Когда транснациональные корпорации США наводнили Ирландию из-за низкой ставки корпоративного налога и вызвали стремительный экономический рост, Северная Ирландия захотела принять участие.
Это побудило первого министра Арлин Фостер вылететь в Нью-Йорк и Кремниевую долину с торговой миссией пять лет назад, вооружившись стимулом для привлечения американских гигантов.
Обаятельное наступление Фостера выставляло напоказ планы передачи полномочий по корпоративному налогу, предоставленные правительством Великобритании в 2015 году, что позволило бы ему предлагать ставку до 12,5 процента в Дублине на фоне опасений, что она будет снижена. Но надежды Стормонта, парламента Белфаста, на создание анклава с низкими налогами в Британии рухнули.
Выборы в Ассамблею Северной Ирландии в 2017 году привели к трехлетнему тупику, поскольку профсоюзы потеряли свое большинство, за чем последовала озабоченность борьбой с Covid, так же как в начале 2020 года было достигнуто соглашение о разделении власти. Это означало любое решение о будущем Северной Ирландии. Уровни корпоративного налога Ирландии не производились.
Ирландия снизила минимальный глобальный корпоративный налог в размере 15%
Однако надежды на встряску в Белфасте снова растут, поскольку курс Дублина становится еще более конкурентоспособным по сравнению с курсом Великобритании. Это происходит, когда лорд Фрост разжигает напряженность в отношениях с Брюсселем, пытаясь пересмотреть протокол Северной Ирландии, который уже грозит вызвать расхождение в политике между Великобританией и регионом.
Деловые круги призывают Stormont использовать уникальное место Северной Ирландии в сделке по Brexit и использовать переданные ей полномочия, чтобы удерживать корпоративный налог на низком уровне.
«Потенциально у нас может получиться настоящий Сингапур в Западном полушарии», — говорит Роджер Поллен, глава Федерации малого бизнеса Северной Ирландии.
Он добавляет, что передача корпоративного налога даст предприятиям «беспрепятственный доступ к двум гигантским рынкам [Великобритании и ЕС], а также привлечению более низкой ставки корпоративного налога».
«Даже если бы это соответствовало только Республике, это означает, что выбор приехать на остров состоит в том, что вы можете пойти в любую точку острова и получить 15%, или вы можете пойти в северо-восточный угол и получить 15% и бесплатный доступ к двум. рынки ».
Политические лидеры утверждали, что Северная Ирландия пострадала от сверхконкурентной ставки Ирландии в 12,5 процента, введенной в 2015 году. Преимущество Ирландии будет еще больше, поскольку канцлер Риши Сунак повышает ставки для восстановления государственных финансов Великобритании.
Сделка ОЭСР о глобальной минимальной налоговой ставке вынудит Дублин поднять свой корпоративный налог до 15% после многих лет заманивания европейских баз транснациональных мамонтов, таких как Apple и Facebook.
ВВП резко вырос в 2015 году отчасти благодаря Apple
Но Великобритания увеличивает свой корпоративный налог еще выше, повышая общую ставку с 19% до 25% с 2023 года.
«Более низкая ставка корпоративного налога в республике оказала большое влияние на прямые иностранные инвестиции, — говорит Пол Джонсон, директор Института финансовых исследований.
«По крайней мере, есть неофициальные данные о том, что это ставит север в невыгодное положение, когда речь идет о международных компаниях, решающих, куда инвестировать. Учитывая, что ставка в Великобритании поднимается до 25%, этот разрыв довольно велик ».
Всего через несколько дней после того, как Сунак объявил о повышении в марте, Северная Ирландия создала финансовую комиссию во главе с Джонсоном из IFS для расследования передачи дополнительных финансовых полномочий Ассамблее, чтобы республика представила окончательный отчет в начале следующего года, незадолго до выборов в Ассамблею в Может.
При расширении полномочий он теоретически мог бы получить больше доходов из других источников, чтобы помочь стимулировать экономику за счет снижения налогов на бизнес.
Протокол Северной Ирландии
«Что это может сделать, так это вернуть обсуждение на политическом уровне в повестку дня и создать импульс для передачи налогообложения», — говорит Гарет Хетерингтон, директор Центра экономической политики Университета Ольстера (UUEPC).
В 2015 году, когда была предложена ставка 12,5%, экономисты UUEPC подсчитали, что занятость увеличится почти на 5%, или 37 500 человек, и что размер экономики республики увеличится на 11%.
Защитники утверждают, что сокращение корпоративного налога в конечном итоге окупится за счет стимулирования экономической активности и создания рабочих мест, а также увеличения налоговой базы. Но остаются большие камни преткновения.
«В краткосрочной перспективе это приведет к довольно значительной потере дохода, и казначейство также было обеспокоено тем, что это приведет к потере дохода для Великобритании, если люди переедут с материка», — говорит Джонсон.
В конечном итоге, добавляет он, это могло бы привлечь больше инвестиций из остальной части Великобритании или мира и сделать его более конкурентоспособным с Республикой.
Однако без дополнительной поддержки со стороны казначейства или более широких налоговых полномочий Стормонт столкнется с огромными первоначальными затратами, прежде чем появится какой-либо рост экономической активности. Возможно, потребуется сократить расходы, чтобы поддержать финансы, в то время, когда давление на общественные услуги возрастает.
По словам Хетерингтона, снижение корпоративного налога в регионе с 25% до 15% может стоить «в районе 500–800 млн фунтов стерлингов», что составляет значительную часть бюджета Stormont в размере 13 млрд фунтов стерлингов.
«Очевидно, что это займет значительную часть бюджета Северной Ирландии с точки зрения блок-гранта», — говорит Пол Мак Флинн, содиректор Института экономических исследований Невина.
«Обсуждение так и не дошло до того, как именно Северная Ирландия будет оплачивать довольно значительную часть повседневных государственных расходов».
Эксперты также не уверены, как постановление Евросоюза на Азорских островах будет применяться после Brexit — здесь регионы не должны получать компенсацию от национальных правительств за потерянные доходы от налоговых изменений.
Представитель Министерства финансов Северной Ирландии заявил, что сокращение «не является тем, что министр финансов в настоящее время рассматривает.
«Снижение корпоративного налога таким образом, чтобы он был унифицирован по всему острову, был бы возможен только в том случае, если бы он был доступным, чего в настоящее время нет, учитывая очень ограниченное бюджетное положение, с которым мы сталкиваемся, и огромное давление на государственные услуги, особенно на здравоохранение».
В любом случае предприятиям придется подождать, по крайней мере, до выборов в мае следующего года, чтобы корпоративный налог снова был включен в политическую повестку дня.
Но по мере того, как преимущество Дублина расширяется и Стормонт обдумывает более широкие финансовые полномочия, Северная Ирландия может вскоре возродить планы по захвату юга.
Свежие комментарии