Аль-Хусейна Амаду была лишь одной из тысяч девушек в Западной Африке, которых до сих пор дешево покупают в качестве вахая, или «пятой жены»
аль-Хусейна Амаду никогда не забудет тот день, когда ее продали. Как и ее родители, она родилась в рабстве на юге Нигера. Сорок пять лет назад, когда ей было 15 лет, приехал богатый бизнесмен из-за границы в Нигерии и купил ее у хозяина ее семьи в качестве «пятой жены» или вахая.
«Мои родители не имели права голоса, — вспоминает она. «Я была всего лишь девчонкой, и он купил меня, как курицу на рынке. Когда я уезжала с ним, я плакала вместе с мамой».
В течение 15 лет Амаду жила со своим «мужем» на севере Нигерии, готовя и убирая для своих четырех «официальных жен, на которых он женился в соответствии с исламским законом, и их детей, одновременно работая на их полях и пася их скот.
Едва наевшись, она ела объедки семьи или воровала пригоршни зерна. Она убегала десятки раз, возвращаясь к своей семье в Нигер, но всегда была поймана и возвращена.
За эти проступки ее били палкой, и шрамы до сих пор носят на спине.
«Если бы я сбежал или не работал, жены и даже дети били бы меня», — говорит Амаду. «Это была жалкая ситуация. Я был худым, потому что всегда был голоден. Если мой муж покупал еду, он просто отдавал ее своим женам и детям. Я ничего не получил».
Мужчины с вахая часто имеют хорошие связи, и известно, что полиция закрывает глаза на эту практику. Али Бису
В конце концов Амаду сбежал, присоединившись к каравану погонщики верблюдов, которые перевезли ее через границу обратно в Нигер в изнурительном путешествии, которое заняло семь дней пешком. Там ее нашли активисты местной благотворительной организации Timidria, выступающей против рабства.
«Всякий раз, когда я вспоминаю об этом путешествии, я плачу, — говорит она. «У меня даже не было обуви».
Рабство имеет сложное наследие в Нигере. Много веков назад оно было широко распространено в западноафриканских королевствах, но, несмотря на несколько попыток его отмены, до сих пор глубоко укоренилось.
Французская колониальная администрация объявила рабство вне закона в 1905 году. Конституция 1960 года, когда Нигер получил независимость. Другие попытки последовали в 1999 и 2003 годах, когда был принят уголовный кодекс, который официально определил и криминализировал эту практику.
Тем не менее, по данным Anti-Slavery International и Timidria, в Нигере по-прежнему находятся десятки тысяч порабощенных людей; по некоторым оценкам, их число достигает 130 000 человек. Большинство из них являются потомками людей, порабощенных несколько поколений назад, живущих и работающих на земле своих предков-«хозяев», подобно крепостным в царской России.
Вахая — одна из самых распространенных форм рабства в Нигере. Это система, с помощью которой богатые мужчины и традиционные лидеры покупают девушек для секса и работы по дому всего за 200 фунтов стерлингов.
Сегодня вахая в основном практикуется в южном регионе недалеко от Нигерийскую границу Тимидрия называют «треугольником позора». Традиция позволяет мужчинам, имеющим не более четырех жен, разрешенных исламским законом, иметь наложниц, эвфемистически называемых «пятыми женами».
«Это форма торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации», — говорит доктор Бенедетта Росси, изучающая рабство в Нигере в Университетском колледже Лондона. «В исламе проституция и секс вне брака запрещены как грехи, поэтому существует спрос на женщин, готовых к отношениям, которые определенные группы считают законными с традиционной и религиозно-правовой точки зрения».
< класс p="dcr-xry7m2">Дети женщин, порабощенных как вахая, рождаются со свободным статусом. «Вы можете быть 70-летним мужчиной с четырьмя женами и вахая, который продолжает рожать сыновей и дочерей», — говорит Росси. «Это повышает ваш статус. Вы не просто занимаетесь сексом, вы производите наследников.
«Вы также производите бесплатную рабочую силу, потому что вахая постоянно работает — приносит воду, убирает, готовит, она делает работу, которую не могут делать свободные жены, потому что они должны оставаться дома».
Мужчины с вахая часто имеют хорошие связи, и полиция закрывает глаза на эту практику, иногда наказывая женщин, которые протестуют против их статуса, а не мужчин, которые поработили их, по словам Али Биссу, главы Тимидрия.
< p class="dcr-xry7m2">«Был случай в 2021 году, когда вахая восстала против официальной жены мужа и полиция отказалась вмешиваться; им было все равно», — говорит Биссу в своем офисе в Ниамее, столице Нигера. «Нам пришлось объяснять ситуацию в полиции — эта вахая незаконна. Есть даже много судей, которые об этом не знают».
Когда я был с ним, он часто бил меня. Он сказал, что владеет мной и может делать все, что захочет. Хадизату Мани
Компания Timidria, основанная в 1991 году, имеет офисы в каждом регионе Нигера и полагается на сеть добровольцев, помогающих выявлять жертв рабства. Он также посещает деревни, информируя порабощенных людей об их правах и помогая им возбуждать иски против своих поработителей. Он создал несколько центров для бывших рабов и их детей.
Эти усилия встретили жесткое сопротивление. Организацию обвиняют в мошенничестве и терроризме, а несколько ее сотрудников находятся за решеткой.
«Изменений очень мало», — говорит Биссу. «Даже сегодня, если вы посетите дом вождя в «треугольнике позора», вы обязательно найдете вахая. Лучшее, что мы можем сделать, — это продолжать повышать осведомленность о том, что это незаконно».
Хадизату Мани — один из бывших вахая, которым помогала Тимидрия. В 1996 году, когда ей было 12 лет, она была продана примерно за 250 фунтов стерлингов мужчине лет шестидесяти, который избил ее и заставил родить троих детей.
«Меня привезли на территорию моего нового мужа ночью, — говорит Мани. «Мне приходилось толкать просо, носить воду и работать на его ферме во время посевной и уборочной. Я не имел права сказать «нет». У меня не было выбора, кроме как подчиниться».
Она добавляет: «Когда я была с ним, он часто бил меня. Соседи просили его остановиться, но он отказался. Он сказал, что владеет мной и может делать все, что захочет».
В 2005 году, через два года после того, как новый уголовный кодекс Нигера объявил рабство уголовно наказуемым деянием, Мани получил свидетельство о свободе и освобожден мужчиной после 10 лет каторги.
Но когда она вышла замуж свободной женщиной, ее бывший хозяин подал на нее в суд, утверждая, что она его жена, и обвиняя ее двоеженства.
Судья, рассматривавший дело, вынес решение в пользу мужчины и приговорил Мани к шести месяцам тюремного заключения. «Это было невероятно, — говорит она. «Меня держали в переполненной камере, как преступника. Даже охранники извинились, но сказали, что делают то, что должны делать».
С помощью Timidria и Anti-Slavery International в 2008 году Хадизату передала свое дело в суд Экономического сообщества западноафриканских государств (Ecowas). Суд вынес знаменательное решение против штата Нигерия, который, по его мнению, нарушил собственные законы о борьбе с рабством, и присудил Мани компенсацию в размере 20 000 долларов США.
Тогда госсекретарь США Хиллари Клинтон и первая леди США Мишель Обама с Хадизату Мани после того, как она была названа одной из Международных отважных женщин в 2009 году в Вашингтоне. Фотография: Win McNamee/Getty
Год спустя, в 2009 году, Хадизату получила Международную премию «Женщины за отвагу» Госдепартамента США на церемонии в Вашингтоне вместе с Хиллари Клинтон и Мишель Обамой. В 2019 году Верховный суд Нигера наконец отменил приговор Мани за двоеженство и прямо запретил вахая.
«Я была так горда, так счастлива, потому что это означало, что многие женщины получат пользу, а не только меня, — говорит Мани. «Раньше у меня не было никаких прав; Я не мог сказать, чего хотел. Но с тех пор я могу работать, помогать себе и другим людям».
В отличие от Мани, Амаду решила не жениться на свободной женщине. Сегодня она живет с пятью другими бывшими вахая и их детьми. Вместе они руководят кооперативом, ткут соломенные коврики для сна и продают их на местном рынке.
«С нами обращались как с животными, — говорит Амаду. «Теперь мы свободны; мы живем как люди. Никто не говорит нам, что делать. У нас счастливая жизнь».
Подпишитесь на Her Stage, чтобы ежемесячно узнавать от замечательных женщин из развивающихся стран о важных для них проблемах:
Свежие комментарии