Тимоти Шаламе в роли Поля Атрейдеса в Дюне Авторы: AP
«Волынки», — подумал про себя Дени Вильнев. Неужели все может быть так просто, как волынка? Однажды ночью режиссер «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» лежал без сна, прокручивая в уме сцену из «Дюны». Через неделю он должен был вылететь в Абу-Даби, чтобы снимать экранизацию научно-фантастического романа Фрэнка Герберта 1965 года. Он готовился к съемкам фильма два года и мечтал об этом с подросткового возраста, делая зарисовки гигантских песчаных червей в своей спальне в сельской местности Квебека.
Но чего-то все еще не хватало в его видении борьбы между аристократическими домами за контроль над смертоносной пустынной планетой под названием Арракис. Это был момент, когда Дом Атридесов во главе с стойким герцогом Лето (Оскар Исаак) и его душераздирающе угрюмым сыном и наследником Полом (Тимоти Шаламе) прибыли на Арракис, чтобы взять под свой контроль добычу специй, невероятно драгоценного вещества, найденного только в коварных песках планеты. Он хотел, чтобы люди Лето познакомились с местными племенами планеты в пылу колониального зрелища, но еще не придумал, как заставить аудиторию почувствовать столкновение между Атридесами и этим странным новым местом.
«Тогда я понял, чего не хватало, так это их культуры», — объясняет 54-летний мужчина с учтивым французско-канадским акцентом. «То, что они привезли из дома, что-то много тысяч лет назад. Я думал о музыке, как о традиционном инструменте. Я всегда видел Атридесов как кельтов. Так я понял, что они не могут просто сойти со своего корабля. Они должны были быть — как вы говорите? Выведен по трубопроводу ».
Дени Вильнев руководит Хавьером Бардемом в фильме «Дюна» Фото: Warner Bros
Неделю спустя на суровых, серо-золотых равнинах Руб-эль-Хали одинокий волынщик торжественно маршировал перед Лето и делегацией Атрейдесов, и воздух пустыни пронизала резкая юбка. Это, должно быть, самая заметная роль инструмента в блокбастере со времен «Храброго сердца» — но в то же время, очень небольшая часть адаптации пьес Вильнева «Дюны» по сводам правил Голливуда. Верный оригинальному роману, который отфильтровал историю Лоуренса Аравийского через экран мифических архетипов и всепоглощающий страх холодной войны, это внушающее трепет, тревожное творение, которое требует, чтобы его аудитория встретила его на своих собственных неземных условиях.
Вильнев отвергает модное отклонение сюжета Дюны как повествования о «белом спасителе»: то есть рассказ, в который врывается кавказский герой (например, Лоуренс из Лина), чтобы избавить туземцев от бедственного положения, с которым они были неспособны справиться сами.
«Это не прославление, а критика», — говорит он, указывая на тот факт, что предполагаемый статус мессии Павла был посеян на поколения Арракиса ранее миссионерской операцией, специально для политической выгоды. Он размышляет о том, что «Звездные войны» — хотя и были во многом вдохновлены «Дюной» — вызвали переход от «разрушения этих мифов, заложенных в самой ДНК Дюны», к более некритичному принятию. «Это создало пробел, и я хотел, чтобы сама Дюна заполнила его».
Однако, в отличие от новых эпизодов «Звездных войн», «Дюна Вильнева» представляет собой такую авантюру, что Warner Bros, поддерживающая ее студия, еще не решила, позволят ли они ему завершить ее. Премьера фильма в кинотеатрах на этой неделе охватывает только первую половину книги Герберта, и от его доходов будет зависеть, увидят ли зрители остальные.
Джош Бролин (слева) и звезда Оскара Айзека в Дюне.
У него действительно есть кассовые сборы. Среди шумных ансамблей фильма — Тимоти Шаламе, чья большая и фанатичная фанатская база росла со времен «Зови меня своим именем», и Зендая, кукла Disney Channel, ставшая звездой Marvel и колоссом социальных сетей. Студия уговаривала его заниматься модными акциями, чтобы привлечь на экраны их солидные фандомы? «Я выбрал их из-за того, что они принесли перед нашей камерой, а не потому, что у них много подписчиков в Instagram», — говорит он с легким оттенком презрения. «Но они появились в фильме три с половиной года назад — тогда они не имели в виду то же самое, что и сегодня. Тогда они оба были восходящими звездами. Теперь они не могут ходить по улицам ».
Вильнев всегда предпочитал «Дюну», состоящую из двух частей, и изначально он хотел сделать обе части одновременно, как три части «Властелина колец». «Этого не произошло, потому что это было сочтено слишком дорогим», — говорит он. (Одна только первая часть стоила около 110 миллионов фунтов стерлингов.) «И как бы все ни были взволнованы, они знали репутацию книги — что предыдущая попытка превратить ее в фильм [в 1984 году, режиссер Дэвид Линч] была коммерческий провал. Но в некотором смысле я благодарен, потому что не знаю, хватило бы у меня сил, чтобы направить обе части подряд ». Съемки заняли четыре месяца и охватили Абу-Даби, Иорданию, Норвегию и Венгрию: Вильнев настаивал на съемке устрашающих пейзажей Арракиса прямо на месте, а не прибегал к цифровым задникам и зеленым экранам.
Тимоти Шаламе в роли Поля Атрейдеса в опере «Дюна» Дени Вильнева. Авторы: Алами.
Есть повод для оптимизма. С момента премьеры, получившей восторженные отзывы на Венецианском кинофестивале в прошлом месяце, «Дюна» уже открылась в континентальной Европе, России и некоторых частях Дальнего Востока и на сегодняшний день собрала 90 миллионов фунтов стерлингов. Но у Вильнева есть поводы для беспокойства. Его последним фильмом был «Бегущий по лезвию 2049», медленное, экзистенциально задумчивое и получившее признание критиков продолжение классической фантастики Ридли Скотта 1982 года: его выпуск четыре года назад был провозглашен референдумом о глобальном аппетите к интеллектуальному кинопроизводству в зрелищных масштабах. , и результаты не были обнадеживающими. (Предполагается, что ее продюсерская компания Alcon Entertainment потеряла до 80 миллионов долларов.)
Сегодня Вильнев считает этот фильм «лучшей худшей идеей, которая когда-либо приходила в голову»: «Я имею в виду, как сделать продолжение шедевра? Мы топтали религиозную почву ». Первоначально планировалось, что его поставит сам Скотт, но из-за разногласий в расписании — Харрисон Форд был доступен, когда Скотта не было. Вильнев был на съемках «Сикарио» в Нью-Мексико, когда подъехала машина с тонированными стеклами и передал посыльный. ему коричневый конверт с пометкой «Куинсборо», в котором находился сверхсекретный сценарий «Бегущего по лезвию».
Зная то, что он знает сейчас, мог бы он по-другому отнестись к фильму? «Многие говорили, что мы сделали его слишком интеллектуальным для широкой аудитории, но я не согласен», — говорит он с легкой болью. (Он утверждает, что успех «Прибытия» 2016 года — драмы о вторжении инопланетян, основанной на теоретической лингвистике — доказывает, что умные фильмы не должны терпеть неудачу.) «Я отвергаю эту идею, что это провал», — продолжает он, его акцент придает этому слову особую привлекательность. дополнительный звукоподражательный приступ. «Мы можем судить о фильме по кассовым сборам или по тому, насколько он выдерживает испытание временем. И возможность снять этот фильм в таком масштабе… Я не считаю это провалом. Считаю это чудом ».
И, как «Дюна» и другие фильмы Вильнева, «Бегущий по лезвию 2049» использовал пустынные места. Кадр Райана Гослинга, идущего через оранжевую дымку и море коричневой пыли, является одним из любимых для режиссера из любого места в его творчестве. «Что-то в бесконечности обращает вас внутрь», — говорит он. «Чем шире пейзаж, тем глубже погружаешься в себя. Помещая туда персонажей, я чувствую себя ученым, ставящим насекомых на горку. Это идеальный способ изучить их обнаженными «.
Дюна сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии