Ожидающие корабли на этой неделе у берегов Лос-Анджелеса и Лонг-Бич в Калифорнии Фото: Тим Рю / Bloomberg
Стоя на берегу Тихого океана в Калифорнии, случайный наблюдатель может подумать, что Америка только что разорвала тесные связи со своими крупнейшими торговыми партнерами.
За пределами Лос-Анджелеса и Лонг-Бич — двух крупнейших портов страны — до горизонта тянется очередь контейнеровозов, ожидающих, чтобы пришвартоваться и выгрузить свои товары.
Но это явное свидетельство кризиса цепочки поставок не имеет ничего общего с разрывом в стиле Brexit. Вместо этого это было вызвано глобальным хаосом, поскольку порты изо всех сил пытаются оправиться от остановок Covid, а мир борется с огромной нехваткой водителей грузовиков.
Беспорядки в Америке напрямую связаны с потрясениями в Британии, в которых критики стремятся винить наш уход из Европейского Союза — несмотря на явные доказательства тех же проблем не только в Лос-Анджелесе, но и на всем континенте.
«Не только Великобритания страдает от этих проблем, были проблемы в Роттердаме, Гамбурге и Антверпене, и мы не пострадали так сильно, как некоторые страны, через которые проходят гораздо большие объемы контейнеров, поскольку контейнеры остаются там дольше», — говорит Ричард Баллантайн, исполнительный директор Британской ассоциации портов.
«Это не проблема Brexit, а не проблема перевозки грузов — и несправедливо говорить, что причиной этого является пограничный контроль, возникший в результате выезда из ЕС».
Порт Лос-Анджелеса, известный как «Порт Америки», является крупнейшей точкой входа в США для зарубежного импорта. Его (буквально) ближайший сосед, Порт Лонг-Бич, также испытывает трудности. Вместе они управляют 13 частными контейнерными терминалами и составляют около трети морского импорта США.
Оба объекта в Лонг-Бич, штат Луизиана, уже несколько месяцев забиты под завязку, а суда неделями ждут, чтобы добраться до доков.
Грузовые суда все еще застревают за пределами Лос-Анджелеса.
По данным Морской биржи Южной Калифорнии, по состоянию на воскресенье около 87 контейнеровозов были классифицированы как входящие в порт, то есть они находятся в пределах 40 миль от этих двух участков. Около 60 из них стояли на якоре, несколько в самих доках, а остальные дрейфовали по течению. Морская НПО сообщила, что якорные стоянки портов «практически заполнены».
Задержки — часть продолжающегося кошмара для импортеров из США, которые пострадали от резкого повышения ставок за доставку из Восточной Азии за последний год.
По данным Freightos, гонконгской компании, отслеживающей цены на контейнеры, перемещение сорокафутового контейнера из Восточной Азии на западное побережье США стоит около 16 000 долларов, что примерно в десять раз превышает типичную скорость до пандемии. Летом он превысил 20 000 долларов, но за последние несколько недель давление смягчилось.
Более 70% товаров из США прибывает по морю, но нехватка водителей грузовиков означает, что они застряли в порту. Задержки с погрузкой контейнеров в поезда означают, что контейнеры не могут быть быстро вывезены по железной дороге.
Некоторые задержки характерны только для США. Ворота портов страны закрываются почти каждый день на несколько часов, а по воскресеньям они закрыты.
Но на китайской стороне (как и в Европе) порты работают круглосуточно, почти каждый день.
В связи с тем, что экспорт продукции обрабатывающей промышленности Китая в последние месяцы восстанавливается ошеломляющими темпами, создаваемый дисбаланс становится все более заметным.
Компании по производству игрушек посоветовали родителям делать покупки пораньше на Рождество. Некоторые товары, например, туалетная бумага, уже нормируются.
Международный валютный фонд возлагает вину за глобальные потрясения на Covid, который закрыл фабрики и порты по всему миру в прошлом году и периодически даже сейчас, что привело к сокращению объемов торговли. Спрос резко вырос, но не соответствует уровню производства, а корабли и контейнеры остаются не в том месте.
«Мировое распределение морских контейнеров стало сильно искаженным во время пандемии, в результате чего многие оказались в затруднительном положении на своих обычных маршрутах», — говорится в «Перспективе развития мировой экономики» МВФ.
«Временные сбои (такие как закрытие Суэцкого канала, ограничения в портах в дельте реки Чжуцзян в Китае после вспышек Covid-19 и заторы в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич) усугубили задержки в сроках доставки».
Как только отставание накапливается в одной области, оно колеблется вверх и вниз по цепочкам поставок. Корабль, ожидающий в Лос-Анджелесе, не может вернуться в Китай, чтобы забрать больше товаров. Закрытие завода в Китае, в свою очередь, может привести к тому, что контейнер застрянет на складе в ожидании товаров, вместо того, чтобы отправлять их обратно в США.
Между тем американские потребители покупают больше, чем когда-либо прежде, им требуется больше транспортных контейнеров и грузовиков.
По данным Бюро экономического анализа, за три месяца до июня 2019 года американские потребители купили товаров на общую сумму 4,5 триллиона долларов. За тот же период этого года домохозяйства потратили более 5,5 триллиона долларов, что означает рост почти на четверть.
При этом в стране не хватает водителей грузовиков для обслуживания этого спроса. По оценкам Американской ассоциации грузоперевозчиков, к 2023 году в стране может не хватить 100000 водителей.
Розничные торговцы принимают прямые меры, чтобы обеспечить бесперебойную поставку.
Некоторые крупные розничные торговцы, включая Walmart, Target, Home Depot и Dollar Tree, зафрахтовали свои собственные корабли, чтобы обойти самые загруженные терминалы.
В отчаянии некоторые грузоотправители ищут альтернативные порты, включая Портленд, Окленд, Окснард и Сан-Диего.
Другие привозят товары по воздуху, что в три раза дороже, или даже направляют корабли на Восточное побережье, чтобы избежать затора в Калифорнии.
Есть некоторые признаки того, что внешнее давление может ослабнуть, хотя и не благодаря усилиям Америки: загруженность портов в китайских портах резко упала в последние недели, в то время как производство на заводах азиатской сверхдержавы упало из-за отключения электроэнергии и национального праздника Золотая неделя.
Золотая неделя, возможно, пришлась на идеальное время для золотого квартала. Поскольку в течение этого периода Китай был более или менее остановлен, терминалы смогли наверстать упущенное. Учитывая, что доставка контейнера из Китая в Калифорнию занимает около трех недель, вскоре должно стать ясно, снизился ли объем контейнеров.
Однако на данный момент очереди в США остаются — свидетельство проблемы, которая смывается с берегов всего мира, а не только Британии из-за Брексита.
Свежие комментарии