DIY TV: Open Door был подготовлен Отделом общественных программ
Сейчас 23:30, полвека назад. Наверное, перед сном — но что это на BBC Two? Изящная транс-леди сидит в ванной и разговаривает с кошкой? Группа серьезных мужчин в костюмах, обменивающихся сообщениями от своих венерианских хозяев? Мужчина в костюме обезьяны, стоящий рядом с лавровым деревом в горшке, держит плакат со словами: «Извините, BBC TV сообщило, что в студии не более одного человека! Мы позволим дереву представлять всех»?
Дэвид Аттенборо сделал это возможным. В декабре 1972 года он написал служебную записку в качестве директора по программированию Би-би-си, в которой приводил доводы в пользу создания отдела общественных программ (CPU), который бы транслировал «голоса, взгляды и мнения, которые по той или иной причине не были услышаны». или серьезно игнорируются основными программами». В период с 1973 по 1983 год основной продукт CPU, «Открытая дверь», должным образом создавал пространство, в котором головокружительное разнообразие групп излагало свои позиции на ночном телевидении BBC при минимальном редакционном контроле. После последовательности заголовков — логотип шоу, пересеченный обещанием «Скажи свое слово … по-своему» — экран стал их.
Чего никто из участников не мог предвидеть, даже те, кто соприкасался с высшими силами, так это того, что пять десятилетий спустя их работа станет частью инсталляции современного искусства. Посетители выставки People Make Television в галерее Raven Row в восточной части Лондона вскоре увидят эти просьбы, требования и манифесты через инфракрасные наушники и множество телевизионных мониторов — некоторые из них представляют собой модели Sony Trinitron того времени, которое принадлежит Open Door.
<р>«Эти программы — странные объекты, — говорит Уильям Фаулер, один из кураторов шоу. «Они пластичны и любопытны. Являются ли они своего рода массовым наблюдением?»
Алекс Сейнсбери, программист галереи Raven Row, увлеченный Open Door, как и его коллега, расширяет вопрос: «Или это искусство? В любом случае, мы не хотим, чтобы это было ностальгическим опытом».
Блок общественных программ был детищем Дэвида Аттенборо (на фото 1971 г.). Фото: Питер Джон Моксхэм/Fairfax Media via Getty Images
Тони Лариа не считает их искусством, но он, кажется, рад тому, что продукция отдела общественных программ обрела неожиданную вторую жизнь. Он работал над дискуссионной программой BBC Two Late Night Line-Up — шоу, которое привлекло внимание общественности к Джоан Бейкуэлл, — когда его пригласили продюсировать первую серию Open Door.
«Это было захватывающе, потому что это было ново и по-другому», — говорит он мне, держа в руке текст меморандума Аттенборо. «Мы не были в Телецентре. Мы работали из дома в Хаммерсмит-Гроув. Это была безопасная среда». Здесь он и его коллеги отбирали заявки от заинтересованных сторон и программировали сериал путем голосования. (Внешние советники, в том числе Джордж Тремлетт, бывший заместитель лидера Тори Совета Большого Лондона, также давали свои советы.) Успешные кандидаты получили достаточное руководство и крошечный бюджет, чтобы представить свою собственную программу, смесь студийного обсуждения и отснятых вставок <. /p>
«Это был прямой эфир, — говорит Лариа, — поэтому многие люди на BBC боялись, что [группы] спустят штаны или оклеветают кого-то. Но этого не произошло».
Новое и необычное: эпизод «Открытой двери» 1973 года
Наоборот. Большинство участников Open Door были серьезными, страстными и информативными. Одна программа о цистите, вспоминает Лариа, собрала 12 000 писем: каждый шестой зритель написал ее. Другая программа, представленная группой чернокожих школьных учителей, дала британским зрителям раннее понимание идеи институционального расизма, связывая плохие результаты для черных учеников с белизной школьных управлений и инспекций. Третьи вызвали возмущение: в 1976 году в эфире британской группы Stop Immigration Group британские азиаты обвинялись в распространении венерических заболеваний и туберкулеза.
Некоторые предоставили место маргинальным группам и убеждениям, которые вряд ли окажут какое-либо влияние на общественное мнение. Общество Этериуса, например, продемонстрировало, как улавливать и передавать духовную энергию. «Продюсер этой программы, — вспоминает Лариа, — пошел в этот заплесневелый подвал в Фулхэме, где они молились в батарею, которую их главный парень отвез в Калифорнию, чтобы он мог бросить ее в разлом Сан-Андреас, поэтому их молитвы войдет прямо в ядро Земли».
Самыми нетрадиционными из всех, пожалуй, были представители Свободного Государства Альбион, группы анархистов из западного Лондона, которые мечтали сделать Британию самодостаточной, превратив автомагистрали в наделы. В 1974 году они связались с Би-би-си, чтобы выразить протест по поводу отсутствия комментаторов-анархистов, и им предложили 15-минутный прямой эфир в программе следующей недели. Пришли два участника, один одетый как волшебник, а другой как горилла. Незадолго до запуска Open Door волшебник ударил гориллу ножом, и горилла в ответ ударила волшебника ногой в пах. В конце концов, продюсер Майк Болланд был вынужден заполнить большую часть эфирного времени, медленно увеличивая и уменьшая масштаб небольшого лаврового дерева и пары кухонных стульев, в то время как заранее записанные голоса напевали: «Реальность — это заменить утопию. Политика заменяет инстинкт. Потребление заменяет чувство. Телевидение — это замена телепатии».
Серьезно и познавательно: эпизод «Открытых дверей», представленный группой чернокожих школьных учителей, дал зрителям урок институционального расизма
Ларья настаивает, что он и его коллеги не надеялись на странности. «Не с таким бюджетом», — говорит он. Но он признает, что некоторые из программ были средством непреднамеренного юмора. Он вспомнил, что команда «Монти Пайтон» заказывала кассету с эпизодом «Открытых дверей» о веганах всякий раз, когда им хотелось посмеяться.
Пятьдесят лет спустя вы можете разделить программы на те, в которых представлены взгляды и голоса, которые сегодня значительно менее маргинальны, и те, которые (тогда и сейчас) кажутся просто объектами любопытства. Большинство пабов теперь предлагают веганскую еду, и члены организации Woodland Trust вряд ли будут чем-то из ряда вон выходящим. Но самые поразительные моменты сериала происходят, когда один регистр переходит в другой — и проявляется беспристрастный редакционный подход.
Например, программа 1973 года, подготовленная Transex Liberation Group, сейчас кажется в основном бессмысленной. Это дискуссия между группой трансженщин об их надеждах и страхах. Но затем мы переходим к кинопортрету ведущей Деллы Александр, отдыхающей дома и рассказывающей нам, как королева Виктория, Тейяр де Шарден и «наказанный и мудрый Адольф Гитлер» говорят ей из загробного мира, что ей суждено за особую роль в восстановлении постапокалиптической Британии. (Апокалипсис, по ее словам, должен произойти в 1978–1979 годах.)
Голос Уэтли из четвертого сезона сериала «Открытые двери»
Почти все время существования «Открытых дверей» британское телевидение включало всего три канала. Программа закрывалась, возможно, не случайно, как раз в тот момент, когда «Четвертый канал» начинал работу. Новый вещатель, финансируемый государством, сделал «обслуживание меньшинств» частью своего задания. Такие сериалы, как «Черное на черном», «Бандунгский файл» и «Черная сумка», были созданы для канала независимыми компаниями, которыми руководят чернокожие и азиатские продюсеры. С тех пор, конечно, телевизионный ландшафт изменился до неузнаваемости. «Сейчас на телевидении может быть гораздо больше голосов и больше дискуссий, — говорит Фаулер, — но они не подаются в ту же узкую полосу частот и не получают такого же усиления».
Лари соглашается — и в этом. причина, он убежден, что Open Door должна вернуться в той или иной форме. Он был участником сериала Дэвида Димблби 2022 года «Дни, которые потрясли BBC», и его не убедило утверждение ветерана телевещания о том, что «Время вопросов» выполняет почти ту же функцию, что и отдел общественных программ. «Это с**а», — говорит он. «[Зрители] могут задать вопрос и вставить одно или два предложения, но это не означает, что они могут говорить». Предоставление им камеры и помощь в создании программы — это предоставление им доступа. Сейчас это так же необходимо, как и тогда».
Итак, что бы он сделал сегодня вечером, если бы ему дали место в 23:30 на BBC Two, чтобы он передал его кому угодно?
> «О нет, — говорит он. «Я хочу место получше».
People Make Television проходит на Raven Row, London E1, с 28 января по 26 марта; ravenrow.org
Свежие комментарии