Разгорающийся скандал, связанный со связями Дэвида Кэмерона с обанкротившейся финансовой фирмой Greensill, привлек внимание к часто прибыльной загробной жизни, которой наслаждаются многие политики. По мере того как номер 10 поручает расследование попытки бывшего премьер-министра лоббировать министров от имени Гринсилла, растут призывы к более тщательному изучению деловых встреч.
Лейборист Гордон Браун утверждал, что бывшим премьер — министрам «никогда» не должно быть позволено лоббировать правительство в коммерческих целях, в то время как Рэйчел Ривз написала Уайтхоллу watchdog the Advisory Committee on Business Appointments (ACOBA) — заклейменному депутатами «беззубым» в 2017 году-призывая к капитальному ремонту.
«Зияющие дыры в подотчетности и прозрачности правительства распространились и на АКОБУ», — сказала она в письме Эрику Пиклзу, председателю наблюдательного совета по назначениям. «Орган сталкивается с препятствиями в тщательном рассмотрении депутатов и министров в том виде, в каком он был создан.»
Ожидается, что экс-министры обратятся за советом к АКОБЕ, если они планируют занять оплачиваемую должность в течение двух лет после ухода с поста, но Открытое демократическое расследование на прошлой неделе показало, что сторожевой пес лично встречался только один раз с декабря 2019 года. Пресс-секретарь сказал, что большая часть работы по делу ведется по электронной почте, а последняя официальная встреча состоялась в Интернете в июле прошлого года. Организация ожидает, что министры последуют ее совету, но не имеет юридических полномочий.
Экс-председатель партии тори Пиклс, ставший председателем ACOBA год назад, недавно призвал к возможности налагать санкции на тех, кто не следует советам комитета, подчеркнув отсутствие у группы правоприменительных полномочий во время недавних слушаний с депутатами в прошлом месяце.
«Правительство должно четко понимать — каковы последствия нарушения правил? Я думаю, что в будущем ему придется сказать, почему он не принимает никаких дисциплинарных мер против людей, нарушающих правила», — сказал он.
Бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон
Призывы к тому, чтобы ACOBA получила дополнительные полномочия, звучали с тех пор, как депутаты назвали ее беззубой в 2017 году, когда экс-канцлер Джордж Осборн присоединился к крупнейшему в мире инвестиционному менеджеру Blackrock, сохранив при этом свое место в парламенте, и активисты утверждают, что фиаско Greensill подчеркивает именно то, почему такие изменения необходимы.
Сьюзан Хоули из transparency campaign group Spotlight on Corruption говорит, что скандал обнажает «что-то очень гнилое» между бизнесом и политикой, что подчеркивает необходимость реформирования правил деловых встреч и обеспечения того, чтобы ACOBA больше не игнорировалась. В прошлом месяце Financial Times сообщила, что экс-глава британских государственных закупок Билл Кротерс не получил совета от группы до прихода в Greensill.
— Конечно, это беззубый регулятор, потому что он не имеет права никого наказывать. АКОБА должна измениться, — говорит Хоули. «Это было рекомендовано в течение десятилетия и было проигнорировано. Это проблема возвращения домой на насест.»
Бывший депутат-либерал-демократ Том Брэйк, который сейчас руководит предвыборной группой Unlock Democracy, утверждает, что экс-министрам также следует подождать пять лет, прежде чем взять на себя лоббистскую роль — вместо нынешнего двухлетнего запрета — чтобы «значительно уменьшить преимущество, которое компания покупает, когда она может получить доступ к списку контактов экс-министра».
«Соедините это с требованием, чтобы все лоббирование проводилось и сообщалось по официальным каналам, и вы начнете очищать лоббистское болото. Дальнейшую уверенность можно было бы обеспечить, назначив независимого председателя ACOBA и сделав его заявления обязательными», — говорит он.
«Вращающаяся дверь, которая катапультирует экс-премьер-министров, экс-министров и бывших высокопоставленных государственных служащих в очень прибыльные роли в бизнесе или городе, должна быть заперта гораздо дольше.»
Эрик Пиклз-председатель Консультативного комитета по деловым встречам
По иронии судьбы именно сам Кэмерон предупредил в 2010 году, что лоббирование-это «следующий большой скандал, ожидающий своего часа», и проблема, которая «обнажает слишком уютные отношения между политикой, правительством, бизнесом и деньгами».
Тогдашний лидер оппозиции сказал, что к некоторым депутатам более 100 раз в неделю обращаются лоббисты, и он хотел, чтобы политика «прояснила, кто покупает власть и влияние».
После нескольких недель нарастающей критики по поводу его усилий обеспечить доступ к правительственной схеме кредитования на коронавирус для Гринсилла бывший премьер — министр наконец нарушил свое молчание в минувшие выходные, заявив, что, хотя он не считает, что сделал что — то неправильно — «Я не нарушал никаких кодексов поведения и никаких правительственных правил», — есть «важные уроки, которые нужно извлечь», и, возможно, ему следовало действовать по-другому.
Собственный случай Кэмерона ставит в центр внимания деятельность его бывшего кабинета, а класс 2016 года привлекает прибыльные роли в крупных банках, технологических фирмах и консалтинговых компаниях с тех пор, как он ушел из политики. Филип Хэммонд уведомил о назначении сторожевого пса 13 различных ролей с тех пор, как покинул парламент. Осборн занимал сразу девять рабочих мест, а недавно отказался от своих медийных и консультационных функций, чтобы стать штатным банкиром в бутик-инвестиционном банке Robey Warshaw. Эмбер Радд консультирует компанию по кибербезопасности Darktrace, которая находится на пороге лондонского листинга на сумму 3 млрд фунтов стерлингов.
Их не обвиняют в каких-либо преступлениях, но сага о Гринзилле привлекает внимание к сложным связям между бизнесом и политикой и поднимает более широкие вопросы о том, как министры должны использовать свои книги контактов после того, как политическая карьера заканчивается и начинается деловая. Как сказал Кэмерон в 2010 году, это большая проблема, которую больше нельзя игнорировать.
Дополнительные сообщения Майны Нану и Мутаза Ахмеда
Свежие комментарии