Авторынок на вираже
Российский автомобильный рынок переживает кардинальные изменения, результаты которых будут видны не раньше лета. За это время успеют сформироваться последствия ухода с рынка или приостановки деятельности более десятка иностранных производителей. Оставшимся автоконцернам, имеющим локальное производство в России, придется преодолевать давление слабого рубля, так как в себестоимости производства значительна доля валютной составляющей, и решать проблемы, вызванные нарушением логистических цепочек поставок комплектующих. На текущий момент очевидно, что в России сократится ассортимент автомобилей в продаже, а темп роста цен на оставшиеся будет выше, чем полагалось ранее.
Курс рубля к доллару и евро и устойчивость поставок импортных комплектующих для сборки автомобилей — это два главных фактора, оказывающих значительное влияние на российский автомобильный рынок. На фоне новостей о военной операции в Украине курс рубля в последние три недели упал более чем на 50%, а зарубежные партнеры на фоне санкций стали отказываться от поставок автомобилей и комплектующих в Россию. В связи с этим усилились тренды прошлого года — дефицит автомобилей на рынке и скачкообразный рост цен.
Цены на машины, запчасти и обслуживание вырастут
Одна из ключевых проблем участников рынка сейчас — неопределенность. Последние пару недель автопроизводители и дилеры не знали, по каким ценам отгружать и, соответственно, продавать автомобили. Рекордный рост цен был зафиксирован и на иностранные, и на отечественные марки. Первые дорожали из-за скачков курсов валют и заявлениях об уходе с рынка, последние — из-за высокой валютной составляющей в себестоимости автопроизводства. Из-за резкого роста цен на новые автомобили покупатели по большей части переориентировались на варианты с пробегом.
При этом если в первые недели после начала военной операции на Украине на вторичном рынке можно было найти вполне интересные варианты по хорошей цене, то сейчас сделки практически не заключаются, так как продавцы ждут более удачного времени для продажи своих машин.
Сегодня на фоне незначительной стабилизации курсов валют темпы роста цен на авто замедлились. Но он однозначно продолжится на фоне сужения рынка и продолжающего дефицита предложения во всех сегментах. Дополнительным фактором давления на рынок станет подорожание запчастей. Если санкционные решения продолжат действовать, рынок ощутит серьезный недостаток комплектующих уже буквально через 1-2 месяца. За этим последует рост цен на обслуживание как иностранных, так и отечественных авто в сервисных центрах.
Ассортимент сократится
В ближайшее время российских автолюбителей ждет сокращение выбора брендов и моделей, как в сегменте новых, так и подержанных автомобилей.
«Стоп-сигналы» для российского авторынка уже включили: BMW, Daimler Truck, Ford (коммерческие автомобили), General Motors, Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz, Rolls-Royce, Volkswagen Group (Audi, Volkswagen, Skoda, Porsche), Volvo и пр.
Те, кто остался, вынуждены решать проблемы с логистическими цепочками и поставкой компонентов. В результате эти бренды вынужденно приостановили поставки машин дилерам. Среди них — Suzuki, Toyota, Geely, Stelantis, Nissan, Renault и пр.
Отечественные производители при этом испытывают серьезное давление по тем же причинам: сложности с поставками полупроводников и комплектующих усиливают неопределенность производственных планов. Распадающиеся логистические цепочки скорее всего будут восстанавливаться долго. Кроме этого, значимой проблемой остается слабый рубль. Большинство прайс-листов на комплектующие формируются в валюте, а в связи с ростом курса доллара, евро и того же юаня трудно прогнозировать спрос на автомобили, собранные по новым ценам, особенно с учетом падения реальных доходов населения.
Пока даже ведущий российский производитель АвтоВАЗ вынужден периодически останавливать конвейер, так как не может обеспечить бесперебойную поставку автокомпонентов. Автомобилей для продажи не хватает. АвтоВАЗу приходится поднимать цены на свою продукцию: автоконцерн делал это уже трижды с начала года, а средняя прибавка ценников с начала марта достигла 28%.
Корейско-китайская альтернатива
Главные претенденты на восполнение ассортимента, помимо российских производителей, — азиатские автоконцерны. Корейские автопроизводители уже занимают 25% рынка и едва ли согласятся уступить свою долю рынка. У китайских компаний сейчас 9% рынка, но очевидно, что в сложившихся условиях экспансия может быть быстрее и успешнее. Многие из них уже публично объявили, что находятся вне санкций по отношению к России. Те компании, которые заявили об уходе с рынка, потенциально могут освободить порядка 20%. Таким образом, если западные автопроизводители продолжат экономический бойкот, к лету можно будет ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей. При возможности наращивать поставки эта доля к июню может превысить 50%.
Что делать покупателям?
Проблемы авторынка не решатся в ближайшие месяцы, поэтому если автомобиль необходим, ждать не стоит. Купив автомобиль сегодня можно сэкономить на потенциальном росте цен, который продолжится в течение всего 2022 года. Если не хватает собственных средств, вполне можно рассмотреть заемные, предварительно оценив свою платежеспособность.
Свежие комментарии