
Олимпиада 2002 года в Солт-Лейк-Сити стала одной из самых скандальных. Началось все с подарков членам МОК на сумму в миллион с лишним долларов, чтобы отдать Игры американцам, а завершилось диким судейским бандитизмом в фигурном катании.
Даже малышка с одесскими корнями была против
За пару лет до Олимпиады в Солт-Лейке всем казалось, что интрига в женском одиночном катании практически отсутствует. Собравшей за карьеру пять титулов чемпионки мира Мишель Кван заранее практически повесили на шею золото – особенно после того, как она, будучи фаворитом, отдала победу на Играх-1998 в Японии юной выскочке Таре Липински. Здесь же все было в пользу Кван – и в первую очередь, домашний лед с причитающейся надбавкой в баллах.
Но в это время в России после долгого перерыва появилась целая плеяда талантливых одиночниц. Одна из них – Мария Бутырская – в 1999 году подарила стране первое в истории золото чемпионата мира.

А другая – Ирина Слуцкая – насобирала к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити побед на чемпионатах Европы. И главное – усилила свой технический арсенал до невиданного в те годы уровня. Так, она стабильно исполняла каскады тройной лутц-тройной риттбергер и тройной сальхов-тройной риттбергер. Первый из них был главным оружием Алины Загитовой, выигравшей Олимпийские игры в 2018-м, после чего началась эпоха четверных.
Кван же, не демонстрируя запредельной сложности, отличалась в те годы образцовым, по мнению судей, мастерством скольжения и артистизмом. А по старой системе судейства именно вторая оценка считалась главным козырем. Это сейчас можно набрать за прыжки столько баллов, сколько никакими компонентами не покрыть. А тогда арбитры просто расставляли фигуристов по местам, оперируя оценками до 6.0 что в технике, что в презентации. Иными словами, сколько не усложняй программу – все равно выше «шестерки» не прыгнуть.

Поэтому когда первая фигуристка американской сборной выиграла в Солт-Лейк-Сити короткую программу, едва ли многие надеялись на то, что Слуцкой с ее каскадами удастся с промежуточного второго места запрыгнуть на вершину. Дело было еще в том, что женское одиночное катание на той Олимпиаде шло последним номером программы. До него были скандальная история с двумя комплектами золота в парном катании, один из которых забрали Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, и безоговорочный триумф Алексея Ягудина. В танцах Ирина Лобачева и Илья Авербух взяли серебро – хотя до Игр-2002 не поднимались на чемпионатах мира и Европы выше третьего места.
По всем неписаным правилам в этих обстоятельствах Слуцкая могла выиграть золото только если бы Кван ей сильно помогла. А вместе с ней – и две другие американские фигуристки. Из них больше внимания собирала на себя Саша Коэн – очаровательная малышка с одесскими корнями. Она после короткой шла третьей. Выглядевшая как угловатый подросток, но только не как потенциальная олимпийская чемпионка Сара Хьюз шла четвертой.

Однако в день Х именно Хьюз, которой было меньше всех терять, первой из претенденток на медали вышла на лед и выдала прокат с двумя каскадами «3-3». Если бы американку отсудили по нынешней судейской системе, она бы откатилась куда-нибудь за десятку сильнейших – ей бы срезали баллы за колоссальные недокруты. Но тогда на этот технический недочет внимание обращали нечасто. А если и обращали, то наказывали нестрого. Тем не менее, баллы Хьюз были далеки от чемпионских. Тогда ранним стартовым номерам оценки придерживали, чтобы было куда поднимать номеров поздних.
Кван оказалось поднимать некуда. Каскад «3-3» она сделать не рискнула – у нее хоть и был он в арсенале, но не самый сложный и не самый стабильный. А во второй половине проката Мишель воткнулась в лед на флипе. Да и с художественной точки зрения американка в этот вечер была далека от самой себя лучшего образца. Возможно, сказалось расставание с верным тренером Фрэнком Кэрроллом за несколько месяцев до Олимпиады – Кван хотела «встряхнуться» в позитивном ключе, но ушла в итоге в минус.

Тем не менее, по сумме двух программ Мишель после своего выступления опережала Сару. Еще ниже оказалась Коэн, тоже сорвавшая произвольный прокат. Последней на лед вышла Слуцкая. Легкая улыбка тренеру Жанне Громовой, а дальше только полное сосредоточение. Фирменные каскады должны были привести ее к победе – оставалось их только исполнить.
Но и россиянка не была в этот вечер безупречна. Для начала Слуцкая отказалась от главных своих козырей – каскадов «3-3». Вероятно, полагала, что чистого проката и менее сложной программы хватит для победы после ошибок соперниц. Но в концовке и сама допустила неприятную помарку – криво выехала с флипа. Впрочем, то было не падение, а сам прыжок был докручен. Пусть «Да», — выдохнула Ирина на заключительной позе, и арбитрам вряд ли нужно было долго думать, чтобы определить чемпионку. Пусть в выступлении россиянки не было блеска, но она превзошла конкуренток.
Однако не зря сразу после завершения проката Слуцкой режиссеры крупным планом показали взявшихся за карандаши судей – и периодически спрятавшуюся где-то в подтрибунке Хьюз. Арбитры явно просчитывали реализацию возможного только при старой системе «перевертыша» — когда оценками последнего участника вытаскивают наверх неочевидного кандидата. Ждать пришлось долго. Ирина сдержанно улыбалась, явно понимая, что ей готовят подлянку. И в итоге ее получила. Четверо судей из девяти поставили Слуцкую на первое место, но итальянский судья, влепивший «5.6» за артистизм – на четвертое, а немец – на третье. И через долю секунды Хьюз в экстазе билась на полу – олимпийской чемпионкой внезапно сделали именно ее. А россиянка стояла в стороне, отвернувшись к занавесу – чтобы не было видно ее слез.

«Выходит и на попу садится»
«Меня уже давно эта ситуация отпустила, радуюсь тому, что есть, — призналась пару лет назад Слуцкая в интервью . — Но, честно скажу, мне бы не было так обидно, если бы выиграла Мишель Кван. Она была достойна олимпийского золота, пускай это будет нескромно, как и я. Но Мишель ошиблась. Стали тянуть Сашу Коэн. Она выходит и тоже на попу садится. Сара Хьюз была каким-то безумным мегазапасным вариантом, которая один раз, что ли, до Олимпиады где-то выиграла. Что ж, судьи закрыли глаза на ее приземления с недокрутом в пол-оборота. И начали кричать, какая она крутая, какие сложные каскады прыгала».
Причиной же такого решения судей российская фигуристка считает чистый бизнес. «Америке нужна была героиня, — констатировала Слуцкая. — Или сенсация. Точно так же, как в России не могла выиграть кореянка. Мы же там работали, зарабатывали. Русскую девочку без какой-то сенсационной истории, как, не приведи господи, у Оксаны Баюл, просто не раскрутили бы. Я там не жила, никогда не тренировалась. Российская спортсменка – была, есть, всегда ей оставалась и останусь до конца дней. На мне бизнес там не сделаешь. А это такая была сенсация! А-а-а, Хьюз, да вы что, с четвертого места после короткой программы на первое! Да по старой системе судейства невозможно было просто так с четвертого места выиграть. Это надо все так просчитать!»

«Тоска» — опера Пуччини, на музыку из которой была поставлена произвольная программа Слуцкой, заканчивается печально. Не было хэппи-энда и здесь. Российская делегация подала протест, но его, разумеется отклонили – это вам не канадцы с их медиаресурсом, выбившие второе золото для своей спортивной пары.
Слуцкая осталась на еще один олимпийский цикл, стала двукратной чемпионкой мира, но на Играх-2006 выступала после того, как Евгений Плющенко, Татьяна Навка/Роман Костомаров и Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин взяли для России три золота. И не смогла завоевать четвертое – понимая, что задача эта близка к непосильной.































Свежие комментарии