Крупные автопроизводители, такие как Volkswagen (VOWG_p.DE), Daimler (DAIGn.DE) и Stellantis (STLA.MI), стремятся обеспечить поставку аккумуляторных элементов в Европе, но могут столкнуться с более серьезной проблемой, поскольку они стараются скорее перейти на электричество, а значит требуется найти достаточно сырья для аккумуляторных батарей.
Отсутствие запасов лития, никеля, марганца или кобальта может замедлить переход к электромобилям (ЭМ), сделать эти автомобили более дорогими и поставить под угрозу рентабельность автопроизводителей.
«Есть серьезный вопрос, сможет ли предложение поспевать за спросом по всей цепочке поставок аккумуляторов», — говорит Дэниел Харрисон, автомобильный аналитик Ultima Media.
До недавнего времени считалось, что Европа проиграла гонку аккумуляторов доминирующим азиатским производителям, таким как CATL (300750.SZ) в Китае, LG Chem (051910.KS) из Южной Кореи и Panasonic (6752.T) в Японии.
«Никто не видел в этом проблемы», — говорит Илка фон Далвигк. от EIT InnoEnergy, которая создала сеть компаний, финансируемую Европейским Союзом, в «European Battery Alliance». «Идея заключалась в том, что мы можем импортировать аккумуляторные батареи».
Но прогнозы таких банков, как UBS, о том, что продажи электромобилей вырастут в ближайшее десятилетие, потрясли политический истеблишмент и автопроизводителей и заставили переосмыслить производство аккумуляторов.
За этим последовали программы финансирования ЕС стоимостью в миллиарды долларов, а производители и поставщики автомобилей объявили о крупных заводах по производству аккумуляторов. Только Volkswagen планирует построить шесть заводов по производству аккумуляторов в Европе, а Daimler построит четыре вместе с партнерами.
Если все эти планы станут реальностью, местное производство должно удовлетворить спрос примерно к 2030 году. Будет доступно около 640 гигаватт-часов (ГВтч), что достаточно для среднегодового производства 13 миллионов автомобилей.
Но существует проблема, которая заключается в сырьевых материалах, таких как литий, никель, марганец и кобальт. Эксперты по рынку из Benchmark Mineral Intelligence (BMI) говорят о «огромном отсутствии сырьевых ресурсов» — больших инвестициях в фабрики, но отсутствии инвестиций в добычу сырья.
За год цена на карбонат лития выросла более чем вдвое. В случае с кобальтом, крупнейшие месторождения которого расположены в Демократической Республике Конго, проблема заключается и в ужасных условиях труда для его добычи, что тоже приведет к росту цен.
В настоящее время автомобильная промышленность переживает серьезные перебои в производстве из-за нехватки полупроводников. Некоторые автопроизводители, в том числе Volkswagen, пытаются обеспечить поставки сырья эксклюзивными контрактами на поставку.
До сих пор литий в основном поступал из Австралии и Чили, кобальт из Конго и графит из Китая. Там же и в Японии расположены крупнейшие переработчики катодного и анодного материала. Но импорт может стать более дорогим из-за повышения тарифов в торговых спорах и прерывания из-за проблем с логистикой, как недавно продемонстрировала авария танкера, заблокировавшая Суэцкий канал.
Один из ответов — инвестиции в добычу сырья в Европе — литий особенно доступен. По оценкам EIT InnoEnergy, к 2030 году Европа может получить четверть необходимого ей сырья, поэтому работает над привлечением большего количества денег, которые могли бы спровоцировать дальнейшие инвестиции. Еще один вариант-переработка отходов. Но и здесь Европа сильно отстает от Китая.
Свежие комментарии