Connect with us

    Hi, what are you looking for?

    The Times On Ru
    1. The Times On RU
    2. /
    3. Culture
    4. /
    5. «Последняя дуэль» целенаправленно использует поэтическую лицензию, модернизируя средневековую сказку «MeToo».

    Culture

    «Последняя дуэль» целенаправленно использует поэтическую лицензию, модернизируя средневековую сказку «MeToo».

    Мэтт Дэймон (слева) и Адам Драйвер в фильме «Последняя дуэль», который выходит 15 октября.

    Однажды в неделю после Рождества 1386 года на территории монастыря недалеко от стен Парижа встретились два французских воина, чтобы сражаться насмерть. Их звали Жан де Карруж и Жак Ле Грис, и причиной их ссоры была самая старая из них: женщина.

    Этой женщиной была жена Карружа, Маргарита, которая ранее в том же году обвинила Ле Грис в том, что она ворвалась в ее семейный дом, когда она была одна, сделала ей предложение, прижала ее, сунула ей в рот перчатку, чтобы заставить ее замолчать, и изнасиловала ее. .

    В последнем фильме британского режиссера Ридли Скотта «Последняя дуэль» с Мэттом Дэймоном, Адамом Драйвером, Джоди Комер и Беном Аффлеком в главных ролях эта ужасная сцена разыгрывается снова и снова с разных ракурсов. То же самое и с вооруженным столкновением, к которому оно привело, которое, как принято считать, является последним официальным боевым испытанием в истории Франции.

    Несмотря на ужасающие подробности, в 1386 году реальное дело привело в замешательство высшие суды Франции. Судьи до 18-летнего короля Карла VI включительно не хотели осуждать Ле Гриса, несмотря на убедительные показания Маргариты против него. Ле Грис нанял суперзвезду-юриста Жана Ле Кока, который (как и его более поздний почти тезка Джонни Кокран) специализировался на том, чтобы разбогатеть и избавиться от известных клиентов. Хотя Ле Кок счел Ле Гриса тяжелой работой и сильно сомневался в его невиновности, этому опытному адвокату было нетрудно предположить, что «ее слово против его» было тонким основанием для судебного преследования.

    Итак, после многих месяцев судебных споров суды постановили, что на слово женщины нельзя верить и что единственный справедливый способ разрешить дело – это старомодное обращение к Богу. Карруж и Ле Грис будут сражаться в смертельной схватке. Господь определит победителя. Если бы это был Карруж, Ле Гриса сразу судили бы и наказали. Если Ле Гри победит, он будет очищен от изнасилований, а Карруж, его ложный обвинитель, будет удобно мертв. Между тем, Маргариту сожгут заживо за лжесвидетельство. Ставки были высоки, а мечи остры. Оставалось только бороться.

    Джоди Комер появляется в роли Маргариты де Карруж в «Последней дуэли».

    Скотт не первый рассказчик, который приспособил дело к своим целям; он был впервые написан позднесредневековым фламандским летописцем Жаном Фруассаром. Много путешествовавший, связанный с хорошими связями и одержимый рыцарством и идеалами рыцарства, Фруассар видел много всего, что может понравиться в l'affair Carrouges. Это была старая школа. В нем были рыцари, приготовленные к смерти, и девушка в беде. Он предлагал мелодраму, смертельное соперничество, преступление, требующее мести, и жестокий, катарсический поединок. Это была почти идеальная сказка.

    Фруассар посвятил дуэли длинный раздел своей знаменитой хроники, и другие писатели последовали за ним. Никто не очень сочувствовал Маргарите. Фруассар никогда с ней не разговаривал и сказал, что понятия не имеет, считает ли она, что дуэль того стоила. Другие пошли еще дальше, развивая теорию о том, что Карруж и Ле Гри были правы. «Конечно, Маргариту изнасиловали», – сказали они. Но она солгала о настоящем виновнике: нападавшим на нее был не Ле Грис. Возникла ложная традиция, согласно которой третий человек признался в преступлении на смертном одре.

    То, что это ерунда, не было ни здесь, ни там. Обвинение жертв – современный эквивалент бульварной прессы – было живо и процветало в четырнадцатом веке. Современные историки, опираясь на свидетельства хроники и судебные записи де Кока, полагают, что Ле Грис изнасиловал Маргариту, что она говорила правду. Но получил ли он то, что заслужил в тот роковой день, когда двое мужчин в тяжелых доспехах столкнулись перед королем и сотнями людей? Встретившись верхом на пиках, затем с топорами, рыцари погрузились в жестокую схватку на мечах на близком расстоянии … вам нужно будет посмотреть фильм, чтобы узнать, кто победил.

    В своем новом повествовании «Последняя дуэль» в целом верна очертаниям настоящего средневекового дела. Сценарий был адаптирован Аффлеком, Дэймоном и Николь Холофсенер из одноименной книги американского литературного критика Эрика Ягера 2004 года. Так много исторических фактов присутствуют и верны, даже если (среди прочих искажений) отношения между Жаном де Карружом и Ле Гри были изменены для драматической аккуратности, последовательность событий, которые привели к тому, что Маргарита осталась дома одна, была сложной, подробности длинного судебного дела неясны, а кульминационный момент самой дуэли – удар металлического шлема рукоятью меча – опущен.

    Режиссер-ветеран Ридли Скотт на премьере фильма в Париже Фото: Getty

    Пуристы могут жаловаться – но это шоу-бизнес. И частичное владение историческими деталями в фильме компенсируется смелостью повествовательного подхода. В то время как летописцы, такие как Фруассар, предполагали, что дуэль Карруж-Ле-Гри была рассказом о рыцарстве и мужской чести, «Последняя дуэль» придерживается более сложной и менее достоверной точки зрения. Отдавая дань уважения классическому фильму Акиры Куросавы 1950 года «Расомон» – об убийстве самурая и изнасиловании его жены – он, в свою очередь, повествует «правду Карружа», затем «правду Ле Гриса» и, наконец, наиболее убедительно «правду Маргариты». Излишне говорить, что эти истины вообще не очень хорошо коррелируют.

    Одним из результатов такого подхода является демонстрация с ошеломляющей откровенностью лицемерия средневекового рыцарства: кодекс, который претендовал на галантность, но относился к женщинам как к сельскохозяйственным животным, которых нужно продавать и разводить, и предполагал, что преступления против женщин являются делом собственности мужа и не лицо жены.

    Тем не менее, более глубокое достижение фильма состоит в том, чтобы намекнуть, без всякой критики, что когда дело доходит до отношения мужчин и женщин к сексуальному насилию и проблем с судебным преследованием за изнасилование, за более чем шесть веков мало что изменилось. Два старых голливудских брата, такие как Дэймон и Аффлек, пишут средневековый фильм #MeToo, должно быть, казались рискованной идеей. Но в «Последней дуэли» они нашли идеальное средство, чтобы полностью обновить средневековье.

    Последняя книга Дэна Джонса – «Силы и престолы: новая история средневековья» («Голова Зевса», 25 фунтов стерлингов).

    Click to comment

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Take A Look

    You may be interested in:

    News

    Valentina Cafolla wears an orange wetsuit during her record-breaking dive in Italy. Photo: Predrag Vukovic/Getty Valentina Cafolla at 140 meters. dive under the ice...

    Politics

    Photo: Natalia Gubernatorova The ambassadors of the EU member states rejected invitation to a meeting with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov due to the...

    Auto

    This week, patent images of the Russian automaker's new product were published on the Internet, thanks to which we have the opportunity to imagine...

    News

    The Indian Prime Minister wore traditional orange attire during the Dwarka dive in Gujarat, India. Photo: AP Mr Modi, who was accompanied by divers,...