Пронизывающе холодным апрельским утром гонщики Deliveroo собираются у KFC на Брод-стрит в Рединге, чтобы бастовать против условий их работы.
Среди организаторов-24-летний Уэйв Робертс, который уже три года катается с Deliveroo. За это время, по его словам, его зарплата неуклонно сокращалась.
Тем временем его босс Уилл Шу наблюдал, как стоимость его доли в восьмилетней компании выросла до 474 миллионов долларов (345 миллионов фунтов стерлингов).
“Когда я начал работать в Deliveroo, вы получали в среднем от 4,20 фунта”, — говорит Робертс. “С ростом инфляции и стоимости жизни вы ожидали, что это будет расти. Но теперь плата за доставку может составлять от 2,70 до 3,15 фунта.”
Гонорары устанавливаются до того, как гонщики соглашаются взять на себя доставку. Приложение предсказывает, сколько времени займет поездка и сколько времени потребуется на приготовление пищи.
Deliveroo также использует алгоритм, который определяет, какие гонщики получают предложения о работе, основываясь на их расстоянии до работы и количестве гонщиков, вошедших в приложение, чтобы сократить время заказа.
Но некоторые гонщики утверждают, что это может означать ежечасную неуверенность в том, что они возьмут домой и сколько работы они будут делать. Многие также жаловались на меры безопасности и поддержку, оказываемую компанией.
“Мы хотим прозрачности»,” говорит Робертс. — Мы хотим знать, как рассчитывается и определяется наша зарплата. Мы хотим гарантий оплаты труда и минимальной заработной платы, по крайней мере, наших прав работников и прозрачности алгоритма.”
Робертс не один. Сотни курьеров Deliveroo в среду вышли на улицы Лондона-Йорка, Шеффилда, Рединга и Вулверхэмптона в знак протеста против обращения с ними в компании.
Перед штаб-квартирой Deliveroo в Лондонском сити они развернули транспаранты, кричали в мегафоны и выпускали красные дымовые шашки.
Поразительные всадники @Deliveroo в Лондоне ✊ 🔥 ✊ 🔥 pic.twitter.com/tJ92GRwduk
— алекс Маршалл (@alexjkmarshall) 7 апреля 2021 года
Компания по доставке продуктов питания, которая стала публичной на прошлой неделе, увидела, что многие ее акции начали торговаться в среду. В день его открытия акции упали на целых 30% после того, как некоторые инвесторы отказались от этой возможности на фоне опасений по поводу прав работников и будущего так называемой “экономики концертов”.
В отчете Бюро журналистских расследований, опубликованном совместно с Независимым профсоюзом работников Великобритании (IWGB), утверждалось, что в одном случае гонщик Deliveroo получал всего 2 фунта в час.
Он обнаружил, что даже для гонщиков, заработавших в среднем выше минимальной заработной платы, расходы означают, что большая часть их заработка теряется. Ян Моррисон, 29 лет, из Уэст-Норвуда в Лондоне, например, сказал Бюро, что, несмотря на то, что он зарабатывает около 12 фунтов в час, треть его заработка тратится на такие расходы, как бензин, страховка и оплата кредита на скутер.
«Наши всадники хотят гибкости»
Deliveroo оспорила претензии IWGB о низкой оплате труда, заявив, что ее гонщики могут зарабатывать более 13 фунтов стерлингов в час. Он добавляет, что расчеты профсоюза основывались на времени, зарегистрированном в его приложении, а не на времени, когда гонщики работали над поставками.
Представитель Deliveroo сказал о протестах: “Этот небольшой самопровозглашенный профсоюз не представляет подавляющее большинство гонщиков, которые говорят нам, что ценят полную гибкость, которой они пользуются, работая с Deliveroo, наряду со способностью зарабатывать более 13 фунтов стерлингов в час.
“Только вчера мы провели опрос, и 89% гонщиков сказали, что они довольны компанией и гибкость является их приоритетом.
“Мы гордимся тем, что удовлетворенность гонщиков находится на рекордно высоком уровне и что тысячи людей каждую неделю подают заявки на участие в гонках Deliveroo. Райдеры находятся в центре нашего бизнеса, и сегодня мы начинаем новую консультацию с райдерами о том, как мы должны инвестировать наш новый общественный фонд в размере 50 миллионов фунтов стерлингов.”
Но гонщики говорят, что неравномерный характер работы, обеспечиваемой Deliveroo, затруднил зарабатывание на жизнь доставкой еды на вынос и продуктов питания во время пандемии.
Грег Ховард, 33-летний отец, работает в Deliveroo и является председателем отделения курьеров IWGB. Он был вынужден уйти с работы с Ковидом и остался почти без средств к существованию для своей семьи.
Говард называет платежную систему Deliveroo “антиутопией… черный ящик… никто не знает, что внутри, все, что мы знаем, это то, что мы работаем каждый день, не зная, что мы заработаем или даже как это будет решено. Неустойчивость и тревога совершенно неоправданны.”
“Попытка содержать семью в таких условиях часто кажется невыполнимой задачей.”
Deliveroo riders от Независимого профсоюза рабочих Великобритании (IWGB) в Лондонском Сити Кредит: PA
Джейми Тейлор, гонщик Deliveroo из Рединга, подсчитал, что за 150 счетов ему заплатили 7,60 фунта, или 6,84 фунта после расходов.
Гонщикам Deliveroo выплачивается фиксированная плата только за каждую доставку, которую они совершают, а не за время входа в приложение. Они способны отвергать или принимать их по своему желанию и могут использовать заменители. Компания говорит, что это означает, что они фактически являются подрядчиками. Поскольку они не относятся к категории рабочих, они не имеют права на больничные или отпускные.
“Гибкость стала оружием, которым Deliveroo пользуется всякий раз, когда кто-то жалуется на условия труда. Гибкость и безопасность работы не являются взаимоисключающими, — говорит Тейлор.
Он добавляет, что работа через его приложение, с оплатой, определяемой программным обеспечением, деморализует. — Это не очень приятно. Многие люди чувствуют, что между ними и компанией существует недостаток уважения.”
Такие вопросы являются предметом не только пикетных протестов. В преддверии выхода Deliveroo на рынок кампания профсоюза и активистов ShareAction по повышению осведомленности о жалобах гонщиков привела к тому, что несколько крупных фондов отказались участвовать в сделке. И Aviva, и Aberdeen Standard указывали на проблемы занятости как на инвестиционный риск.
Deliveroo вышла на биржу 31 марта по цене 390 пенсов, но быстро упала примерно до 280 пенсов. Первоначально Deliveroo оценивалась в 7,6 млрд фунтов стерлингов, но ее рыночная капитализация была сокращена до чуть более 5 млрд фунтов.
В своих листинговых документах Deliveroo предупреждала, что опасения по поводу прав работников могут “негативно сказаться на нашем финансовом состоянии, а также на нашей репутации”. Компания столкнулась с судебными исками в Великобритании, Франции, Испании, Нидерландах и Италии.
В Великобритании он успешно защитил статус своих гонщиков в арбитраже, утверждая, что они не могут коллективно торговаться из-за своего статуса самозанятого. Его гонщики в настоящее время оспаривают это решение в Апелляционном суде.
Но в Италии, например, он сталкивается с необходимостью задним числом выплачивать минимальную заработную плату, оплачиваемые отпуска, больничные и выходное пособие еще в сентябре 2015 года. Он обжалует это решение.
Активисты указывают на решение Верховного суда отнести водителей Uber к категории рабочих как на ключевой шаг в изменении отношения к работникам gig economy, хотя Deliveroo отвергает сравнение их рабочего статуса.
Алекс Маршалл, президент IWGB и бывший курьер, говорит: “Deliveroo представляет собой ложный выбор между гибкостью и основными правами, но решение Uber показало, что здесь, как и за рубежом, рабочие могут иметь и то, и другое.”
Тем временем конкуренты, такие как Just Eat, оказали давление на Deliveroo, заменив некоторые из своих райдеров статусом платных рабочих. Just Eat now утверждает, что имеет 2000 таких райдеров, хотя другие работают самостоятельно и работают непосредственно в его ресторанах.
— Я знаю всадников, которые с трудом платят за аренду.
Deliveroo отодвинула назад опасения по поводу своей рабочей практики. В нем говорится, что он создает общественный фонд в размере 50 миллионов фунтов стерлингов и будет работать с гонщиками над тем, как это используется. Он также говорит, что предложил обычным гонщикам долю в фонде благодарности в размере 16 миллионов фунтов стерлингов на своем первоначальном публичном размещении. Он также говорит, что его плата за заказ выросла из года в год, в среднем от 4 до 5 фунтов стерлингов за заказ.
Гонщики, такие как Робертс, который также является членом IWGB, не удовлетворены, они злы. — Нас классифицировали как ключевых работников, но разве с нами обращались как с ключевыми работниками? Нет. Я знаю курьеров, которые изо дня в день выполняли свою работу и ловили Ковид. Есть некоторые гонщики, которые не в состоянии платить за аренду.”
Робертс добавляет, что многие водители ничего не получили из фонда гонщиков Deliveroo.
“Deliveroo вывел свой фонд благодарности и сказал, что они дают некоторым гонщикам 10 000 фунтов. Но я работаю на Deliveroo уже три года и сделал ужасно много заказов, и знаете, что я получил? Ничего. Я получил электронное письмо с благодарностью за вашу тяжелую работу. Думаю, это все компенсирует.”
Свежие комментарии