Представьте: вы открываете Госуслуги и говорите: «Запишитесь на прием к терапевту на понедельник». Или берете рукописный текст, фотографируете его — и вот он, уже в «цифре»! Это не мечта фантастов, а недалекое будущее. Это произойдет, как только наши государственные службы (федеральные, региональные или ведомственные) будут оснащены искусственным интеллектом (ИИ) и благодаря ему станут еще быстрее и удобнее.
Фото: rawpixel.com-freepik.com
По словам руководителя проектов проектного офиса ФГУ «Гостех» Константина Макаренко на конференции «Цифра.Док», после внедрения ИИ на платформе могут появиться такие сервисы, как распознавание и синтез речи, цифровой помощник, «чтение» печатных и рукописных текстов, компьютерное зрение и многие другие. При этом особое внимание будет уделено безопасности таких сервисов и моделей ИИ.
«ГосТех» — единая цифровая платформа для федеральных и региональных органов государственной власти. С ее помощью можно оперативно создавать многофункциональные государственные информационные системы и цифровые сервисы. К ним относятся сайты мэрий и региональных правительств, сервисы федеральных органов государственной власти. Программная поддержка платформы осуществляется компанией Сбер, которая обладает всеми необходимыми ресурсами и уникальными разработками в сфере ИИ на уровне ведущих мировых крупных технологических корпораций.
Гостех постоянно совершенствуется. Согласно федеральному проекту «Искусственный интеллект», который войдет в новый национальный проект «Экономика данных», к 2026 году будет создана единая ИИ-платформа для управления государством и социальной сферой с использованием технологий искусственного интеллекта. К 2030 году планируется создать не менее 30 таких ИИ-решений, а разработчикам будет предоставлен доступ к 170 наборам государственных данных. Первые инструменты для работы с искусственным интеллектом могут появиться на платформе уже в этом году. Как прокомментировали в Гостехе, такие инструменты для создания решений с машинным обучением станут базовой услугой и будут предоставляться на платформе Сбером.
По словам директора АНО «Горьковский тех» Евгения Федосеева, уже сегодня вендоры осознают важность использования искусственного интеллекта в развитии государственных информационных сервисов.
«Как вендор мы работаем на платформе Гостеха и понимаем, насколько эффективен этот метод разработки информационных систем, позволяющий создавать другие на основе готовых компонентов одних продуктов. Мы первыми начали использовать компоненты инфраструктуры Гостеха в внедрение нашего сервиса «Региональная недвижимость онлайн», который затем также был доведен до Гостеха. Мы надеемся, что компоненты с искусственным интеллектом появятся в ближайшее время, чтобы мы могли использовать их в наших технологических решениях», — отметил Евгений Федосеев.
<р>АНО «Горьковский Тех» также поддерживает региональных разработчиков решений на базе искусственного интеллекта. Например, платформа речевой аналитики Deeray уже внедрена в работу колл-центров МФЦ и медицинского информационно-аналитического центра Нижегородской области.
С развитием ИИ на платформе GosTech граждане смогут по-новому использовать привычные сервисы. Минцифры планирует запустить технологию формирования ответов на Gosuslugi с использованием языковых моделей, интегрированных в цифрового помощника портала — Робота Макса. Искусственный интеллект сможет давать пользователю четкий ответ на конкретный вопрос, ориентируясь именно на его жизненную ситуацию.
Искусственный интеллект может стать полноценным виртуальным помощником госслужащих в работе с обращениями населения. Ключевые преимущества ИИ: персонализация услуг, проактивное предоставление государственных услуг (когда человеку не нужно писать заявление для получения пособий или социальных выплат), возможность прогнозирования потребностей граждан и бизнеса.
В целом искусственный интеллект, который активно использовался в обществе в последние годы, теперь будет использоваться и в государственных услугах. К 2030 году меры по развитию искусственного интеллекта, предусмотренные национальным проектом «Экономика данных», способны увеличить ВВП России более чем на 11 трлн рублей. Длинные очереди, заполнение заявлений на бумаге — все это постепенно уходит в прошлое. Внедрение ИИ в различные структуры, от районных до федеральных ведомств, выведет взаимоотношения человека и государства на новый уровень и поможет сделать наши города и поселки комфортнее для проживания.
По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, использование искусственного интеллекта в государственных услугах — это не просто дань моде, а реальная потребность и ответ на динамичное развитие технологий во всем мире. «Благодаря искусственному интеллекту у государства появляется возможность автоматизировать многие процессы, сократить время ожидания и повысить качество обслуживания. Кроме того, инновационные решения помогают снизить нагрузку на сотрудников, позволяя им сосредоточиться на более важных задачах, требующих непосредственного участия человека. С внедрением технологий ИИ на платформе GosTech наша страна сможет сделать еще один шаг вперед на пути к технологическому лидерству и цифровой трансформации», — отметил он.
Свежие комментарии