Кортни Кокс, Лиза Кудроу и Дженнифер Энистон в друзьях Кредит: Гетти
Сейчас мы всего в нескольких часах от шоу воссоединения «Друзей», которое неизбежно называется «Тот, где они снова собираются вместе». Актерский состав одного из последних великих ситкомов впервые появился вместе с 2004 года; Вы можете подумать, что это телевизионное событие года.
Но когда в начале этого месяца в сети появился тизер, в нем просочился негативный оттенок — навис над утомительными спорами миллениалов и поколения Z о менее чем прогрессивном отношении к друзьям. С некоторых сторон возник вопрос: есть ли в современном мире место для празднования Друзей?
Реакция на полный трейлер была более позитивной: шестеро Друзей снова собрались вместе, обсуждали шоу, воссоздали знаковые моменты и рыдали от собственного блеска. Может быть, тоник для хорошего самочувствия после года ужасов. Желчь теперь в основном направлена на ведущего воссоединения Джеймса Кордена, популярного ненавистного персонажа в социальных сетях.
Но дебаты о Друзьях никогда не за горами. Мы едва ли проживем год, чтобы не появилось несколько статей, призывающих «Друзей» к преступлениям против пробуждения: стыд за жир, гендерные стереотипы, гомофобия, трансфобия, побеление, женоненавистничество и пограничные сексуальные отклонения.
Это тенденция, которую я, возможно, даже начал в 2014 году, когда написал язвительную статью о том, почему Росс, Чендлер и Джои являются такими ужасными примерами современной мужественности. Шутка, конечно, была над мной — единственный способ узнать недостатки парней так близко — это смотреть повторы Friends каждый божий день на E4 и Comedy Central в течение примерно 20 лет. (Я показываю там свой возраст — в наши дни Gen-Zedders потребляют его через стриминг, что поддерживает обсуждение).
Если современных зрителей «запускают» «Друзья» — одна из самых веселых комедий с самыми добрыми намерениями, когда-либо созданных, — представьте, что произошло бы, если бы они увидели классические комедийные шоу, которые британские зрители смотрели на протяжении многих лет: Only Fools и Лошади, Башни Фолти, Пока смерть не разлучит нас, Алло Алло или Дно. В этой партии достаточно политической некорректности, чтобы вызвать эмболию чистого высокомерного возмущения.
Но разве имеет значение, что старые телекомедии не соответствуют современным стандартам? Разве их не следует воспринимать как примеры их собственного культурного и социального момента? И разве мы не можем ценить их за ту почву, которую они тогда заложили?
Раньше, когда такие вещи, как «Обустройство дома» и «Женаты с детьми» все еще были флагманами американских ситкомов, «Друзья» были более дальновидными, чем позволяют нам вспомнить современные аргументы Твиттера.
У Рэйчел, Моники и Фиби были моменты, когда они были регрессивными гендерными стереотипами, но они сделали смелые шаги, которые были революционными для женских персонажей ситкома в то время: Рэйчел отказалась от своего будущего содержательной жены, будущего, которое было намечено для нее, когда она оставила мужа у алтаря; Моника была карьеристкой и самым волевым персонажем в компании; и Фиби отказалась подчиняться нормам, например, решив стать суррогатной матерью тройняшек своего брата. Вместе они сделали новаторский образ женской дружбы.
«Друзья» намного опередили свое время в изображении лесбийской пары Кэрол (бывшая жена Росса) и Сьюзен, которые вырастили сына Росса и поженились на одной из первых гей-свадеб на американском телевидении. Он принес «Друзьям» три номинации и победу в номинации «Выдающийся комедийный сериал» на церемонии награждения Media Awards, проводимой группой по защите интересов ЛГБТК GLAAD.
Свадьба Кэрол и Сьюзан Кредит: YouTube
Сколько повторяющихся геев показывали по телевидению до Кэрол и Сьюзан в 1994 году? И сколько из этих веселых персонажей сохранили бы высокие моральные принципы или оставили бы ведущих натуралов — в данном случае, глубоко незащищенного в своей собственной сексуальности Росса — предметом шутки?
Некоторые веселые шутки Друзей сейчас кажутся неуклюжими, особенно в отношении Чендлера, чья мужественность постоянно разрывается в клочья в том, что можно было бы назвать гомофобным юмором, в основном из-за того, что у него есть транс-отец, которого играет гетеросексуальная цис-женщина Кэтлин Тернер. если вы действительно хотите разжечь возмущение.
Один из создателей Дэвид Крейн, сам гей, защищал Чендлера. «У него есть свои заботы и проблемы, — сказал Крейн Comedy Central, — но я не думаю, что этот персонаж был ни в малейшей степени гомофобным». Раймонд Брэдфорд из ЛГБТ-группы GLAAD высказался в защиту Кэтлин Тернер как отца Чендлера, одного из наиболее часто упоминаемых «проблемных» элементов шоу в текущих дебатах.
«Изображения не существуют в вакууме», — сказал он. «Вы посмотрите, где они были в то время развития телевидения и в нашей стране, а также где мы сейчас и по стандартам. Когда я посмотрел на характер Кэтлин Тернер, в этом не было ничего трагичного. Это не была сюжетная линия, изображающая ее убийцей, психопатом, секс-работницей или чем-то в этом роде ».
Кэтлин Тернер — отец Чендлера
Вопрос о сексе в целом был намного опережающим в «Друзьях» с его дальновидным отношением к случайным или беспорядочным связям или явно неядерной семейной жизни — вопреки суровым нормам, которые в то время были обычным явлением на консервативном американском телевидении. .
Конечно, посмотрите достаточно внимательно, и в 2021 году легко назвать друзей проблемными. Как же этого не могло быть? Ему больше четверти века. Предыстория Моники о том, что она была толстой и забавной, неприятна. Парни настолько неуверенны в себе, что никто из них не выдержит, когда их принимают за гей-пару (как это часто бывает). И Джоуи не только спит с женщинами и никогда не перезванивает им, он также врывается к соседкам по комнате в ванной.
За последние несколько лет мы видели шоу, фильмы и звезд, которых, казалось, изгоняли в рамках так называемой культуры отмены. Обозначение «Друзей» как проблематичного было ранним примером перехода культуры отмены в ретроспективную критику комедий, уже не связанных с ПК. В прошлом году Little Britain и Come Fly with Me были удалены из стриминговых сервисов за использование черного лица — даже любимая League of Gentlemen была удалена. Произошел крах в стиле Бэзила Фолти, когда альбом Fawlty Towers «The Germans» был ненадолго удален из iPlayer.
Проблема предположительно отмененных звезд — спектр, который включает Луи С.К., после обвинений в сексуальных домогательствах; Джина Карано снялась с диснеевского «Мандалорца» на волне откровенных политических взглядов; или звезда «Черной пантеры» Летиция Райт, которая покинула Твиттер после того, как поделилась антиваксовым видео, — открывает широкую дискуссию об отделении искусства от художника.
Но привлечение друзей или других телешоу к ответственности за несоответствие современным стандартам ПК — это больше похоже на отделение искусства от контекста. Сколько других классических комедий соответствуют прогрессивным стандартам, которые так строго устанавливаются в 2021 году? Должны ли мы отменить полчаса Хэнкока из-за насмешливых шуток Тони Хэнкока о женщинах, не соответствующих его стандартам? («Ты не привык гулять с классом, в этом твоя проблема».) Или нам следует приветствовать это за то, что он заложил основу британских ситкомов?
Эндрю Сакс и Джон Клиз в Fawlty Towers Фото: PA
И должны ли мы выбросить Фолти-Тауэрс (снова) за то, что Бэзил издевается над испанским собачьим телом Мануэлем, что недавно усугублялось случайными вспышками Джона Клиза: «В наши дни ты ничего не можешь сказать, а? — или вполне справедливо считать Башни Фолти самым совершенным фарсом в британской комедии?
«Офис», возможно, лучший и самый влиятельный ситком за последние 20 лет, смеется над гомофобией и инвалидами, скрытыми за все более тонкой пеленой иронии Рики Жерве. Стюарт Ли, самый жгучий либеральный голос в стендап-комедии и распространитель рутины «компьютер сошел с ума», использовался для исполнения материалов об уродливых девушках и преследовании женщин вместе с партнером Ричардом Херрингом в «Этим утром» с Ричардом Не Джуди. Даже The Inbetweeners, шоу, которое казалось самым свежим и молодым в британской комедии за многие годы, уже было запущено некоторыми кругами того же поколения.
Делает ли это хоть одну из этих комедий менее блестящей? Конечно нет. Если комедия — или фильм, или любое произведение искусства — опосредует и отражает основные идеи своего времени или находит способы разрушить табу и раздвинуть границы, это имеет важное культурное и социальное значение. Его не следует отменять и выбрасывать, как будто этого никогда не было, даже если в 2021 году мы обнаружим, что эти основные идеи не связаны с ПК (за исключением комедий, юмор которых основан исключительно на предрассудках, таких как несчастный Love Thy Neighbor).
Только Fools & Horses, который сейчас кажется ужасно устаревшим в своих расовых и гомофобных оскорблениях, намеревался изобразить многоэтнический Лондон 1980-х годов. Между тем, The Inbetweeners вызвали отклик, потому что это была первая комедия, в которой так честно и достоверно говорилось о одержимых сексом мальчиках-подростках (как ни стыдно это признавать нам, мужчинам).
Точно так же «Друзья» стали феноменом, потому что они говорили с поколением молодых людей, как никакие ситкомы до него, и на разных уровнях: от беспорядочных отношений и гей-свадеб до культуры кафе. Несмотря на все свои недостатки, он на один шаг приблизил нас к самосознательной, толерантной и более приемлемой культуре ПК, которую мы имеем сейчас.
По мере того как меняются представления о том, что приемлемо, а что нет, легко забыть, как и почему эти комедии были влиятельными или революционными. И если вам действительно интересно, каково наследие Друзей, помимо преступлений против пробуждения и бесконечных повторов, просто спросите себя, почему мы не можем перестать говорить об этом в 2021 году.
Друзья опередили свое время? Расскажите нам в разделе комментариев ниже
Свежие комментарии