Режиссер Энг Ли получит стипендию от Bafta Кредит: AP Photo/Chris Pizzello
Формирующие моменты в жизни великих художников могут происходить практически везде. Энг Ли приехал поездом из Лондона в Плимут. Был сырой зимний день в начале 1994 года, и тайваньский кинорежиссер готовился к экранизации романа Джейн Остин и своему первому полностью англоязычному проекту. В тот момент фильм должен был сниматься в Ирландии по налоговым соображениям, но Ли, которому тогда было 39 лет, чувствовал себя обязанным Остин увидеть воочию девонширскую сельскую местность, в которой разворачивалась ее история.
Ли, которому сейчас 66 лет, подхватывает эту историю. — Когда мы выехали из Лондона, шел сильный дождь, но момент, когда наш поезд выехал из туннеля в Девон, был одним из самых волшебных в моей жизни. Было светло и солнечно, около четырех часов, и послеполуденное солнце освещало эти холмы самым прекрасным образом. Я уже видел, как Марианна Дэшвуд скатывается с холма и ее спасает Уиллоуби на белом коне. И я подумал: мы должны сделать это здесь.”
Это был, объясняет он, ключевой момент – “знак того, что эта английская старинная вещь, то, что я никогда не думал, что сделаю, на самом деле принадлежит мне. И если бы я мог снять этот фильм, то мог бы осмелиться пойти куда угодно.”
На кинопремии Bafta в 1996 году «Чувство и чувствительность» получили три награды, в том числе за лучший фильм. И на том же мероприятии 25 лет спустя – через одну из самых далеко идущих и головокружительно эклектичных карьер в современном кинематографе-он получит стипендию Bafta: высшую честь в подарке Академии. Выступая по телефону, директор «Крадущегося тигра», «Скрытого дракона», «Горбатой горы» и «Жизни Пи» описывает эту награду как “ошеломляющую. По какой-то причине Британия всегда была добра ко мне. Даже если не считать Чувства и Чувствительности. Это было единственное место в мире, где” Ледяная буря » – его провокационный триллер 1997 года – приносила хоть какие-то деньги.”
Сейчас не самое подходящее время для международных поездок, и Ли примет Стипендию дистанционно, хотя и не застрянет дома. На самом деле он находится в Веллингтоне, Новая Зеландия, в “исследовательской поездке” в дом визуальных эффектов Weta Digital, чтобы протестировать некоторые технологии для предстоящего проекта, который может быть или не быть его давно запланированным боксерским триллером Мухаммеда Али/Джо Фрейзера в Маниле (все это в тайне). Он прилетел туда с Тайваня, где, как и в Новой Зеландии, “жизнь почти вернулась в нормальное русло”, хотя его временное пребывание в карантинном отеле сказалось.
Адаптация Ли Чувства и чувствительности Джейн Остин была триумфом Кредит: Everett Collection Inc / Alamy Стоковое Фото
И все же эмоции в его голосе нельзя списать только на 14 дней заключения. Стипендия Bafta пришла в конце бурного, разочаровывающего десятилетия, в течение которого два самых последних фильма Ли, снятых вслед за его покоряющей мир 3D-адаптацией «Жизни Пи», были встречены приглушенными продажами билетов и безразличием со стороны индустрии в целом. Проблема заключалась в самой среде. По мере того как Голливуд робко отступал от 3D, Ли стал одержим идеей раскрыть то, что он считал его огромным художественным потенциалом.
С момента перехода на громкоговорители фильмы мурлыкали со скоростью 24 кадра в секунду. Но Ли спроектировал и свою иракскую военную драму «Долгая прогулка в перерыве» Билли Линна, и свой боевик под руководством Уилла Смита «Человек-близнецы», чтобы проецироваться со скоростью 120 кадров в секунду – создавая сверхточное и текучее трехмерное изображение без обычного заикания или размытости, которые мы привыкли ассоциировать с формой искусства, давно известной как фильмы. Если смотреть на эти фильмы так, как задумал Ли, то они ничем не напоминали фильм, каким его все знали. Проблема была в том, что только несколько кинотеатров на Земле (и ни один в Великобритании или США) были действительно способны показывать их, и технологически скомпрометированные массовые версии не смогли завоевать много поклонников.
Он говорит, что “все еще не решается говорить об этом, потому что в течение последних семи или восьми лет меня избивали всякий раз, когда я это делал”, Но он считает, что так называемая 3D-революция, вызванная Аватаром чуть более десяти лет назад, была ложным рассветом: “технология не была готова, и мы никогда не занимались ею должным образом.” Теперь, однако, он надеется, что время почти пришло.
Крадущийся тигр, Затаившийся дракон установили новый ориентир для фильмов о каратэ Кредит: Кадры из фильма
“Люди все еще думают, что 3D-это безвкусица. Для меня это способ наблюдать по-другому. Я думаю, что это новая и другая среда, и я вижу там что-то очень красивое.” Он считает, что его следует использовать в драматических целях – “Изучать лица; это самое лучшее. Для нас нет ничего более сложного и приятного в чтении, потому что мы читаем самих себя.”
Он удивлен, что еще больше директоров не присоединились к делу? — Очень. Потому что, нравится им мой фильм или нет, им должно быть любопытно.”
Тем не менее, он по-прежнему привержен борьбе. “Это как Горбатая гора»,” грустно смеется он, цитируя свой знаменитый западный роман 2005 года. — Хотел бы я знать, как бросить.”
Инновации – это то, как Ли видит, что кинотеатры отвоевывают клиентов после пандемии-не только проекция с высокой частотой кадров, но и более разумные места для сидения, более захватывающий звук и более четкие изображения.
“В кино есть нечто большее, чем поглощение истории”, – говорит он, добавляя, что опыт должен ощущаться “коллективным и коллективным-то, что никогда не смог бы обеспечить домашний экран телевизора.”
Останутся ли фильмы о супергероях такими же, какими они были до Ковида? Даже будучи режиссером Халка 2003 года – одного из предварительных набуханий перед цунами Marvel 21 – го века, — Ли не уверен. На самом деле он не считает этот жуткий, одухотворенный фильм – расколотый на выходе, но теперь все более уважаемый-частью тренда. — Это началось после меня и не имело ко мне никакого отношения. Я даже не знал, что существует такой жанр!” Он описывает фильм как “психодраму, смешанную с небольшим количеством научной фантастики и элементами классического итальянского ужаса – это были жанры, в которых я думал, что работаю. Затем прямо перед нами появился Человек-паук и определил, что это за жанр.”
Он не завидует молодым кинематографистам, которые сегодня находятся в одной лодке. “Студии научились контролировать этот вид производства”, — говорит он. — Если бы я сделал Халка сейчас, то не смог бы сделать то, что сделал. В индустрии стало гораздо труднее шевелиться и растягиваться.”
Смешанная коммерческая и критическая судьба Халка сильно ударила по Ли – и в сочетании со смертью его отца он был “измучен и опечален” и всерьез подумывал об отставке. Вместо этого он связался со своим старым другом-продюсером Джеймсом Шамусом и спросил, был ли когда-нибудь реализован небольшой проект, который они обсуждали три года назад. Но этого не произошло, и Ли вернулся к работе. Это была Горбатая гора, которую он теперь описывает как “самый простой фильм, который я когда-либо делал. На нем ничего не могло пойти не так – он был словно благословлен.” Эта удача последовала за Горбатой горой к Bafta и Оскарам, а также к кассовым сборам, где она заработала 128 миллионов фунтов стерлингов по всему миру.
В фильме «Горбатая гора» снялись гетеросексуальные актеры Джейк Джилленхол и Хит Леджер.
Если бы он снимал фильм сейчас, чувствовал бы он себя обязанным бросить открыто гомосексуальных актеров на главные роли, в соответствии с последними отраслевыми искажениями представления на экране?
“Я думаю, что хорошие актеры должны быть на первом месте”, — говорит он, отмечая, что, как только действие называется, “люди больше не могут быть самими собой. Актерство-это не то, кто ты есть. Я бросил вещателей, чтобы играть в вещателей, и когда камера катится, они не знают, что делать.”
Такой запрет исключил бы и Джейка Джилленхола, и Хита Леджера, чьи роли в фильме получили всеобщую похвалу. Леджер, который умер в возрасте 28 лет всего через два года после его выхода, был прекрасным примером этого, говорит Ли: “Его персонаж был геем, но также и мачо-гомофобом, и он блестяще изобразил это.” Он вспоминает съемку сцены в кафе, в которой Эннис Дель Мар Леджера сталкивается со своей бывшей девушкой, в то время как Эннис безутешно жует яблочный пирог. — Она разыгрывала свое сердце, а Хит только и делал, что ел. В ту ночь он, должно быть, разделался с 40 кусочками. И когда на следующий день съемочная группа смотрела запись, они все кричали: «Оставьте беднягу в покое!’ Вот тогда-то я и понял, что у него действительно что-то есть.”
Такие моменты – когда он чувствует себя счастливчиком, просто наблюдая за тем, как проект собирается вместе, – возвращают его к его первому фильму “Толкающие руки” – «маленькая китайская семейная драма, которую я снял в Нью-Йорке», о мастере тайцзи, который едет из Пекина, чтобы жить со своим сыном. Он вспоминает, как напрягся на съемочной площадке, когда из ниоткуда “Мой помощник режиссера принес мне коробку с яблоками и сказал:” Господин режиссер, сядьте на это“. И я понял, что на самом деле жизнь в порядке. «С тех пор было много раз, когда эта коробка с яблоками пригодилась бы:» Много гадал, что я делаю, много беспокоился, что я сорвусь или буду наказан.” Он видит кино – создание и совместное использование его – как своего рода коллективный сон; “тот, от которого я всегда беспокоюсь, что проснусь. Но я все равно пойду.”
Премия EE Bafta Film Awards будет транслироваться в двух частях в эту субботу на BBC Two и в воскресенье на BBC One
Свежие комментарии