Фильм «Зловещие мертвецы», сценарист и режиссер Сэм Рэйми, усовершенствовал шаткую камеру Кредит: Alamy Stock Photo
Учитывая постоянный успех Marvel и других фильмов о супергероях, стоит помнить, что весь жанр обязан своим возрождением Сэму Рэйми. Его первый фильм «Человек-паук» в 2002 году отвел фильмы от вялого лагеря картин Джоэла Шумахера о Бэтмене и в новом захватывающем, остроумном направлении. С тех пор у него было много значительных хитов, и в настоящее время он находится на пост-продакшене своего последнего громкого фильма, продолжения Доктора Стрэнджа. Неплохо для человека, который начал свою карьеру 40 лет назад с малобюджетного хоррора, шокировавшего публику, обрадовав поклонников жанра и возмутив цензоров.
Сегодня «Зловещие мертвецы» считаются одним из самых значительных и влиятельных фильмов ужасов, когда-либо созданных. Он породил два сиквела, дополнительный телесериал, видеоигры и комиксы, а также превратил свою звезду Брюса Кэмпбелла в икону фильмов категории B. Это впечатляющее достижение, учитывая его неблагоприятное происхождение, которое возникло из немногих больше, чем друзья детства, которые хотели осуществить свою мечту — снять фильм о творении Лавкрафта «Некромикон».
Тем не менее, он продолжал вызывать споры, как из-за насилия и кровопролития, выходящих за рамки, так и из-за печально известной сцены сверхъестественного сексуального насилия, о которой сам Рэйми публично сожалел. Спустя четыре десятилетия после своего создания он продолжает восхищать публику, несмотря на низкобюджетное происхождение или из-за него.
Рэйми, его брат Тед и Кэмпбелл выросли в Мичигане. Они начали снимать короткометражные 8-миллиметровые фильмы в семидесятых годах с такими названиями, как «Пироги и парни» и «Три вредителя в беспорядке», и все они были в большом долгу перед фарсом из «Трех марионеток». По мере того, как Рэйми становился более амбициозным, фильмы становились длиннее и сложнее; была пародия на Джеймса Бонда, «Здесь сегодня бомбили Джеймса… Пистолет завтра» и детективная комедия «Это убийство». Хотя ни один из них не был замечен никем, кроме друзей и семьи — Кэмпбелл впоследствии назвал это убийство «бомбой, сплошной бомбой, бомбой за две тысячи долларов» — Рэйми к тому времени уже интересовался созданием фильмов ужасов в духе малобюджетные картины, которыми он восхищался в то время, такие как «У холмов есть глаза» и «Техасская резня бензопилой». То, что эти фильмы были очень прибыльными, было дополнительным стимулом.
К 1979 году Рэйми написал сценарий, который представил своему другу Робу Таперту, который выступил в качестве продюсера. Он в значительной степени заимствован из Лавкрафта и других фильмов ужасов, но имел интригующий поворот. Главный персонаж, находящийся под угрозой, обычно женщина, был написан как мужчина, а Кэмпбелл будет играть роль Эша Уильямса, студента университета, который оказывается в ужасной опасности после того, как он и его друзья случайно выпустили армию злых духов. Как позже сказал Кэмпбелл: «Сэм чувствовал, что это может сделать его еще более ужасающим; Если бы вы могли заставить мужчину биться, кричать, кричать и мучиться, это было бы даже ужаснее, чем это делала бы женщина… мы полагали, что в нашей собственной пограничной шовинистической манере это было бы хуже ».
Чтобы привлечь инвестиции и повысить интерес, Рэйми снял предварительный просмотр короткометражного фильма «В лесу». Получасовой фильм ужасов снимался в течение шести дней, в нем использовались эффекты кровавого грима, и он был рассчитан на то, чтобы напугать публику. Позже Рэйми признал, что «это было более эффективным для того, чтобы заставить аудиторию кричать, чем« Зловещие мертвецы », так что в этом смысле это было лучше. Но это было не так профессионально сфотографировано … [это дало] больше впечатлений, как Джон Карпентер с Хэллоуином ».
Он был показан в местном кинотеатре в качестве двойного полнометражного фильма с неизменно популярным «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и вызвал некоторый умеренный интерес. Ободренный Рами теперь решил дебютировать как следует со своим сценарием под названием «Книга мертвых» и собрал в общей сложности 375000 долларов от инвесторов, всех которых он уговорил, описав соотношение затрат и прибыли, которое было во многих успешных фильмах ужасов. наслаждались. Кэмпбелл уже играл главную роль, но найти других актеров для малобюджетной картины было сложно. Как позже сказал Кэмпбелл: «Когда на прослушивание проходили какие-либо девушки, их парни приходили с ними, потому что это больше походило на порнофильм».
В конце концов, Рэйми, Кэмпбелл, Таперт и их актеры отправились в Теннесси в конце 1979 года, где фильм должен был сниматься в уединенной кабине. Эта хижина с низкими каблуками также служила ночлегом для сильной команды из 13 человек и была далеко не идеальным местом для проживания. Он не только был наводнен коровами и был засыпан навозом, но и имел репутацию преследователя. Кэмпбелл прокомментировал: «Мы договорились с владельцами, что оставим его не хуже, чем мы его нашли, и даже если бы мы разрушили это место, это не изменилось бы».
Когда в ноябре 1979 года начались съемки, дружелюбный Рэйми начал демонстрировать авторские наклонности. Позднее Кэмпбелл назовет затянувшийся съемочный процесс «12 неделями безрадостных упражнений в агонии», и упорный режиссер утверждал, что для того, чтобы ужас, изображенный на экране, казался хоть сколько-нибудь аутентичным, ему пришлось подвергнуть свой актерский состав пытке. По его словам: «Если бы все были в ужасной боли и страданиях, это превратилось бы в ужас». Это включало то, что он ткнул Кэмпбелла острой палкой, когда почувствовал, что его главный герой недостаточно напуган.
Зловещие мертвецы заработали репутацию одного из величайших фильмов ужасов всех времен. Фото: Alamy Stock Photo
И все же Рэйми не пожалел себя, позже сказав: «Я никогда в жизни не работал так усердно и так долго». Помимо режиссуры, он был оператором, сценаристом, гримером и помощником режиссера, и часто обнаруживал, что пытается управлять камерой, покрытой окрашенным кукурузным сиропом, который в фильме использовался для (большого) количества поддельной крови. что это требовалось. Иногда пьяные местные жители приходили узнать, что происходит в заброшенной хижине, и, узнав, что идет фильм, требовали, чтобы их сняли в нем. Они были довольны, иначе существовала вероятность, что рассерженные они могли бы повредить хижину; Дополнительного бюджета на восстановление набора не было.
Одним из технических нововведений Рэйми, к которому он возвращался на протяжении всей своей карьеры, была техника от первого лица, известная как «шаткий кулачок», которую он использовал, чтобы показать сверхъестественные существа, мучающие актеров. Недавно был изобретен Steadicam, который позволял делать длинные плавные снимки (и был популяризирован Стэнли Кубриком в «Сиянии»), но не было денег на аренду такого сложного оборудования, поэтому Рэйми импровизировал, привязав камеру к велосипедам и кускам дерева. операторы бегают по кабине с максимальной скоростью. Он оказался чрезвычайно эффективным и стал одной из визитных карточек директора.
Съемки были завершены в конце января 1980 года, и измученные, временами непослушные актеры и съемочная группа распались. Рэйми считал, что фильму нужно больше спецэффектов и зрелищных сцен с кровью, чтобы сыграть кульминацию, и поэтому импровизировал некоторые гротескные моменты ужаса, в которых разлагаются тела и взрываются глазные яблоки. Это было достигнуто за счет сочетания покадровой анимации и необычных эффектов макияжа; Первичная кровь была сделана из смеси арахисового масла и шоколада. После длительного процесса постпродакшена, в котором участвовал не кто иной, как Джоэл Коэн в качестве помощника редактора, 15 октября 1981 года премьера фильма была представлена публике инвесторов и друзей, которые просмотрели фильм в оцепеневшем ужасе. Рэйми обрадовался, что это была именно та реакция, на которую он надеялся. Таперт сказал: «После этого [публика] была заряжена, так как это было настолько интуитивно».
Сцена, которая вызвала наибольшие споры и будет продолжаться, была, когда главную женскую роль Шерил Уильямс в исполнении Эллен Сандвейс изнасиловало дерево. Сандвейс нашел съемку жалким и унизительным опытом, сказав: «Я вычистил из себя чертовски… с этим фильмом было связано много боли»; хотя она признала, что «мне было двадцать лет, и это было очень волнительно, и я была с друзьями».
Она выразила особое отвращение к сцене нападения и сказала: «Думаю, я не совсем понимала, как это будет выглядеть на большом экране; на самом деле это причина, по которой я не хочу, чтобы мои дети видели это ». Хотя позже она снова будет работать с Рэйми и в конечном итоге повторить роль Шерил в телесериале «Эш против зловещих мертвецов», Уильямс отказалась от актерской профессии на десятилетия после этого, хотя она утверждала, что это не было связано с ее травматическими переживаниями на съемочной площадке.
Несмотря на в целом благоприятную критическую реакцию, «Зловещие мертвецы» также критиковали за некоторые из более графических сцен. Фото: Alamy Stock Photo
Из-за того, что фильм ужасен и ужасен, ни один основной дистрибьютор не захотел участвовать в нем, пока ветеран-продюсер и импресарио Ирвин Шапиро не проявил к нему интерес. Шапиро познакомил американскую аудиторию с такими фильмами, как «Великая иллюзия» Жана Ренуара и «Бездыханный» Жана-Люка Годара, но ему не терпелось взглянуть на высокопрофессиональное и низкопробное кино. Когда он ушел с показа, он сказал Рэйми, Кэмпбеллу и Таперту: «Это ваш счастливый день, ребята. Это не «Унесенные ветром», но я думаю, что смогу заработать тебе немного денег ». Однако он предложил изменить название. После того, как были придуманы и отвергнуты такие, как «Кровавый поток» и «Эти суки — компаньоны ведьм», было предложено название «Зловещие мертвецы», и оно закрепилось.
Шапиро предложил показать фильм на европейских кинофестивалях, где он получил признание. Это был хит на Каннском кинофестивале, где он особенно впечатлил писателя Стивена Кинга. Он не только сказал о нем, что «это было похоже на грозу в бутылке, просто безжалостную», но и написал современную рецензию, в которой назвал его «самым свирепо оригинальным фильмом ужасов» и «черной радугой ужаса … вы хочу вскочить, подбадривать ».
Теперь он начал поэтапно выпускаться по всему миру, а важнейшее одобрение Кинга открыло двери для прибыльных полуночных шоу в Британии. К сожалению, его британский дистрибьютор Palace Pictures был обвинен в продвижении «непристойно кровавого» фильма, а глава Palace Ник Пауэлл был арестован за нарушение Закона о непристойных публикациях, несмотря на то, что он получил сертификат BBFC после того, как были сделаны 49 секунд сокращений. Хотя Рэйми должен был вызвать в качестве свидетеля, если потребуется, дело было прекращено, а судья сказал: «Такие легкомысленные преследования наносят ущерб репутации администрации. По моему мнению, это разбирательство не должно было начинаться ». Он получил рейтинг X в Америке, к тому времени классификацию, связанную с порнографией, поэтому он был выпущен без рейтинга для напуганной и впечатленной аудитории.
Демоническое дерево в ремейке «Зловещих мертвецов» 2013 года режиссера Феде Альвареса Фото: Tristar Pictures
В конце концов, спустя много лет после выпуска, он принес прибыль. Но одобрение критиков, с которым он был встречен — Variety назвал его «новым плюсом низкобюджетной крови и шоковых эффектов», позволил Рэйми начать карьеру основного режиссера, хотя он дважды возвращался во вселенную Зловещих мертвецов кинематографически, с Evil Dead 2: Dead by Dawn и Army of Darkness: The Medieval Dead. Кэмпбелл стал культовой иконой и бесчисленное количество раз храбро повторял свою роль Эша в различных средствах массовой информации, все более и более самопародируя себя. Хижина, где снимался оригинальный фильм, была неизбежно сожжена в 1982 году пьяными местными жителями, жаждущими увидеть, где был создан этот ужас. А «Зловещие мертвецы» стали считать культовой классикой, о которой говорили с благоговением.
Однако изменение времен означало, что цензоры продолжали относиться к нему с подозрением. После его первоначального выпуска в Великобритании ему было отказано в выдаче сертификата видео, и он был прикован к «видео-гадости», против которой так яростно выступала Мэри Уайтхаус. Он не считался подходящим для выпуска домашнего видео до 1990 года и был сильно урезан, при этом большая часть правок теперь приходится на сцену изнасилования дерева. В 2001 году он не был выпущен в его полной версии, и BBFC согласились с тем, что то, что когда-то казалось неприятным, теперь кажется более приемлемым.
Тем не менее, споры по поводу сцены сексуального насилия продолжают преследовать фильм. Рэйми, к настоящему моменту крупный голливудский режиссер, признал это в интервью 2012 года, когда сказал, что сожалеет о включении этого фильма и что: «Я думаю, что это было излишне беспричинно и слишком жестоко. И наконец, потому что люди обиделись … Моя цель — не обидеть людей. Это развлечь, взволновать, напугать … рассмешить, но не обидеть ».
В конце концов Рэйми согласился с тем, что его суждение «в то время» было неверным. Об этом могли сообщить создатели ремейка фильма 2013 года, в которые входили сами Рэйми и Таперт. Как сказал режиссер ремейка Феде Альверес, продюсер недвусмысленно спросил: «Где мое дерево насилования?» Его включение, хотя и значительно смягченное и менее явное, вызвало второй круг споров и возмущений. Это кажется квинтэссенцией Зловещих мертвецов. Даже 40 лет спустя его наследие домашнего ужаса, сделанное своими руками, все еще потрясает аудиторию, но его следует прославлять за новаторство и смелость, а не за безвкусное включение одержимых демонами лесов.
Свежие комментарии