Уже не в первый раз Майкл О'Лири не скупится на словах об угрозе, исходящей от British Airways, запускающей бюджетную авиакомпанию в Гатвике.
Сочетая насмешки с энтузиазмом в области моды на товарные знаки, на прошлой неделе глава Ryanair отверг действия своего соотечественника Шона Дойла, исполнительного директора BA.
«Гатвик — это не аэропорт, в котором вы собираетесь выгодно управлять авиакомпанией с низкими тарифами», — сказал О'Лири на прошлой неделе. «Я предполагаю, что это просто последняя попытка BA как бы сесть на свои места [взлета и посадки]».
Перспектива того, что BA начнет новый тренд на бюджетную авиакомпанию, которая будет конкурировать с такими компаниями, как Ryanair, easyJet и Wizz, вызвала удивление, когда подробности просочились 10 дней назад.
Дойл, страсть которого к «Манчестер Юнайтед» ставит его в противоречие с О'Лири, давним поклонником «Манчестер Сити», по электронной почте отправил персоналу письма о планах «новой операционной дочерней компании» в Гатвике, которая будет предоставлять услуги ближнемагистральных перевозок. еще один автогол авиаперевозчика Великобритании.
Те, кто был в индустрии, были меньше удивлены. По словам одного из руководителей авиакомпании, общее мнение было таким: «Ну вот и снова».
На протяжении многих лет компания BA или ее IAG, входящая в состав FTSE 100, предприняла ряд попыток запустить недорогого оператора связи в Великобритании, но без особого успеха.
Уровень был самым последним воплощением. Но после запуска в Вене и Париже авиакомпания так и не добралась до Великобритании, пока пандемия не заставила IAG заморозить перевозчика.
Go или Go Fly, пожалуй, самый известный и самый высмеиваемый из его экспериментов. Основанная в 1998 году, она была создана как отдельная дочерняя компания BA и предназначена для борьбы с нарождающимися бюджетными перевозчиками, которые предлагали британцам невероятно низкие цены на перелет на европейский континент.
Easyjet согласилась купить бюджетный флаер BA Go за 374 миллиона фунтов стерлингов в мае 2002 года.
Однако это длилось недолго. Go был продан частной инвестиционной компании 3i в 2001 году, а менее чем через год был передан easyJet, чей босс Стелиос Хаджи-Иоанну сразу же отказался от этой марки.
Но «BA lite» Дойла, как его окрестили некоторые, совсем другое дело. Для начала, нового бренда не будет. По словам инсайдеров, новая авиакомпания по-прежнему будет называться British Airways. Скорее всего, пассажиры даже не узнают, что летят отдельно зарегистрированной авиакомпанией.
Учитывая это, оценка О'Лири кажется верной. BA вообще не нацеливается на авиакомпанию с низкими тарифами, а на авиакомпанию с более низкими тарифами.
Крылатый?
BA хранит молчание о мельчайших деталях своего плана. Но инсайдеры говорят, что это будет включать аутсорсинг большей части операции Gatwick. Сотрудники, работающие на короткие расстояния, будут переведены на новые контракты с другими условиями, что приведет к радикальным изменениям в методах работы.
Он будет работать под собственной лицензией, которая должна быть выдана Управлением гражданской авиации, и будет иметь до 17 самолетов, базирующихся в Гатвике. Это почти вдвое больше, чем в пиковые периоды до пандемии. Новая авиакомпания фактически станет франчайзи, но материнской компанией которой будет BA. Источники в отрасли говорят, что общие расходы будут сокращены примерно на 30%.
Неудивительно, что ключевым моментом будет поддержка пилотов. Один источник сообщает, что персонал будет фактически переведен на работу по принципу «плати по мере полета», а это означает, что оплата персонала резко сократится в обычно более скудные месяцы, но позволит им «заработать гораздо больше» в напряженный летний период.
По словам одного человека, хорошо осведомленного о планах, все изменения направлены на то, чтобы сделать перевозки на короткие расстояния в Гатвике «проворными». «BA пытается перестать быть злейшим врагом для себя», — говорят они. Авиакомпания в течение многих лет изо всех сил пыталась получить прибыль во втором по величине аэропорту Великобритании, отчасти потому, что услуги были частью более широкой сети, в которую входил Хитроу.
Количество пассажиров авиакомпаний
Однако, как подчеркивает О'Лири, создание потерь имело смысл, чтобы удержать места для взлета и посадки в Гатвике.
Отрезание ближнемагистральных операций Gatwick от более широкого бизнеса позволит BA лучше «попотеть», как это обычно бывает для бюджетных перевозчиков.
Профсоюзная поддержка
Балпа, профсоюз пилотов BA, поддерживает и рекомендует изменения, как понимает Sunday Telegraph. «По сути, сделка заключена. Сейчас он у членов », — говорит один из источников. Другой говорит, что пилоты будут голосовать по этому вопросу позже в этом месяце.
Однако форумы сотрудников наводнены опасениями. «Это тонкий конец клина» — это обычная тема для пилотов и бортпроводников, базирующихся в Хитроу, которые опасаются, что вскоре они столкнутся с подобным обращением.
«Соглашение о масштабах» исторически означало, что рейсы под брендом BA с более чем 100 пассажирами должны выполняться непосредственно нанятыми пилотами. Вот почему франчайзинговый сервис BA «City Flyer», популярный среди руководителей, вылетающих из лондонского городского аэропорта, был вынужден убрать сиденья с самолетов, чтобы убедиться, что в минувшие годы он не превышал лимит в 100 пассажиров.
Однако подразумевается, что сделка с Balpa включает конкретные гарантии того, что аутсорсинговый персонал не может быть воспроизведен где-либо еще в компании.
Несмотря на это, инсайдеры профсоюзов знают, что BA вполне может попытаться обойти такие гарантии в будущем. «Было бы наивно думать, что руководство не всегда ищет способы сократить расходы», — говорит один из источников. «Но вопрос в том, позволим ли мы им?»
Представитель BA сказал: «В течение последнего десятилетия и на пике продаж в 2019 году ближнемагистральный бизнес British Airways в Гатвике не был прибыльным.
«Хотя мы хотим возобновить ближнемагистральные рейсы из Гатвика, мы сделаем это только в том случае, если у нас будет конкурентоспособная и устойчивая база операционных затрат».
Начальство конкурирующих авиакомпаний недоумевает по поводу планов Дойла. Хотя перевод персонала на разные контракты и продажа части собственности BA в Гатвике, несомненно, снизит эксплуатационные расходы; создание новой авиакомпании-оператора и все связанные с ней нормативные требования приведут к новому уровню управленческих расходов. По словам руководителя одного из конкурентов, дополнительные расходы могут свести на нет все преимущества.
«EasyJet получит облегчение», — говорит другой директор авиакомпании. Будучи крупнейшим оператором Gatwick, easyJet предпочла бы иметь дело с устаревшей авиакомпанией, чем с большим парком своих коллег. «Это намного лучше, чем разгул Wizz Air», — добавляют они.
Успех франчайзи BA Gatwick, вероятно, будет зависеть от поддержки Unite. Профсоюз бортпроводников и наземного экипажа заявляет, что, в отличие от ситуации с пилотами, переговоры с авиакомпанией «находятся на начальной стадии».
Прошлым летом Unite провела ожесточенную кампанию против предшественника Дойла, Алекса Круза, из-за заявлений о том, что сотрудники BA, пережившие сокращение тысяч рабочих мест, будут «уволены и повторно приняты на работу» на худших условиях.
Однако руководители профсоюзов знают, что у них гораздо более слабые руки, когда дело доходит до ближнемагистральных операций в Гатвике. И BA тоже это знает. «Если мы этого не сделаем, мы, возможно, вообще не вылетим из Гатвика», — предупреждает один инсайдер авиакомпании.
Свежие комментарии