Ричард Мэдден и Джемма Чан в фильме «Вечные» Авторы и права: Софи Мутевелиан / Студия Marvel / Голливудский архив / Авалон
Художник комиксов Джек Кирби рассказывал истории. Одно из его лучших достижений исходит неофициально: в 1961 году Кирби вошел в офис того, что стало Marvel Comics, и обнаружил Стэна Ли, также известного как «Стэн-мужчина», очень ценимого редактора Marvel — за своим столом, рыдающего.
Издатель Мартин Гудман планировал исключить комиксы из портфолио компании. Офисную мебель уже выносили. Комиксы Marvel будут стерты из истории комиксов. «И мне нужна была работа!» Кирби позже сказал. «У меня была семья и дом, и внезапно Marvel распадается».
Кирби сказал Стэну задержать Гудмана. Он мог продавать комиксы. Кирби почувствовал, что супергерои, вышедшие из моды со времен Золотого века, были готовы вернуться.
Итак, как сказал Кирби, он представил «блицкриг» концепций персонажей: Фантастическая четверка, Невероятный Халк, Человек-паук, Тор и Люди Икс. «Я спас задницу Марвел», — сказал позже Кирби. Действительно, эти герои занимали центральное место в период бума шестидесятых, получивший название «Эпоха чудес». В 2021 году наследие работ Кирби уже давно стало доминирующей и нерушимой силой в основной поп-культуре. Поклонники комиксов знают Джека Кирби просто как «Короля».
«Когда вы закрываете глаза и думаете о поп-арте супергероев шестидесятых, это Джек Кирби», — говорит Томас Скиоли, писатель-художник и биограф Кирби. «Это в твоем лице, это чуждо, это утешает, это страшно — в нем много странностей и индивидуальности. Искусство — это одно, но это идеи, персонажи, истории. Если есть супергерой, о котором вы слышали — кроме Супермена, Бэтмена и Чудо-женщины — скорее всего, Джек Кирби был создан, соавтором или приложил руку к этому ».
Теперь некоторые из самых творений Кирби в стиле Кирби вот-вот приземлятся: Вечные Марвела, о древней расе инопланетных (сверхмощных, естественно) защитников.
Вечные были примером развязанного Кирби: боги, мифология, эпические войны в космосе. Темы восходят к детским сказкам из фольклора или «чудесным историям», рассказанным матерью Кирби.
Джек Кирби вышел за рамки накидок и спандекса. Он был мастером и новатором практически всех комических жанров. «У супергероев есть способ появиться именно тогда, когда они нужны, и Кирби тоже», — сказал легенда комиксов Уилл Эйснер. «Каждый раз, когда индустрии комиксов требовалось, чтобы кто-то дал ей под зад или выбрал новое направление, приходил Джек. Он был как кавалерия с карандашом ».
Жуя сигару во время работы, он был известен невероятно долгими сеансами зарисовок — «прикованными к доске», как он это называл, — и непреодолимыми идеями.
Быстрый и чрезвычайно плодовитый, он обладал такой скоростью рук, какой мог бы обладать один из его супергероев (Кирби в юности говорили, что он слишком быстр для угля). Кирби был также эмоционально, образно вовлечен в свои фантастические истории.
'Король': легенда комиксов Джек Кирби
«Я всегда говорю, что он был художником-карикатуристом», — говорит Рэндольф Хоппе, историк комиксов и основатель музея Джека Кирби. «Он действительно верил персонажам, когда рисовал их. Иногда другие люди вмешивались и спрашивали: «Что с Джеком? Он кажется немного ненормальным! Нет, он просто был очень увлечен этим ».
Но Стэн Ли — давно признанный создателем стихов Marvel — имел свой собственный взгляд на то, как он изобрел этих классических персонажей. Это было источником напряжения между иконами.
Кирби не привыкать к битве. Выросший в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена в семье еврейских иммигрантов из Австро-Венгрии, он был уличным бойцом. Позже, когда Кирби стал соавтором Капитана Америки, американские нацисты стали угрожать ему. После одного угрожающего телефонного звонка Кирби закатал рукава и вышел из офиса, чтобы встретиться с ними лицом к лицу — только для того, чтобы обнаружить, что они долго скитались. Вскоре после этого он по-настоящему боролся с нацистами в Европе. Однако битва, которая определила большую часть его карьеры, велась за должное уважение и справедливую зарплату.
Родившийся Якоб Курцберг 28 августа 1917 года, он был вдохновлен — так гласит легенда — журналом научной фантастики, который он нашел в дождливой сточной канаве. «Мякоть была моей писательской школой», — сказал Кирби. «Кино и газетные полосы были моей школой рисования. Я научился всему ». Итак, он нарисовал. А когда у будущего короля комиксов не было бумаги, он рисовал на стенах и газетах из соседских закромов.
Соперник: Стэн Ли, на фото в 1987 г. Авторы и права: Том Леви
Ребенку Великой депрессии было необходимо приготовить достаточно теста, чтобы пройти через него. Он продавал газеты, как только стал достаточно взрослым. По одной из историй, Кирби записался в классы изобразительного искусства в Институте Пратта, но бросил его через день, потому что его отец потерял работу. Кирби описал, что у него «яростное желание» выбраться из гетто.
Его искусство в конечном итоге принесло деньги, хотя поначалу они были скудными. Кирби работал над Popeye для анимационной студии Fleischer, затем рисовал политические карикатуры и подделки газетных комиксов — недорогие копии более популярных персонажей.
По словам ассистента Кирби, ставшего биографом Марка Эванье, Кирби имел отношение к американской мечте. «Вы сделаете своего босса богатым, и он позаботится о вас», — писал Эванье. «Всю жизнь Джек верил в это, независимо от того, сколько раз боссы становились богатыми, а он — нет».
Кирби работал под руководством Уилла Эйснера и Джерри Айгера — локоть к локтю — и на издателя Виктора Фокса, где он познакомился с Джо Саймоном. Они сформировали партнерство. «Может быть, первые суперзвезды в области комиксов», — говорит Томас Шиоли.
Изначальный бум супергероев — Золотой Век — начался с выхода Супермена в 1938 году. «Катастрофическое событие в жанрах экшн-комиксов», — говорит Рэндольф Хоппе. «Но Саймон и Кирби были звездами, выросшими из этого».
Кирби помог создать множество комиксов Серебряного века, включая Фантастическую четверку.
Работая в Timely Comics, компании, которая стала Marvel, они создали Капитана Америку. На обложке первого выпуска, выпущенного в декабре 1940 года, Кэп бьет Гитлера по лицу. Как говорит Рэндольф Хоппе, Кирби и Саймон были двумя еврейскими детьми, гордившимися американскими свободами, которые предупредили присоединение США к войне. Они слышали истории из старой страны о том, что происходило в Европе.
Харви Куртцман — позже основатель журнала Mad — описал, как энергичное, неистовое искусство Кирби превратило супергероев из одетых в костюмы людей в необычных существ: «Понимание [Кирби] массы и движения было сверхъестественным, наполняя его фотографии столь активными действиями, что они выпирали за пределы реальности. границы панелей. В работе была такая ярость и энергия, что ее невозможно было сдержать. Кирби был абсолютной силой ».
Но они были недовольны своей долей успеха Капитана Америки. Всегда в погоне за дополнительной работой и зарплатой Кирби и Саймон подрабатывали другими комиксами. Когда владелец Timely Мартин Гудман обнаружил, что они планируют перейти на National (позже DC) Comics, он уволил их. Дуэт обвинил в стукаче своего молодого помощника — парня по имени Стэнли Либер, позже известного как Стэн Ли. Стэн-мужчина всегда это отрицал.
Снитч? Стэн Ли в 2017 году Фото: Image Group LA
Отправляясь в National, суперзвезды были настолько уверены в своем творческом видении, что создавали бумажные самолетики по чужим сценариям.
Карьера Кирби была прервана войной. «Конечно, меня призвали, но я не возражал против этого, — сказал Кирби. «Вы не жаловались на это, потому что это было то, что нужно сделать». Он был отправлен в Европу и приземлился на пляже Омаха 23 августа 1944 года, через два месяца после высадки в день «Д».
Под командованием генерала Джорджа С. Паттона Кирби отправился на юг и был отправлен на вражескую территорию в качестве разведчика, чтобы набросать подробные карты. Его сослуживцы знали его имя — его комиксы «Капитан Америка» и «Бой-коммандос» были хитами. Кирби был обморожен, и ему чуть не ампутировали ступню.
После войны супергерои утратили свою магию. Вместо этого Кирби и Саймон работали в других жанрах комиксов: криминал, ужасы, вестерн, война и даже модные 3D-комиксы.
Что еще интереснее, они изобрели романтические комиксы. «Они пытались выяснить, что, черт возьми, делать, — говорит Рэндольф Хоппе. «Вы можете представить, как они смотрят на старые газетные киоски — с этими огромными жанрами — и видят журналы романтики и настоящую конфету. Они решили: «Давайте сделаем один из них и будем продавать комиксы женщинам и девушкам, интересующимся романтикой!» Они это сделали, и он взорвался ».
В пятидесятые годы индустрия была в тяжелой форме: моральная паника из-за криминальных комиксов и ужасов, а также банкротство мелких издательств. Кирби и Саймон разошлись.
Пол Радд в роли Человека-муравья в фильме «Человек-муравей и оса»
Кирби был в упадке, его мучили кошмары о том, что он не зарабатывает, и не хватало деловой хватки своего бывшего партнера. Из-за дорогостоящей ссоры он был изгнан из Вашингтона. Кирби был вынужден вернуться в Marvel, а затем издавался как Atlas Comics. Он рисовал комиксы о монстрах для Стэна Ли, своего помощника, ставшего боссом.
Именно Стив Шерман, будущий помощник Кирби, рассказал историю о «блицкриге» персонажей Кирби. Однако Стэн Ли расскажет другую историю: Стэн сам создал Фантастическую четверку — ответ на Лигу Справедливости Америки округа Колумбия, супергруппу, состоящую из Супермена, Бэтмена и Чудо-женщины.
«Рискну сказать, что мы с Джеком в некотором роде создали« Фантастическую четверку », — сказал позже Стэн. «Хотя имя было моим, персонажи были моими, а концепция изначально была моей». Подобные разногласия были и по поводу создания Человека-паука, который, по словам Кирби, произошел от старого персонажа, над которым он работал.
Тем не менее, эта пара составила грозную супер-команду — сочетание захватывающего, питающего воображение искусства Джека Кирби, энергичных диалогов Стэна Ли и дружелюбной, дружелюбной к фанатам редакционной статьи («Эксельсиор!»). Стэн даже принимал позы супергероев для Кирби, чтобы создать привлекательные обложки.
«У них было что-то вроде шестого чувства, которое застало их обоих врасплох», — говорит Шоли. «Было время, когда эта великая творческая синергия создавала великие дела».
Они разработали «Метод Марвел». Вместо того, чтобы делать наброски по сценарию, они выделили основной сюжет; Кирби нарисовал его первым, продиктовав историю и предоставив примечания, а Стэн впоследствии написал диалог. Работы Кирби также стали стилем дома Marvel, и он обучал новых художников. Стэну Ли тоже нравилось, что он запускал новые титулы.
Великолепие персонажей Marvel заключалось не в их выдающихся способностях, а в их повседневных проблемах: тревоге Человека-паука; внутренний конфликт Халка; семейная динамика Фантастической четверки. «Это был результат работы во всех этих жанрах — романе, любовных треугольниках, военной технике», — говорит Шоли. «Кирби провел первую половину своей карьеры, делая все и направляя это в один жанр. У него были эти эпические конфликты между супергероями, которые были чем-то большим, чем Бэтмен, останавливающий грабителя банка ».
Рэндольф Хоппе соглашается. «Я считаю, что романтические комиксы помогли создать Marvel», — говорит он. «Не только научно-фантастические идеи, но и прочее про людей».
В 1962 году, всего через год после того, как Кирби нашел Стэна в слезах, Marvel продала 19 740 000 комиксов. Из этих комиксов Кирби произвел 1158 страниц.
Трилогия о Галактусе, в которой Фантастическая четверка сражается с богоподобным существом, пожирающим планеты, считается величайшим триумфом партнерства Ли-Кирби.
Другие игры, разработанные Кирби, включают «Человек-муравей», «Железный человек» и «Мстители». Он также создал Черную пантеру и Серебряного серфера, а также создал Ника Фьюри с его копной седых волос и сигар по своему собственному образу.
Другой Ник: Сэмюэл Л. Джексон в роли Ника Фьюри в «Железном человеке 2» Авторы и права: Франсуа Дюамель
«Его ценность для компании была огромна», — писал Марк Эванье. «Его компенсации не было». Действительно, персонажи Кирби продавались без гонораров; компания не обеспечила бы его долгосрочными финансовыми обязательствами; и Мартин Гудман давал обещания, которые так и не были выполнены.
New York Herald Tribune подняла напряженность своей статьей о Marvel, в которой Стэн Ли изображен как истинный гений, а Джек Кирби — как «помощник бригадира». Когда Гудман продал Marvel, новые владельцы также увидели в Стэне этого человека.
Было больше разочарований: Стэн изменил рассказы Кирби и, по словам Кирби, просто перефразировал свои записи; Кирби позже сказал, что он написал все, даже диалоги.
«Стэн Ли и я никогда ни в чем не сотрудничали!» — сказал Кирби. «Я никогда не видел, чтобы Стэн Ли что-нибудь писал». Другие художники сомневались, сколько Ли на самом деле написал, хотя Стэн взял на себя заслугу и гонорар писателя. В 1970 году Джек Кирби перебрался в Вашингтон.
«Для людей, читающих в то время, это было действительно большим делом», — говорит Хоппе. «И это имело большое значение для надежд и мечтаний индустрии комиксов».
Кирби работал со старым приятелем-художником, бывшим главой округа Колумбия Кармине Инфантино. «Джек и Кармин мечтали о многом — о читателях студенческого возраста, более совершенных методах и улучшенном качестве продукта», — говорит Хоппе. «Это было сорвано из-за наркоманов, дистрибьюторов и неудач. Они ехали на свинье, но этого не произошло ».
Капитан Америка был первым комиксом, созданным Кирби.
Среди потрясающих жанров и перекосов взрослых экспериментов была прогулка в эротических комиксах — лента под названием Galaxy Green, о суперженщинах, ищущих межгалактических партнеров. Рэндольф Хоппе смеется при упоминании об этом: «Две страницы Джека рисуют фигурки женщин под углами, которых он никогда раньше не рисовал!»
Более значительным было создание «Новых богов», «Навсегда люди» и «Мистер Чудо» — вместе известных как «Четвертый мир» — серии межгалактических приключений с супер-инопланетянами, подобными небесным.
«Новые боги предоставили DC космический уровень возможностей», — говорит Хоппе. «Джек принес свои вселенские вещи и помог объединить DC».
Это было слишком сложно и амбициозно. «Новые боги» и «Навечно люди» были фактически законсервированы. «Один из худших дней в моей жизни», — сказал Кирби. Пятьдесят лет спустя Новые Боги стали неотъемлемой частью стиха DC. Злодей Дарксайд снялся в фильме Снайдера из фильма «Лига справедливости». Кирби частично основал его на Ричарде Никсоне. «Джек ненавидел Никсона!» смеется Хоппе.
Половина лиги: Флэш, Бэтмен и Чудо-женщина в Лиге справедливости Зака Снайдера Кредит: Warner Bros
Титулы Кирби в DC были упразднены так же быстро, как и задумывались, и он вернулся в Marvel в 1975 году. Он создал The Eternals — аналог The New Gods в Marvel.
«Это мои фавориты, когда он занимается делами богов», — говорит Томас Шиоли. «Было ощущение, что он всегда будет вкладывать в это немного больше внимания».
«Вечные» тоже были отменены, но, как и «Новые боги», они стали неотъемлемой частью истории Marvel.
Возвращение Кирби в Marvel не впечатлило. Как отметил Марк Эванье, Кирби снова обнаружил, что рисует Капитана Америку — через 35 лет после его создания, но примерно за те же деньги. Он пошел работать на Hanna-Barbera и другие анимационные студии.
В середине восьмидесятых он публично боролся против Marvel, чтобы вернуть свои оригинальные произведения искусства в споре о правах. Он отыграл около 1900 произведений — лишь небольшую часть того, что он произвел, — но также получил поддержку поклонников комиксов и игроков индустрии. Он знал, что обеспечение работ, которые теперь должным образом почитаются и признаются миром комиксов, поддержит его семью после его смерти.
Лорен Ридлофф в роли Маккари в фильме «Вечные» Авторы и права: Софи Мутевелиан / Студия Marvel / Архив Голливуда / Авалон
В более поздние годы он страдал от ухудшения зрения и инсульта, который повлиял на его рисовающую руку. Он умер от сердечной недостаточности 6 февраля 1994 года.
После запуска MCU его дети боролись с Диснеем за права созданных Кирби персонажей — персонажей, изменивших форму современных блокбастеров. Король опередил время.
«Джек сказал:« Голливуд собирался приехать на Comic-Con в Сан-Диего в поисках идей », — говорит Хоппе. «Это было тогда, когда на Comic Con было тридцать столов в танцевальном зале отеля».
Теперь Хоппе и музей Джека Кирби отметят фильм «Вечные» всплывающей выставкой работ Кирби на Манхэттене.
«Он знал, что истории и мифы могут объяснять людям разные вещи и развлекать их», — говорит Хоппе. «Ему просто нужно было рассказать так много историй».
Вечные сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии