Ева и Хуан Перон приветствуют толпу с президентского балкона в Буэнос-Айресе, 1950 г. Фото: Getty
Излияние общественного горя после смерти в июле 1952 года Евы Перон, жены президента Аргентины Хуана Перона, было настолько сильным, что толпы людей угрожающе устремились к ее телу, когда его везли в здание Министерства труда. Более 20 000 человек получили лечение от травм, восемь человек погибли. Но это было только начало необычных, жестоких и зловещих подвигов, связанных с трупом этой вызывающей разногласия фигуры, как показывает новая драма Disney+, созданная Сальмой Хайек.
Санта-Эвита, мини-сериал, который создавался 10 лет, был назван другим исполнительным продюсером, Леонардо Арангибелем, «реалистичным вымыслом», хотя к нему можно было приклеить все виды жанровых ярлыков: политический заговор, ужасная медицинская драма, пост-MeToo расплата, рифф на «Проклятие мумии» или просто чистый ужас.
В значительной степени он основан на одноименном романе Томаса Элоя Мартинеса 1995 года, в котором так же сочетаются факты и вымысел; в сериале появляется персонаж-журналист, основанный на Мартинесе, Мариано Васкес. Книга была продана ошеломляющим тиражом в 10 миллионов экземпляров по всему миру, демонстрируя продолжающееся увлечение Евой Перон и тем, что на самом деле произошло с ее телом.
У нее был необыкновенный подъем от бесславного начала — она родилась незаконнорожденной и выросла в бедности и позоре — до первой леди Аргентины. Она заново открыла себя в Буэнос-Айресе как актриса, прежде чем взять на себя роль всей жизни: жены президента своей страны и жизненно важного инструмента пропаганды его режима. Она гастролировала по Европе, превознося достоинства Перона, а он, в свою очередь, дал ей прозвище «Духовный лидер нации». Многие почитали ее как революционную защитницу женщин и бедняков; другие видели в ней циничную знаменитость, прикрывающую жестокую фашистскую диктатуру.
Ева безуспешно лечилась от рака шейки матки, включая радикальную гистерэктомию и химиотерапию — первая в истории аргентинка, перенесшая последнюю. Она умерла в 20:25 26 июля 1952 года в возрасте 33 лет, и о ее кончине объявили по радио по всей Аргентине. Это, по крайней мере, мы знаем наверняка.
Но то, что произошло дальше, является источником лихорадочных спекуляций. В некотором смысле ее сила только росла после смерти. Как говорит Мартинес: «Ни один другой труп не значил для нации так много, как труп Евы Перон для Аргентины». Он получил взрывоопасную информацию от ряда осведомителей, в том числе сотрудников разведывательной службы, которая легла в основу его книги. Спустя десятилетия они хотели, чтобы правда стала известна.
Однако правда почти невероятна. Все начинается с того, что Хуан Перон заплатил невероятные 100 000 долларов врачу Педро Ара за бальзамирование тела его жены, заменив ее кровь глицерином, чтобы сохранить ее органы (которые обычно удаляются) и ткани — деликатный процесс, который занял несколько лет. Намеченный эффект был «художественно переданным сном». Нет никаких записей о том, что Ева просила это бальзамирование.
У Перона также были грандиозные планы выставить напоказ тело своей популярной жены, подпитать растущий миф вокруг этой святой фигуры и поощрить дальнейшее поклонение — и сохранить свое собственное правление. Он хотел построить памятник, который бы затмил Статую Свободы, с изображением descamisado (буквально «без рубашки» — члена рабочего класса и ярых сторонников Перонов). Тело Евы будет помещено в стеклянный гроб у основания памятника, как тело Ленина в Москве.
Но прежде чем он смог завершить проект, Перон был свергнут в результате переворота и бежал за границу, оставив тело Евы. «Эта женщина», как называла ее фракция противников Перона, теперь была их проблемой и по-прежнему опасным громоотводом для потенциальных революционных действий. Как пишет Мартинес, новый режим опасался, что повстанцы планируют украсть тело, погрузить его в лодку, полную цветов, переправить по реке и использовать для разжигания восстания.
Ева и Хуан Перон в 1951 г. Фото: Беттманн
Вице-президент приказал заставить тело исчезнуть. «Преврати ее в мертвую женщину, как и любую другую». Но как? Ее нельзя сжигать; тело должно быть погребено в христианской земле, так как она совершила последнюю исповедь и умерла в благодати Божией.
Полковнику Карлосу Эудженио де Моори Кенигу было поручено выполнить эту ужасную задачу. Он изучал отчет бальзамировщика, пытаясь решить, как лучше поступить, и здесь Мартинес передает причудливую фетишизацию тела Евы. Полковник прочитал, что кожа Эвиты выглядела такой же подтянутой, как у 20-летней, и что хотя ее тело теперь было наполнено формальдегидом, парафином и хлоридом цинка, оно пахло миндалем и лавандой. В ней была такая неземная прелесть, что муж даже пытался целовать ее в губы, словно чтобы разбудить ее, как Спящую красавицу.
Полковник выследил бальзамировщика Ара и потребовал выдать тело. «У кого есть женщина, у того страна на ладони», — заявил полковник. На самом деле таких могущественных символов уже было больше одного. Мать Евы, Донья Хуана, вспоминала кошмарный момент, когда Ара показала ей жуткого близнеца трупа ее дочери, лежащего на плите, другого, развалившегося на черных бархатных подушках, и третьего, сидящего в кресле, видимо, читающего открытку.
Ара с гордостью рассказал перепуганной женщине, как он и итальянский скульптор сделали копии из воска, винила и стекловолокна с несмываемой краской для вен. Когда военные пришли забрать тело, Ара планировал отдать им копию, а настоящую оставить себе. Он предложил скорбящей матери копию похоронить. Ее лаконичный ответ: «Иди к черту».
Полковник тем временем начал получать угрозы: зловещие телефонные звонки и незнакомцы, приходящие в дом, предупреждающие его оставить «сеньору» в покое. Но он выстоял, похоронив три копии в одинаковых гробах в разных местах Буэнос-Айреса и поместив настоящую Еву в грузовик, припаркованный рядом со зданием разведки под охраной. Но вскоре ее нашли поклонники и начали оставлять цветы и свечи.
Аргентинцы оплакивают смерть Евы Перон в 1952 году. Алами
По словам Мартинеса, тело перемещали по нескольким военным объектам: кладовым, батальонным подвалам, столовым. Также она проводила время на городских водопроводных станциях и за экраном в кинотеатре «Риальто»: своеобразное возвращение в кино для бывшей актрисы.
Ее следующее пристанище — хотя и не совсем спокойное — было у майора Арансибиа, который стал одержим Евой. Ужасающие сообщения предполагают, что он сексуально осквернил его, и что когда его обнаружила его беременная жена Елена, он выстрелил ей в горло. Его защита заключалась в том, что он принял ее за грабителя. Сестра Елены Марго показала военному судье, что на теле были «ужасные пятна, бог знает какая грязь»: «Эдуардо был с трупом все эти недели». Дело замяли.
Труп Евы возобновил свое кочевое скитание с твердым условием, что его следует держать подальше от здания разведки, но полковник — к настоящему времени, по словам Мартинеса, сведенный с ума своей задачей и охваченный некрофильской страстью — снова завладел телом. тело. В ярости, отругав Еву за то, что она не ответила на его любовь, он приказал своим офицерам помочиться на нее. Он также отрубил ей один палец, чтобы доказать, что это был настоящий труп. Полковника посадили.
А тело Евы? В конце концов правительству удалось тайно вывезти ее из страны — предположительно с тайной помощью Ватикана — и в 1971 году она была обнаружена в Милане, похоронена стоя под вымышленным именем Мария Магги де Магистрис. Тело было эксгумировано и доставлено в дом Хуана Перона в Испании, где он хранил его на обеденном столе. Его новая жена Изабель каждый день усердно расчесывала волосы Евы, и Хуан даже поощрял ее лежать рядом с Евой в надежде, что она сможет впитать в себя немного магии харизматичной богини.
После экстраординарного возвращения Перон вернулся в Аргентину в 1973 году и снова был избран президентом. Когда он умер в 1974 году, его сменила Изабель, и именно она приказала репатриировать тело Евы и выставить его вместе с телом ее мужа, хотя она сделала это в основном для того, чтобы успокоить террористическую группу Монтонерос, укравшую труп бывшего диктатора Педро Эудженио Арамбуру. и держала его в заложниках, пока она не выполнила их требования.
Даже тогда странные происшествия продолжались. Двое гражданских гвардейцев, которые вынесли тело Евы из могилы в Мадриде, поссорились из-за карточного долга, выстрелили друг в друга и разбились. Фургон загорелся, и оба погибли, хотя гроб не пострадал.
Ева Перон лежит в госпитале в Министерстве труда. Кредит: AP
Затем, в 1976 году, тело Евы перевезли из президентской резиденции в Оливосе в мавзолей ее семьи на кладбище Реколета. В машине скорой помощи, перевозившей его, находились двое солдат с винтовками с примкнутыми штыками. У водителя скорой помощи случился сердечный приступ, а во время резкой остановки солдаты случайно перерезали друг другу яремные вены штыками. Их нашли в луже крови.
Однако долгое путешествие Евы закончилось. Ее поместили в укрепленный склеп на пять метров под землю, в мраморную гробницу с люком в полу, ведущим в комнату с двумя гробами, а затем второй люк, ведущий к настоящему гробу Евы.
Но легенда живет. Хотя Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс воздержались от рассказа об этом странствующем трупе в своем мюзикле «Эвита», она была смачно рассказана в чрезвычайно жутком фильме Пабло Агуэро 2015 года «Ева не спит» с Гаэлем Гарсией Берналем в главной роли. Теперь версия Мартинеса достигнет новой аудитории через сериал Disney+. Он сделал смелое заявление, что это указывает и на нечто большее: на давнюю «склонность Аргентины к некрофилии». Но, конечно же, ничто не может сравниться с глубокой потусторонностью тела Евы — будь то почитаемое или жестокое, рассматриваемое как небесное святое или проклятое чудовище.
Алехандро Мачи, один из режиссеров нового сериала о Санта-Эвите, также намекнул на актуальный уклон гендерной политики. «Это женщина, которую извращенным образом присваивает бесчисленное количество мужчин, все военные. Теперь это часть нашего современного разговора». Так же, как и более глубокое понимание символической силы красивой, известной женщины, которая умерла молодой – и, в случае с Евой, застыла во времени физически, а не только в нашей коллективной памяти. По мере того, как ее жизнь и загробная жизнь сенсационно драматизируются в еще одной форме, Ева Перон снова восстает.
Свежие комментарии