Молодая коммерческая космическая отрасль Великобритании сталкивается с многочисленными препятствиями. Фото: Ян Форсайт / Getty Images
На продуваемых ветрами пустошах Унста на Шетландских островах небольшая, но амбициозная космическая программа Великобритании наконец начала обретать форму.
Здесь, на самом северном обитаемом острове Великобритании, первые коммерческие космические запуски с территории Великобритании запланированы на май 2022 года.
Но остается серьезное препятствие, которое могло бы остановить эти новаторские полеты: неспособность правительства установить ограничение на обязательства сектора.
Космические обязательства помогают покрыть стоимость падения спутника на Землю или повреждения другого спутника на орбите. Обязательства, согласованные с ракетными компаниями, показывают, сколько затрат понесет бизнес в случае аварии, и, если они превысят этот предел, придется ли государство взять на себя расходы.
Правительство планирует принять Регламент космической отрасли до 2021 года в конце этого года. Однако формулировка, используемая в правилах, означает, что в настоящее время нет четкого ограничения ответственности.
Руководители отрасли сейчас все больше обеспокоены тем, что закон может поставить их на крючок сотни миллионов фунтов стерлингов за запуск.
«Когда я спросил об этом, мне сказали:« Ну, у нас лучшее регулирование в мире, конечно, оно будет дороже », — исходит от одного из источников космической промышленности.
Для небольших ракетных компаний, таких как Skyrora со штаб-квартирой в Эдинбурге, это оказывается неожиданной головной болью.
Скайрора запускает статические огнестойкие испытания Skylark-L из поместья Килдермори Фото: Skyrora
«Мы хотели, чтобы это была возможность, а не боль», — говорит Алан Томпсон, глава отдела по связям с правительством.
Ракетные компании все еще ждут лицензий на запуск, которые должны обрабатываться Управлением гражданской авиации (CAA). Согласно текущим планам, CAA будет согласовывать обязательства в индивидуальном порядке. Каждый оператор возьмет на себя определенный риск бедствий при запуске или столкновениях на орбите, после чего вмешается правительство.
Но без подтвержденного максимального предела ракетные компании жаловались, что им трудно убедить клиентов бросить вызов Великобритании, когда они могут в конечном итоге оплатить больше, чем они рассчитывали.
В дополнение к этому, есть дополнительная ответственность за каждый запущенный спутник.
В настоящее время он установлен в размере до 60 миллионов евро (51 миллион фунтов стерлингов). Но отраслевые показатели обеспокоены тем, что это относится к каждому отдельному спутнику, а это означает, что запуск дюжины небольших спутников, каждый из которых весит всего несколько килограммов, может привести к тому, что компании будут подвергаться риску в сотни миллионов фунтов стерлингов.
«Они размером с консервную банку, — говорит Томпсон из Skyrora, — не говорите мне, что это нанесло ущерб в размере 60 миллионов евро».
Предполагается, что правительство пересматривает обязательство в размере 60 млн евро за запуски спутников.
Представитель Министерства транспорта сказал: «Ни один оператор запуска или спутниковый оператор не будет нести неограниченную ответственность. Страховые полисы были составлены после углубленных консультаций с заинтересованными сторонами, и мы продолжим эти разговоры по мере продвижения к этому смелому новому будущему космических путешествий ».
В CAA и Космическом агентстве Великобритании от комментариев отказались. Однако в недавней презентации для представителей отрасли агентство заявило: «Операторы не будут нести неограниченную ответственность перед третьими сторонами».
Несмотря на такие заверения, руководители космической отрасли хотят видеть более конкретные действия со стороны правительства, которое стремится к 2030 году захватить 10% мирового космического рынка.
Впереди еще долгий путь к достижению этой цели. Последней ракетой, построенной в Великобритании, была «Черная стрела», которая последний раз летела с места в Австралии в 1971 году.
Skyrora — одна из британских компаний, которая надеется это изменить. Его запланированная 72-футовая ракета XL сможет поднимать спутники на высоту до 620 миль, хотя до сих пор она запустила только свою меньшую ракету Skylark Nano для суборбитальных полетов.
В настоящее время полным ходом идет разработка ряда других ракетных узлов для вывода на орбиту малых спутников. К ним относятся космопорт Корнуолл, который станет домом для Virgin Orbit.
Служба сэра Ричарда Брэнсона будет запускать ракеты из-под крыльев самолета Боинг-747.
Есть также космодром Сазерленда, где британская фирма Orbex надеется запустить ракеты, в которых биотопливо будет на 90% более чистым, чем традиционный керосин.
В надежде, что стартовое орудие может быть использовано при пусках ракет в Великобритании в следующем году, депутаты призвали внести поправки в запланированные правила.
В майском отчете депутаты от консервативной партии сэр Иэн Дункан Смит, Тереза Вильерс и Джордж Фриман предупредили, что обязательства могут означать, что «держатели лицензий Великобритании будут бороться за привлечение достаточных инвестиций или получение страховки».
Завершенная ракета Virgin Orbit Launcher Одна из ракет свешивается с крыла Cosmic Girl, специального самолета Boeing 747, который используется в качестве «летающей стартовой площадки». Фото: Грег Робинсон / Virgin Orbit через AP.
Политика Великобритании означает, что сама Великобритания не берет на себя слишком много этого бремени. Но в других странах ограничения ответственности ниже. В США многие миссии компенсируются космическим агентством НАСА.
«Хотя это обеспечит полную защиту Великобритании в очень рискованном секторе, это неизбежно вызовет неопределенность для британских космических компаний», — говорит Рэйчел О'Грейди, партнер юридической фирмы Mayer Brown.
Некоторые представители пускового сектора Великобритании хотят четкого ограничения, а не ограничения, определяемого в каждом конкретном случае. Томпсон из Skyrora говорит: «Если мы пытаемся привлечь иностранные инвестиции, мы могли бы сказать 40 или 20 миллионов фунтов стерлингов на спутники, это было бы очень хорошим вариантом».
Ранее в этом году в частном отчете торговой организации UKspace содержались предупреждения от 11 компаний, включая OneWeb, Airbus и Intelsat, которые призвали внести ясность в вопрос об ответственности.
Некоторые представители отрасли критически относятся к новой системе регулирования космического сектора Великобритании, в соответствии с которой Управление гражданской авиации возьмет на себя управление запусками. «Агентство гражданской авиации новичок в этом», — говорит один из источников.
Но другие операторы запуска менее обеспокоены. Крис Лармор, исполнительный директор Orbex, говорит: «Безопасность — это забота регулирующего органа номер один. Они консультируются с нами и дают советы, но быть нашими приятелями — не их работа.
«Ракетные запуски — неизвестное качество для Великобритании. Очевидно, CAA не хочет ошибаться ».
Поскольку споры по поводу обязательств не решены, космическому сектору Великобритании придется немного подождать, прежде чем он будет готов к запуску.
Свежие комментарии