Лидеры G7 согласовали планы по созданию альтернативы китайской инициативе «Один пояс, один путь» Фото: Леон Нил / Пенсильвания
Порт Хамбантота на южном берегу Шри-Ланки уже давно является поучительным рассказом о том, что может пойти не так, когда страны будут вовлечены в китайскую инициативу «Один пояс, один путь».
Построенный за 1,3 млрд долларов (920 млн фунтов стерлингов) и профинансированный за счет китайских займов, министры в Коломбо заключили сделку о продаже 80% акций порта контролируемой государством китайской группе всего через шесть лет после его открытия.
Чуть более года спустя Шри-Ланка передала порт Китаю в аренду на 99 лет.
На данном этапе стратегия Китая знакома: найдите развивающуюся страну, с которой можно сотрудничать, профинансируйте свои инфраструктурные амбиции с помощью кредитов, а затем отправьте множество китайских рабочих за границу, чтобы претворить планы в жизнь.
Затем, если владельцы проекта столкнутся с финансовыми трудностями — и если то, что было построено, представляет для Пекина стратегический интерес — купите его.
Благодаря такому подходу Пекин смог использовать свой сильный производственный сектор и огромное богатство, чтобы купить влияние и осуществить стратегическое продвижение в Азии, Африке, Южной Америке и некоторых частях Восточной Европы.
Теперь, спустя почти восемь лет после официального принятия «Пояса и пути», Запад готовит свой ответ.
Премьер-министр Борис Джонсон (в центре), слева направо: премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, канцлер Германии Ангела Меркель, президент ЮАР Сирил Рамафоса, президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, президент США Джо Байден, президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Канады Джастин. Трюдо во время саммита G7 в Корнуолле Фото: Леон Нил / Гетти Пул
На саммите G7 в Корнуолле в минувшие выходные лидеры согласовали планы по выработке альтернативы. Названный партнерством «Build Back Better World» и отмеченный как «зеленый пояс и дорога», Белый дом заявил, что проект будет направлен на «помощь в удовлетворении огромных потребностей в инфраструктуре в странах с низким и средним уровнем доходов».
Он будет направлен на «сужение» спроса на инфраструктуру в развивающихся странах в размере 40 триллионов долларов за счет мобилизации денег частного сектора, вызванных «каталитическими инвестициями» со стороны государственных институтов развития.
G7 снимает галочки со всех модных словечек: «ориентированный на ценности», благоприятный для климата и с хорошим управлением, США также стремились подчеркнуть, что они будут использовать деньги налогоплательщиков «надлежащим образом и эффективно».
«Это не должно стать сюрпризом для Пекина», — говорит Ю Цзе, старший научный сотрудник по Китаю аналитического центра Chatham House.
Трудно продать западным лидерам
Так может ли это сработать? Незадолго до этого запоздалый ответ на схему влияния Китая через инфраструктуру сталкивается с проблемами.
Разделенная G7 может быть главной среди них. Хотя США занимают резко антикитайскую позицию, другие страны, в том числе Великобритания и ЕС, занимают гораздо более мягкую позицию и, действительно, уже работают с Китаем над элементами схемы «Один пояс, один путь».
«Ключевыми проблемами как для Китая, так и для Запада являются распределение финансовых ресурсов, устойчивость проектов и трудовые ресурсы, даже если оба имеют твердую готовность реализовывать свои индивидуальные версии инфраструктурных планов», — говорит Ю.
Как она отмечает, усилия Китая были продиктованы главным образом государственным капиталом, а деньги частного сектора редко учитывались в проектах. Финансирование таких проектов налогоплательщиками будет сложной задачей для западных лидеров после беспрецедентных финансовых шагов, предпринятых за последний год, но частные компании также, вероятно, будут осторожно вкладывать деньги в зарубежные проекты.
Египет строит новую административную и финансовую столицу к востоку от Каира в партнерстве с Китайской государственной строительной инженерной компанией (CSCEC) — частью Китайской инициативы «Один пояс, один путь» Автор: KHALED ELFIQI / EPA-EFE / Shutterstock
Доверие — еще одна потенциальная ловушка. Линда Калабрезе из аналитического центра Института зарубежного развития отмечает, что африканские страны не согласятся с тем, чтобы к ним относились как к объектам благотворительности Запада или навязывать им проекты.
«Мы не можем пойти туда и сказать:« Вы, ребята, думаете, что вам нужна железная дорога, но я думаю, вам нужна дорога », — говорит она.
«Проблема доверия, которую, я думаю, необходимо восстановить странам G7, отличается от той, с которой сталкивается Китай», — добавляет она. «Если вы собираетесь соревноваться с китайцами, вы должны предложить что-то лучшее, чем то, что предлагает Китай сейчас».
Китайские деньги были лишь «каплей в этом ведре»
Для Китая «Пояс и путь» предоставил возможность экспортировать часть своих производственных мощностей, поскольку он столкнулся с избытком предложения внутри страны. В последнее время эта динамика существенно изменилась, и Пекин вновь стал уделять внимание внутренней политике в рамках своей политики «двойного обращения». В результате объем зарубежного кредитования практически упал по сравнению с пиком 2016 года.
«Мы должны спросить, о каком Поясе и Пути идет речь — о том, что происходило в 2016 году, или о том, что происходило в 2019 году, потому что это действительно сильно сократилось», — говорит Джонатан Хиллман, старший научный сотрудник Центр стратегических и международных исследований, автор книги «Новый путь императора: Китай и проект века».
Хиллман говорит, что во всем развивающемся мире существует огромная неудовлетворенная потребность в инвестициях в инфраструктуру. Китайские деньги были лишь «каплей в этом ведре».
В США внутренняя инфраструктура — отведенная в качестве изюминки политики при бессистемной администрации Трампа — стала ключевым приоритетом, поскольку Джо Байден пытается использовать восстановление Covid-19 в качестве плацдарма для давно назревших инвестиций.
На этом фоне трудно понять, почему крупные американские инвесторы, поддерживающие частный капитал, предпочли бы сделать выбор в пользу зарубежных экскурсий помимо тех, что ближе к дому, которые, вероятно, будут более безопасными и прибыльными.
Деньги могут говорить громче геополитики
Конечно, Запад не новичок в такого рода инвестициях. Институты развития, в первую очередь Всемирный банк, уже давно предоставляют развивающимся странам финансирование, хотя оно часто затрудняется необходимостью заключения многосторонних соглашений.
«[Китайская] модель позволяет запускать проекты быстрее, и это очень привлекательно», — говорит Хиллман. «Если вы лидер, возможно, вам предстоит переизбрание и вы хотите что-то объявить. Отсутствие прозрачности может привлекать и по другим причинам. Но это тоже рискованно ».
Но рассказы о белых слонах и китайских поглощениях усилили скептицизм в отношении многих потенциальных партнеров Пекина, в том числе Пакистана и Мьянмы среди стран, которые недавно отказались от проектов, поддерживаемых Китаем.
Усилия G7 имеют более узкую направленность, не позволяют надеяться на получение прибыли и нацелены на инфраструктуру. Теоретически все это может способствовать повышению эффективности, но добавление заинтересованных сторон усложняет ситуацию.
В конечном итоге большая часть власти находится в руках небольших стран, некоторые из которых вполне могут выиграть от выбора международных спонсоров. Для стран, которые борются с самыми фундаментальными проблемами инфраструктуры, деньги могут говорить громче, чем геополитика.
«В конце концов, во многих случаях все сводится к доступности, вероятно, большей, чем к безопасности», — говорит Хиллман.
Калабрезе говорит, что программа Build Back Better World предлагает возможность извлечь уроки из ошибок «Пояса и пути», но предупреждает, что, вероятно, впереди еще будут уроки.
«Ни один из партнеров не нашел хорошей формулы, как это сделать», — говорит она.
- Джереми Уорнер: Западная альтернатива Китаю «Один пояс, один путь» — отличная идея, но есть загвоздка
Свежие комментарии