Хейли Джоэл Осмент в искусственном интеллекте AI Кредит: Алами
Это неизбежный аспект кинопроизводства, когда ведущие режиссеры часто не могут реализовать проекты своей мечты. Иногда это происходит потому, что их увольняют или заменяют на полпути — как в «Унесенных ветром», где Джордж Кьюкор был заменен Виктором Флемингом. Но бывают и другие случаи, когда заветную режиссерскую историю делает совершенно другой автор.
Возможно, самым известным примером этого является искусственный интеллект ИИ, мрачная научно-фантастическая притча, вращающаяся вокруг Дэвида, ребенка-меха или робота, отчаянно желающего стать человеком. Основанный на «Приключениях Пиноккио», он поразительно и оригинально сочетал в себе причудливость и ужас. В нем приняли участие звездный состав, в том числе Джуд Лоу, Фрэнсис О'Коннор, Брендан Глисон и, только что из «Шестого чувства», Хейли Джоэл Осмент в роли Дэвида. Он разрабатывался на протяжении десятилетий Стэнли Кубриком, но был снят только после его смерти Стивеном Спилбергом, как дань уважения его другу и коллеге-режиссеру.
После выхода в 2001 году он был встречен критиками с уважением, но не тепло, которые назвали его непростой смесью кубриковской холодности и спилберговских настроений. Это был разумный успех в прокате, но последующий научно-фантастический триллер Спилберга «Отчет о меньшинствах» получил гораздо большее признание критиков и финансов. Но сейчас, два десятилетия спустя, не пора ли переоценить ИИ?
Этот проект зародился в 1976 году. Автор Брайан Олдисс был впечатлен фильмом Кубрика «2001: Космическая одиссея» и назвал его «великим писателем-фантастом нашего времени» в своей книге «Буйство миллиардов лет». Довольный Кубрик пригласил Олдисс на обед, чтобы обсудить совместную работу, которая усилилась после огромного успеха «Звездных войн» в 1977 году. Олдисс вспомнил, как Кубрик спрашивал его: «Как я могу сделать фильм, который был бы таким же кассовым, как« Звездные войны », но при этом позволил бы мне сохранить репутацию человека, ответственного за социальную ответственность? »
Искусственный интеллект возник из рассказа Олдисса 1969 года «Супер-игрушки длятся все лето». Кубрик, впечатленный успехом «Инопланетянина» Спилберга, купил права на рассказ Олдисса и поручил ему написать новый сюжет вокруг него. Однако результат, который ученый и биограф Кубрика Филиппо Уливьери теперь описывает как «рассказ о шпионаже и побеге из тюрьмы, который в ретроспективе кажется типичным боевиком восьмидесятых», не был удовлетворительным.
Кубрик заменил Олдисса писателем-фантастом Яном Уотсоном. Новая пара была гораздо более симпатичной, не в последнюю очередь потому, что Кубрик дал ему карт-бланш на реализацию его идей. «Стэнли знал, что он чего-то хочет, но он не знал, что это было, — говорит мне Уотсон. — Моя работа заключалась в том, чтобы узнать, что именно он хочет, и тогда он это узнает».
Уливьери считает, что богатое воображение Уотсона «возвело виньетку Олдисса в монументальную историю, охватывающую три тысячелетия и объединившую легенды о короле Артуре, высшие формы разума и Робо-Христа». Кубрик назвал это «одной из величайших историй мира».
Тем не менее, он попросил своего сотрудника 2001 года Артура Кларка переработать материал Уотсона. Но Кларк создал новый сценарий с рабочим названием «Дитя солнца», в котором полностью отвергались идеи Уотсона. Не впечатленный Кубрик прокомментировал: «Я боюсь, что вы выбросили не только ребенка с водой из ванны, но и ванну, ванную, да и сам дом.
Примерно в июне 1993 года Кубрик впервые обсудил этот проект со Спилбергом, который в то время высоко ценил необычайный успех как Парка Юрского периода, так и Списка Шиндлера. Уливьери считает важным то, что он отправил сценарий кому-то, кто не был писателем. «Это указывало на то, что он чувствовал, что ему нужна какая-то помощь с этой конкретной историей больше, чем с любой другой, которую он рассматривал или над которой работал в прошлом».
Стэнли Кубрик потерял интерес к режиссуре ИИ Фото: Entertainment Pictures / Alamy
Кубрик сам переписал сценарий с участием писателей Сары Мейтленд и Боба Шоу и переименовал его в AI Artificial Intelligence. 1 ноября 1993 года Warner Bros объявили его следующим проектом. И Кубрик продолжил обсуждение этого со Спилбергом, который вернул версию сценария со своими собственными примечаниями и аннотациями.
Но после двух десятилетий разработки ИИ Кубрик начал терять к нему интерес и предложил Спилбергу руководить им. Как объяснил Спилберг Би-би-си в 2006 году, «Кубрик сказал:« Это больше ты, чем я », и начал продюсировать его для меня. И это было здорово, это будут отличные отношения ».
К сожалению, типичный для Кубрика перфекционизм вскоре вторгся. Как вспоминал Спилберг: «Я всю ночь получал факсы от Стэнли. Он подумал об ИИ, и мой факсимильный аппарат начал болтать, и в конце концов моя жена сказала: «Стэнли должна перестать жить с нами», потому что факс был в спальне, и он срабатывал в два или три часа ночи. .
«Объем информации, которую он мне давал, включая снимки и направление камеры, был настолько необычайно точным и подробным, что я наконец позвонил ему и сказал:« Стэнли, я не могу снимать этот фильм ». Эти факсы взывают ко мне, чтобы я сказал: «Ты должен снять это, это твой фильм». И я отказался от проекта ».
AI стал фильмом Стивена Спилберга Фото: TCD / Prod.DB / Alamy
Смерть Кубрика в марте 1999 года поначалу, казалось, положила конец жизнеспособности проекта. Тем не менее, из-за преданности своему другу и веры в то, что из этого фильма получится увлекательный фильм, Спилберг решил создать искусственный интеллект и вернулся к работе Уотсона, чтобы написать собственный сценарий на основе материала.
В этот момент он перешел из фильма Кубрика в проект Спилберга и был объявлен таковым после его окончательного выпуска: это был «Производство Амблина / Стэнли Кубрика», но остался «Фильмом Стивена Спилберга». Как комментирует Уливьери: «Критики предположили — с учетом информации, которая была доступна в то время, — что сентиментальность полностью принадлежала Спилбергу. Некоторые из них даже зашли так далеко, что заявили, что Спилберг испортил фильм Кубрика сахаристым финалом ».
Фактически, Спилберг изо всех сил старался быть верным видению Кубрика. Уотсон говорит, что «Спилберг сделал фильм как дань уважения Стэнли Кубрику, и в основном он сделал его так, как Стэнли хотел бы его увидеть (за исключением того, что на несколько лет быстрее, чем Стэнли), следуя инструкциям, оставленным Стэнли. Одним из них было мое предложение Стэнли, чтобы где-то использовался вальс из «Кавалера роз», поэтому композитору Джону Уильямсу было поручено включить вальс в саундтрек, хотя Уильямс сказал, что понятия не имеет, почему. И длинные снимки камеры типичны для Кубрика ».
Джуд Лоу и Хейли Джоэл Осмент в искусственном интеллекте Кредит: TCD / Prod.DB / Alamy
Последние 20 минут после релиза вызвали наибольшую критику. Повествование вращается вокруг стремления Дэвида стать «настоящим мальчиком», и в конце второго акта он оказывается в ловушке под водой в футуристическом тематическом парке, бессильно умоляя модель Голубой феи у Пиноккио ответить на его желание. Затем история прыгает вперед на два тысячелетия, когда футуристические роботы обнаруживают затопленного Давида. Затем они используют технологии, чтобы воскресить его «мать» Монику и позволить им провести день вместе, очевидно, исполняя желание его сердца.
Многие рецензенты ошибочно полагали, что это добавление было спилберговским настроением, которое обесценило предыдущий холодный и несентиментальный материал Кубрика. Однако, как говорит Уотсон, «последние 20 минут — это в значительной степени именно то, что я написал для Стэнли, и именно то, что Стэнли хотел, и они были точно отсняты Спилбергом. Концовка — печальная трагедия ». (Жена Кубрика думала, что это «невыносимо грустно».)
Дело не в том, что мечты Давида сбылись, а в том, что он умрет — или «отправится в то место, где рождаются сны», как говорит рассказчик, — обманутый. Тем не менее, как говорит Уливьери: «Я думаю, можно с уверенностью сказать, что финал может быть более эмоциональным, чем его версия Кубрика, — но тогда разве Кубрик не думал, что история нуждается в чувствительности, близкой к Спилбергу?»
Робот-медведь Тедди в искусственном интеллекте Кредит: TCD / Prod.DB / Alamy
Сегодня ИИ остается захватывающим, уникальным посмертным сотрудничеством двух величайших режиссеров всех времен. Робби Коллин из The Telegraph считает, что это неправильно понятая классика, и говорит, что финал изображает «настоящий страх и настоящее чудо, связанные так тесно, что невозможно отличить их друг от друга».
Хотя Уливьери сожалеет о готовом продукте, особенно об удалении некоторых из более темных и экстремальных материалов, которые Уотсон привнес в сценарий, он, тем не менее, приветствует его «одним из лучших фильмов Спилберга позднего периода».
Между тем Уотсон, которому была присуждена награда за финальный фильм как создателя экранной истории, говорит, что видел его трижды и взял на память всезнающего робота-медведя Тедди. Он шутит: «Я просто спросил мнение Тедди, ткнув его в живот, и он заявил:« Даже Supertoy Teddies становятся сварливыми, знаете ли ». За последние 20 лет я слышал никогда не повторяющиеся комментарии от Тедди, которые заставляют меня думать, что у него нет фиксированного репертуара. Насколько мне известно, никто еще не брал интервью у Тедди. Он следит за мной, пока я работаю, вместе с куклой Фриды Кало ».
Возможно, это наименее ожидаемое наследие Кубрика: конечный продукт, возникший из его воображения, в виде явно разумного плюшевого мишки, остается таким же загадочным и захватывающим, как и любой из блестящих фильмов, которые он снял.
Свежие комментарии