представление прямо перед камерой; техническое оборудование проверено и объяснено, каждый гаджет обречен пойти не так или сыграть свою роль в более поздних страхах; предыстория медленно раскрывается в аккуратном студийном телевизионном повороте — члены таксофона сообщают разную информацию. Оказывается, Пайпс — это призрак растлителя малолетних, одержимый викторианским детоубийцей — страшный по всем меркам.
Есть ложные скримеры, чтобы нагнетать напряжение (не паникуйте! Это всего лишь Крейг Чарльз в хеллоуинской маске!) Когда в доме начинается полтергейст, все превращается в беготню в стиле полтергейста.
Michael Parkinson
«Это всегда была структура хоррора, но на первый взгляд другой язык», — говорит Стивен Волк. «В основе этого лежит одна из тех простых фольклорных историй, в которых вы чего-то желаете, и то, чего вы желаете, оборачивается против вас. Зрители хотят увидеть призрака. Это то, что им обещают в ночь Хэллоуина. «К концу этого вы увидите призрака». И они хотят, чтобы это произошло, даже несмотря на то, что они видят этих несчастных детей, они хотят, чтобы история окупилась».
Самые острые идеи рождаются в игре с форматом. Когда Паркинсон и студийный эксперт доктор Паско просматривают кассету из дома, Пайпс стоит у занавесок; когда они воспроизводят это, его призрачная фигура исчезает. Шоу наполнено мелкими деталями фона и «был ли он там или не был там». Еще в 1992 году, до появления Sky+ или социальных сетей, вы не могли быть уверены в том, что, по вашему мнению, видели.
Это действительно самый умный трюк: использовать технологии и условности прямого эфира. Тридцать лет спустя контекст технологии по-прежнему важен и добавляет еще один уровень к Ghostwatch — возможность гуглить все наблюдения Пайпса и переходить туда-сюда, чтобы найти его самостоятельно. В Интернете есть несколько наблюдений Пайпса. А кто знает? Может быть, впереди еще много образов?
Как и в большинстве фильмов о домах с привидениями, Ghostwatch меняет страх на глупость в финальном акте, повышая ставки. Пайпс тащит бедняжку Сару Грин в чулан под лестницей навстречу неизвестной судьбе; в студии — после того, как мы обнаруживаем, что трансляция BBC невольно создала общенациональный сеанс — дела идут наперекосяк, и Парки одержим.
В преддверии передачи исполнительный продюсер Ричард Брок посетил серию «целевых встреч» BBC. Цель встреч состояла в том, чтобы предотвратить или подготовиться к разногласиям, чтобы продюсеры могли обсудить свои потенциально проблемные программы. Броук неоднократно поднимал вопрос о Ghostwatch, но никто не обращал особого внимания. На самом деле, другие руководители жаловались, что им просто надоело слушать об этом. Позже руководство BBC притворилось, что ничего не знает о Ghostwatch, как будто они понятия не имели об этом. На самом деле они знали о Ghostwatch — просто не понимали этого. «Было чрезвычайно трудно объяснить руководству Би-би-си, что это за животное», — сказал позже Ричард Брок.
с привидениями: сцена из Ghostwatch
Настроились более 11 миллионов человек, и, по оценкам, более 500 000 человек позвонили, заглушив плохо подготовленный коммутатор BBC. В наш век постреалити/найденных кадров/интернета немыслимо, чтобы зрители влюбились в такое шоу, как Ghostwatch, но в 1992 году люди (или, по крайней мере, самые громкие люди) были расстроены. Даже мама Парки думала, что это было на самом деле.
Стивен Волк позже описал некоторые из своих любимых жалоб: священник, который считал, что шоу действительно вызвало злых духов; и солдат, который так испугался, что испачкался — его жена потребовала компенсацию, чтобы купить ему новые джинсы.
Реакция таблоидов была колоссальной: заголовки включали: «На BBC должны катиться головы», «Зрители взрывают мистификацию BBC о «больном» привидении» и «Хэллоуинские мистификаторы сбросили упыря». Вопросы были подняты в парламенте, и Британский медицинский журнал назвал Ghostwatch первой телепрограммой, вызвавшей посттравматическое стрессовое расстройство у детей. Саре Грин, ведущей субботнего утреннего шоу Going Live!, пришлось объяснять по детскому телевидению, что на самом деле она не была убита в чулане под лестницей призраком растлителя малолетних в платье.
«Фурор в некотором смысле был связан с тем, что это было похоже на BBC», — говорит Волк. «Людям не нравилось, что BBC делала подобные вещи без предупреждения. Все дело было в доверии к BBC. Я нахожу это ироничным, потому что драма о доверии. Чему вы доверяете, когда смотрите телевизор? Вы доверяете этому человеку как эксперту? Вы верите, что ведущий говорит вам правду? Вы доверяете фотографиям, которые вам показывают? А в истории о привидениях вы доверяете своим глазам?»
Через пять дней после выхода Ghostwatch 18-летний Мартин Денхэм с трудностями в обучении покончил с собой. Его родители обвинили программу, сказав, что он стал одержим Ghostwatch. Коронер не связал смерть Мартина Денхэма с Ghostwatch, хотя Комиссия по стандартам вещания заявила, что BBC «должен сделать больше, чем просто намекнуть на обман, который она практиковала в отношении аудитории. В Ghostwatch была преднамеренная попытка создать ощущение угрозы».
Ричарда Броука вызвали на глазах у других руководителей Би-би-си для выговора, и было начато расследование (хотя вскоре оно было прекращено). По слухам, номинации на премию BAFTA так и не были реализованы — как сообщается, они были отменены. Реакция BBC была типично британской — застегнуть все пуговицы и сделать вид, что ничего не произошло. «Он показал BBC в худшем ее проявлении», — сказал Паркинсон в более позднем документальном фильме. По сей день Ghostwatch никогда не повторялся в Великобритании.
Помимо фурора, Ghostwatch стал хитом. «Реакция была в значительной степени инсценирована бульварной прессой, — сказал Майк Смит, скончавшийся в 2014 году. — Реакция публики в целом была фантастической — она отразилась в рейтингах и показала качественные исследования, которые они провели впоследствии. Публике это понравилось».
«Любопытная реакция, которую я помню, заключалась в том, что люди стыдились сказать нам, что им это понравилось», — вспоминает Лесли Мэннинг. «Продюсеры и работники индустрии проносились мимо, словно не могли произнести это вслух. Только когда он был выпущен 10 лет спустя, все сказали, что он им понравился».
Ghostwatch Кредит: Youtube
После десятилетнего распространения пиратских копий с телеэкранов в 2002 году он получил DVD от BFI. В 2012 году вышел документальный фильм Ghostwatch: Behind the Curtains. Теперь совершенно новый Blu-ray выпущен 101 Films с еще одним новым документальным фильмом — «Веришь ли ты в призраков?» – и новые комментарии. Помимо декора дома с привидениями девяностых годов, Ghostwatch великолепно состарился. Просто спросите моего десятилетнего сына, который посмотрел его на этой неделе, а затем до конца дня не сидел ни в одной комнате в одиночестве.
Самые большие фанаты — это поколение детей, которые не t просто напуган, но чье воображение было вдохновлено его дальновидностью в нарушении условностей и культовых легендах.
«Это очень приятно, — говорит Волк. «Люди подходят ко мне и говорят: «Ты напугал меня и не давал спать три недели… но это также заставило меня хотеть снимать фильмы ужасов».
Inside No. 9 отдал дань уважения «живому» выпуску Хэллоуина Dead Line в 2018 году. Ужас 2020 года Host, рассказывающий о неудачном сеансе Zoom, также ссылается на Ghostwatch.
Хотя это было никогда не задумывался как «обман», возможно, есть лишь тонкая разница между инсценировкой розыгрыша и созданием и представлением истории, которая казалась бы абсолютно, убедительно реальной.
То, что люди были обмануты Ghostwatch, однако, на самом деле только одна часть этой реальной истории. «Часы с привидениями» были новаторским жанровым новшеством и до сих пор остаются одной из основных историй ужасов конца 20-го века — современной интерпретацией классического мурашки по спине.
«Литература историй о привидениях всегда начинается. то же самое: «Я собираюсь рассказать вам правдивую историю, которая действительно произошла со мной», — говорит Волк. «Я был очарован тем, что эквивалентно этому на телевидении, когда микрофон воткнут кому-то в лицо, и они говорят: «Это действительно случилось со мной…». Я не видел сверхъестественной истории, написанной на этом языке. Я просто хотел создать хорошую историю о привидениях для телевидения».
Ghostwatch выпущен на Blu-ray от 101 Films
Свежие комментарии