Испытания Ajax пришлось приостановить с ноября 2020 года по март этого года из-за опухших суставов и шума в ушах. Фото: Патрик Олнер.
Семь лет назад Дэвид Кэмерон, премьер-министр в то время, стоял на поле для гольфа Celtic Manor недалеко от Ньюпорта, чтобы с гордостью объявить о выпуске новой бронированной машины для британской армии.
По его словам, разведывательная машина Ajax, построенная британским подразделением оборонного гиганта General Dynamics, «продемонстрирует силу высококвалифицированного оборонного сектора Великобритании».
Вскоре эти слова будут преследовать Кэмерон. Вместо того, чтобы продемонстрировать военную мощь Великобритании, этот проект стал еще одним примером неработающей системы оборонных закупок Великобритании.
Только 26 из ожидаемых 589 автомобилей Ajax стоимостью 3,5 млрд фунтов были поставлены после размещения заказа на 5,5 млрд фунтов в 2014 году.
Фирма General Dynamics, стоящая за Ajax, ранее в этом году признала, что проблемы с автомобилями были известны еще в 2010 году. Фото: Джулиан Симмондс.
Испытания «проблемного» легкого танка также были приостановлены из-за соображений безопасности, в результате чего некоторые сотрудники жаловались на вибрационные травмы. Другие страдали потерей слуха, что в некоторых случаях требовало лечения стероидами, чтобы обратить вспять ущерб.
Между тем, остаются опасения, что он не может повернуть назад, преодолев низкие препятствия, и что при стрельбе из основного оружия Ajax его корпус раскалывается.
Ранее в этом месяце Джереми Куин, министр оборонных закупок, настаивал на том, чтобы военные, официальные лица и General Dynamics были привержены делу успеха Ajax.
Но когда его обжаловал специальный комитет защиты, он сказал депутатам: «Мы не можем быть уверены на 100% в том, что может быть достигнуто».
Растущие затраты и свернутые проекты
Ajax — это просто последний оборонный проект, вышедший из-под контроля. Авианосцы ВМФ выросли в цене вдвое и составили 6,2 миллиарда фунтов стерлингов, в результате чего Доминик Каммингс, бывший советник Бориса Джонсона, сказал, что их строительство означало «растрату миллиардов, обогащая некоторых из самых ужасных корпоративных грабителей».
Пожалуй, самая известная неудача — это самолет-разведчик «Нимрод». Проект стоимостью 4 миллиарда фунтов стерлингов был заброшен, когда технология перестала работать, и самолеты были разорваны бульдозерами, что вызвало гнев общественности.
Многие сейчас задаются вопросом, почему МО и оборонная промышленность не извлекли уроки из своих прошлых ошибок.
Проект Nimrod MRA4 был признан огромным провалом, а существующие самолеты были разобраны и списаны. Фото: Кристофер Ферлонг / Getty Images
Это не в их интересах, считает независимый аналитик по вопросам обороны Яг Патель, который регулярно направляет критические замечания в адрес этого процесса в парламентские запросы защиты.
«Частный сектор больше заинтересован в извлечении максимальной суммы денег из Казначейства Ее Величества, чем в поставке вооруженным силам оборудования, которое соответствует назначению, имеет надлежащую поддержку и стоит своих денег», — говорит он.
Он утверждает, что «вращающаяся дверь из армии в промышленность» означает, что люди, зачастую без коммерческого опыта, в конечном итоге занимают руководящие должности в оборонных компаниях.
Нарушенный процесс торгов
Тогда есть проблема консолидации. Около 40% расходов Минобороны идут всего на 10 компаний, создавая то, что Патель называет «мертвой хваткой» без реальной конкуренции, что приводит к постоянным задержкам и росту затрат.
Профессор Тревор Тейлор, директор оборонной промышленности аналитического центра RUSI, считает, что проблемы с оборонными закупками неизбежны.
«Многие контракты — это соревнование обещаний», — говорит он. «Компании заявляют, что они будут разрабатывать, тестировать и производить что-то к установленному сроку, часто с использованием еще не существующих технологий. И по установленной цене. Это безумие.»
По словам Тейлора, проблема усугубляется масштабом многих проектов. «Эти контракты настолько велики, что для некоторых фирм, если они не выигрывают их, они не работают».
Это побуждает компании, борющиеся за контракты, обещать самую низкую цену, кратчайшее время и максимальную производительность, что означает, что «обе стороны лгут», — говорит Тейлор.
Это приводит к росту затрат и задержкам, когда оказывается, что эти обещания невозможно сдержать. «Проблема в том, что Министерство обороны требует от правительства цены, чтобы оно могло составить бюджет», — говорит один начальник министерства обороны Великобритании.
Минобороны продвигает «повестку дня процветания», пытаясь побудить новые компании, особенно МСП, заниматься оборонными закупками, что также приведет к усилению конкуренции. Но это создает новые проблемы, — говорит Тейлор.
«МСП спрашивают:« Есть ли у вас финансовое положение, есть ли у вас опыт? » в приглашениях на тендеры », — говорит он. «Они недостаточно финансово устойчивы, чтобы заключить контракт с фиксированной ценой, поскольку превышение бюджета может привести к их завершению. Неудивительно, что малые и средние предприятия отказываются от оборонной работы ».
Истории успеха
Не каждый контракт терпит неудачу. Национальное контрольно-ревизионное управление похвалило компанию BAE Systems за ее работу над новым фрегатом Type 26, заявив, что программа идет с опережением графика.
Новый фрегат Royal Navy Type 26
Глава BAE Чарльз Вудберн говорит, что она «создает сложные вещи… когда дело доходит до дорогостоящих вещей на мировой арене, мы сравниваем довольно выгодно».
Он ссылается на авианосцы Королевского флота: при цене 6,2 миллиарда фунтов стерлингов за пару они являются выгодной сделкой по сравнению с американскими авианосцами класса Ford, стоимость которых составляет почти 13 миллиардов долларов (9,3 миллиарда фунтов стерлингов) каждый.
«Для каждой сложной программы есть истории успеха», — говорит он. «И действительно, мы хотим их больше».
Свежие комментарии