Впечатление художника от реактивного самолета Boom Supersonic Overture United Airlines Кредит: Boom Supersonic через AP
Капитан Джок Лоу никогда не забудет свой первый полет на «Конкорде».
«Я никогда раньше не видел самолет», — говорит он. «Я помню, что это было февральским утром, мы обошли ангар, и вот он».
Первый коммерческий полет «Конкорда» состоялся 21 января 1976 года. За два года до этого Лоу был откомандирован в качестве пилота-испытателя. Имитируя взлет для поездки в Нью-Йорк, он поднял Concorde на высоту 60 000 футов, прежде чем вернуть его на сушу.
«Это был потрясающий, потрясающий опыт, который вы можете сказать по моему голосу», — говорит Лоу. «Я почти могу вспомнить каждый его момент». Лоу летал на «Конкорде» 27 лет, что сделало его самым долгим пилотом сверхзвуковых авиалиний British Airways.
Прошло почти 18 лет с тех пор, как последний рейс Concorde приземлился в Хитроу. После 50 000 полетов и обслуживания 2,5 млн пассажиров управление потребляющими газ сверхзвуковыми самолетами, летящими со скоростью более 1300 миль в час через Атлантику, больше не было жизнеспособным.
Иногда прибыльный Concorde так и не оправился от катастрофы в аэропорту Шарля де Голля в июле 2000 года.
Однако на горизонте может быть пробуждение. На прошлой неделе американская авиакомпания United Airlines разместила заказ на 15 сверхзвуковых самолетов, произведенных компанией Boom из Колорадо, с возможностью покупки еще 35 самолетов. Самолеты получили прозвище «сын Конкорда».
Предоставлено: Boom Supersonic через AP.
Этот шаг вызвал удивление у отрасли, столкнувшейся с длинным списком встречных ветров. Многие спрашивали, не пора ли боссам задуматься о дорогостоящем эксперименте, начиная с многогранных последствий коронавируса и заканчивая перспективой возрождения движения «стыдливого бегства».
Многие считают этот шаг не более чем рекламным ходом. Другие считают, что это объявление знаменует начало новой эры полетов, которая вернет в небо сверхзвуковые услуги.
По оценкам аналитиков UBS, сверхзвуковые бизнес-джеты станут экономически жизнеспособными к концу этого десятилетия.
Их коммерческие аналоги поднимутся в небо к середине 2030-х годов, что поставит под сомнение планы United относительно того, чтобы их самолет Boom «Overture» был введен в эксплуатацию к 2029 году.
Между тем, гиперзвуковые путешествия, во время которых самолеты разгоняются до 3800 миль в час, что в пять раз превышает скорость звука, уже не за горами, добавляют они.
По словам исследователей UBS, размер рынка сверхзвуковых технологий к 2040 году составит около 75 миллиардов долларов (53 миллиарда фунтов стерлингов). «Наш анализ маршрута показывает, что было совершено 1,6 миллиона рейсов с 375 миллионами пассажиров, которых потенциально можно было заменить сверхзвуковыми самолетами», — говорят они.
Стоимость билетов оценивается в районе 2500 долларов в одну сторону, что примерно эквивалентно цене билета бизнес-класса на трансатлантический рейс.
Лоу, который впоследствии возглавил операционный отдел BA, не убежден. «Я хотел бы это увидеть — надеюсь, они смогут решить все проблемы». Однако он добавляет: «Я думаю, что технические препятствия слишком велики».
Роберт Бойл, бывший директор по стратегии IAG, группы FTSE 100, которой принадлежит BA, а теперь ведущий аналитик отрасли соглашается.
«Здесь много вопросов, — говорит он. Конкорд регулярно критиковали как предмет тщеславия для правительств Великобритании и Франции, которые финансировали проект с 1960-х годов.
Сторона Air France редко получала прибыль. BA много лет настаивал на том, что это было в плюсе. Лоу считает, что Concorde принесла BA около 500 млн фунтов «дополнительной выгоды». Хотя нельзя отрицать, что это была денежная яма в годы, последовавшие за крахом в Париже.
Он добавляет, что помимо экономики есть четыре ключевых вопроса. Необходимость аэродинамической формы означает, что построить сверхзвуковой самолет, отвечающий стандартам шума, невероятно сложно. А поскольку шумовое загрязнение стало приоритетом в социальной повестке дня, чем это было 18 лет назад, получение специального разрешения практически невозможно.
Тогда есть диапазон. «У вас всегда будет сверхзвуковой самолет, летящий на меньшее расстояние, чем дозвуковой, на довольно большое расстояние просто из-за кривых сопротивления и подъемной силы на сверхзвуковых скоростях», — говорит Лоу. «Итак, вы знаете, у вас может получиться долгий путь, но дозвуковые технологии пойдут дальше».
Одним из самых печально известных атрибутов Concorde был его звуковой удар. Путешествие со скоростью, превышающей скорость звука, создает шум, похожий на раскат грома.
Предоставлено: Стивен Хирд / Рейтер.
Это привело к тому, что самолет мог достигать сверхзвуковой скорости только над водой. «Я не думаю, что они получат возможность летать по суше на сверхзвуке», — говорит Лоу. Он добавляет, что существует также «вторичная стрела». «[Это то место, где] ударная волна, которая поднимается в верхних слоях атмосферы, отражается от некоторых атмосферных ветров и возвращается».
Вспомогательная стрела, хотя и была намного тише, эквивалентно захлопыванию двери автомобиля на расстоянии 150 футов, оказала влияние на полеты Concorde. Лоу говорит: «Раньше нам приходилось менять маршрут полета зимой, приходя в Лондон летом, а зимой в Нью-Йорк. Нам пришлось изменить их на 50 или 60 миль из-за этой книги сейчас, когда бум ».
Наконец, влияние на окружающую среду. По оценкам аналитиков UBS, сверхзвуковые самолеты используют в три-четыре раза больше топлива, чем дозвуковые эквиваленты. Лоу указывает, что это особенно актуально для сверхзвуковых реактивных самолетов, которые летают в верхних слоях атмосферы.
«У нас очень мало тиражей, — говорит он. «Таким образом, любой углекислый газ или оксиды азота останутся там».
United and Boom пытались успокоить экологические проблемы, заявив, что их сверхзвуковые самолеты будут работать на экологически безопасном авиационном топливе, которое производится с использованием чего угодно, от масла для стружки до бытовых отходов.
История Concorde в картинках к ее 50-летию
Однако Бойл говорит, что заявления об экологически безопасном топливе — это «отвлекающий маневр». «На обозримое будущее. Я думаю, что это ограничит рост SAF… [это] будет ограничиваться поставками, а не использованием ».
Другими словами, экологически чистого топлива не хватит. Это означает, что сверхзвуковые самолеты будут потреблять меньше вредного топлива в ущерб своим дозвуковым соперникам.
Аналитики UBS говорят: «Аргумент о влиянии на окружающую среду сверхзвукового против. дозвуковой будет с нами какое-то время ».
Сверхзвуковые скорости: как быстро летают самолеты
Бойль также указывает, что изменение рабочих привычек сводит на нет необходимость путешествовать со скоростью звука. «Экономическое обоснование этого, похоже, со временем уменьшилось, а не выросло», — говорит он.
Для занятых руководителей трансатлантические поездки были «пустой тратой времени». «Теперь с WiFi в самолетах больше не тратится время, и люди могут работать удаленно».
А для тех, кто летает в ночное время, плоские кресла, впервые разработанные BA в период прекращения производства Concorde, меняют правила игры.
Если у босса United Скотта Кирби были какие-либо сомнения относительно сверхзвуковых путешествий, он определенно не проявлял их, когда авиакомпания объявила о своем заказе в начале этого месяца.
«Видение Boom … предоставит деловым путешественникам и туристам доступ к звездным впечатлениям от полета», — сказал он. «Наша миссия всегда заключалась в объединении людей».
Несмотря на все недостатки, Бойл говорит, что авиакомпании ищут способы вернуться к полетам со скоростью, превышающей скорость звука: «Всегда есть люди, которые будут платить за скорость».
Свежие комментарии