Роджер Федерер (слева) и Род Лейвер очень сблизились за эти годы. Фото: GETTY IMAGES
В спорте все еще есть фигура, которой восхищается даже Роджер Федерер. В свои 84 года Род Лейвер живет в самом утонченном царстве, его статус единственного игрока, когда-либо дважды выигравшего турнир Большого шлема в календаре, сделал его в теннисе «Родом-Богом». Ощущение его высокого положения бросается в глаза уже в момент знакомства с ним. Здесь, в отеле Intercontinental в Гринвиче, пока Стефанос Циципас позирует для селфи в вестибюле, а Бьорн Борг завтракает со своей женой Патрисией, декорации для этого интервью были заложены за VIP-веревкой.
Для Лейвера необычно даровать такую аудиенцию. В конце концов, его репутация опережает его до такой степени, что он может поднять уровень любого турнира, просто появившись. Как сказал ему Федерер на фоне всего плачущего театра своего прощания на арене O2 по соседству: «Спасибо, что всегда был рядом». Федерер, по его собственному признанию, боготворит Лейвера. Он плакал на плече, когда «Ракета» вручила ему трофей Открытого чемпионата Австралии по теннису в 2006 году. Десять лет спустя он придумал Кубок Лейвера, самое роскошное командное соревнование в игре, в его честь, провозгласив своего кумира «для меня величайшим из всех». время».
«Я горжусь тем, что он так относится к прошлым чемпионам, — говорит Лейвер, ныне близкий друг Федерера. «Мы с Роджером сразу же нашли общий язык — эта связь была тем, чего мы оба хотели. Он настолько широко раскрыт как персонаж, что я до сих пор помню нашу первую встречу. Тони Рош, мой давний соперник, тренировал Роджера по механике игры с лета. На этом этапе он все еще был бейслайнером, но Тони чувствовал, что хочет чаще выходить в сетку. Он тоже думал, что нас двоих надо представить, но на вручении трофеев в Мельбурне Роджер сломался. Было удивительно наблюдать, как все изменилось с тех пор».
Роджер Федерер плакал, получив свой титул на Открытом чемпионате Австралии по теннису 2006 года от Рода Лейвера. Фото: GETTY IMAGES
Немногие моменты оставили более неизгладимый след, чем душераздирающее прощание Федерера на берегу Темзы, которое превратило уходящую икону в такое рыдающее крушение, что ему нужно было возьмитесь за руку Рафаэля Надаля, чтобы успокоиться.
«Не так уж много людей уходят на пенсию таким образом, — говорит Лейвер. «Я играл Бьорна Борга, когда мне было 38. Я не объявлял, что это мой уход, но было очевидно, что я подходил к концу. У Роджера была такая долгая и успешная карьера, что он знал, что хочет, чтобы было что-то, где он четко сказал: «Хорошо, этого достаточно». Что он собирается делать в будущем, можно только догадываться. Его пути открыты повсюду. Он мог бы стать кинозвездой».
Это не так уж надуманно, учитывая, что Федерер уже объединил усилия с Робертом Де Ниро и Энн Хэтэуэй, чтобы снимать рекламу швейцарского туризма. Но в Лондоне именно Лейвер получает самое щедрое голливудское обращение. За кулисами O2 находится VIP-зона под названием «Ракетный клуб», обставленная гигантскими черными драпировками и портретами Лейвера, выигравшего каждую из своих 11 основных корон в одиночном разряде. Довольно дорого, как говорится, для человека, который совсем не высокомерный тип. Ближе всего к восхвалению собственных достоинств он подошел после инсульта в 1998 году, когда американский врач спросил, чем он зарабатывает на жизнь. «Теннисистка», — ответил он хрипло. «Раньше я был довольно хорошим».
Он слегка поражен почтением, которое он продолжает вызывать. Дело не только в том, что Федерер отдал экстравагантную дань уважения через Кубок Лейвера, но и в том, что Открытый чемпионат Австралии по теннису назвал свою главную спортивную площадку в его честь, когда ему было всего 60 лет. «Я думал, они шутят, — смеется он. «Тот факт, что я был жителем Квинсленда, означал, что правительство Виктории должно было дать особое разрешение. Тогда я подумал: «Это становится больше, чем я себе представлял».
У Лейвера не было мании величия, когда он рос в Рокхэмптоне 1940-х годов, в глубине Квинслендского буша, где даже главные дороги были не зачищены, а его упорный отец-животновод сам лечил любые производственные травмы. Это отсутствие суеты вкупе с природной застенчивостью отразилось на его отношении к теннису. «Я позволил своему рэкету говорить за себя», — объясняет он. «Как я понял, вам не нужно было представляться людям. Я просто бью по теннисным мячикам. Роджер немного в том же духе. Он играет в эту игру, потому что любит ее. Вы можете сказать, как он будет пробовать что-то особенное, пока не доведет его до совершенства. Я сделал то же самое.
«С ракеткой, которую я использовал, Dunlop Maxply, нужно было иметь идеальное время, чтобы отразить удар. Вот почему моя игра хорошо зарекомендовала себя в любительском мире. Немногие люди могли бы использовать деревянную ракетку с такой способностью. Пока я упорствовал, я внезапно освоил верхнее вращение. Мой тренер Чарли Холлис сказал мне: «Ты никогда не выиграешь Уимблдон с тонким ударом слева». Ты должен научиться придавать мячу верхнее вращение». Таковы были кривые обучения. Ни один другой левша не научился отбивать топспины слева. Это подняло меня на другой уровень, чуть выше».
Лейвер выиграл четыре титула Уимблдона за свою заслуженную карьеру. ПОЛУЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ
История судит его еще более благосклонно. Сегодня 198 титулов Лейвера в одиночном разряде представляют собой величайший личный успех из всех. В 1962 году он был настолько безоговорочно доминирующим, что не только выиграл все четыре крупных турнира, но и выиграл еще 18 других турниров. Когда семь лет спустя он повторил свой подвиг как профессионал, Аластер Мартин, председатель Теннисной ассоциации США, сказал на корте в Форест-Хиллз: «Я абсолютно косноязычен. Это твой второй турнир Большого шлема. Вы вполне можете быть лучшим игроком, которого мы когда-либо видели».
Лейверу никогда не нравилось кружить голову шумихой. Даже закрепив это тотемное достижение, победив «Рош» в четырех сетах в финале Открытого чемпионата США, он избегал всякой театральности, пожимая руки мальчикам с мячом и тихо потягивая стакан воды. Почти совершенство, по его мнению, было предпосылкой для амбиций, которые он ставил перед собой.
«В любительском мире победа на Уимблдоне была самым важным моментом в чьей-либо карьере, — размышляет он. «Это была цель. Я знал, что должен научиться играть на траве, понимать давление, играть в любых ситуациях. Вот как я стал лучше благодаря той интенсивности, которая была во мне самой. Ты учишься работе ног, ты смотришь на мяч немного внимательнее, и ты должен уметь каждый раз бить по центру ракетки, а не только один раз из 10».
«Ник Киргиос этого не сделал. думаю, что он мог бы выиграть Уимблдон '
Сдержанность была в основе его характера. Как заметил Федерер в предисловии к своим мемуарам: «Род ведет себя с милой скромностью». Это иллюстрирует, почему он нашел Джимми Коннорса таким раздражающе резким, и почему отвратительное поведение Илие Нэстасе, называвшего Лейвера «стариком» через сеть в их матчах середины семидесятых, вывело его из себя. «Ты позор», — возмущался Лейвер в Цинциннати. «Я больше никогда не буду играть против тебя».
«Все дело в моей любви к спорту, — вспоминает он. «Илие был невероятным игроком, но вы ничего о нем не знали. Ему нравилось играть в теннис, когда он был молод? Отсюда ваш макияж. Может быть, вы можете быть в плохом настроении и швырять свою ракетку. Многие игроки так делают. Я этого не делал, потому что у меня было только две игры».
Как арбитру теннисного этикета, интересно узнать, что Лейвер делает со своим соотечественником Ником Киргиосом, самым современным мусорщиком ракеток. На протяжении многих лет вы чувствовали, как он пытается прикусить язык по поводу этого «ужасного ребенка», игрока, который и по поведению, и по темпераменту является его диаметральной противоположностью. Только после одного особенно драматического срыва в 2019 году он пожаловался: «Я не думаю, что Ник когда-нибудь научится». Но в этом году шокирующая победа Киргиоса в финале Уимблдона побудила его смягчить свой вердикт.
«Киргиос обладает всеми способностями в мире, каждым ударом, который только можно пожелать сделать», — утверждает Лейвер. «Он, наверное, один из самых больших серверов в игре. Он точен, может играть под давлением. Я был в восторге от того, что он вышел в финал, но он не думал, что сможет выиграть Уимблдон. В уме я сказал: «Эй, покажи свою лучшую игру. Вы можете удивить себя». Месяц или два спустя я сказал: «Вы можете выиграть некоторые из этих матчей. Почему бы тебе не применить себя, мужик?»
«Думаю, это задело его за живое. Он понял: «С…, я достаточно хорош, я могу сделать это». Это было величайшее событие, которое с ним случилось. К сожалению, он сказал, что хочет вернуться в Австралию и не играть в Кубке Лейвера. Но он знает, что теперь может играть и соревноваться. Не ходите по корту, думая: «Если я получу три игры, этого будет достаточно». Теперь он думает: «В следующем году? Уимблдон? Вы увидите другого игрока».
Лейвер — фанат австралийца Ника Киргиоса. Фото: SHUTTERSTOCK
Что касается умственной силы, атрибута, который Киргиос изо всех сил пытался приобрести, Лейвер установил золотой стандарт. Холлис был самым требовательным надсмотрщиком, следившим не только за тем, чтобы его лучший ученик имел образцовую форму, но и за тем, чтобы он никогда не становился заложником самодовольства. Даже на своем слэме по возрасту 53 года назад его наставник прислал сообщение: «Поздравляю. Теперь сделай это снова». Эта психологическая сталь, по словам Лейвера, была жизненно важным элементом его превосходства. «В любительских соревнованиях Рой Эмерсон был единственным, кто собирался победить меня. Мне нужно было присоединиться к миру профи в самом низу, и я понимал, что мне придется привести свою игру в порядок, чтобы играть без ошибок. Я показал, что способен на это».
Для этого поколения великих мужских игроков подражание Лейверу как «слэммеру» оказалось труднодостижимым. Федерер выиграл три мейджора за три разных сезона, но никогда не выигрывал четыре. Наклон Надаля в этом году сохранялся до полуфинала Уимблдона, где ему помешала травма. Сближение с Новаком Джоковичем было самым мучительным из всех, когда сербу отказали в смерти в Нью-Йорке Даниила Медведева. Лейвер, наблюдавший за тем днем на стадионе имени Артура Эша, уже видел все это раньше.
«В 1956 году Лью Хоуд был на последнем этапе своего турнира Большого шлема, — вспоминает Лейвер. «Мне было 18. У него все было на ракетке на Открытом чемпионате США, и он был готов довести дело до конца. Когда он играл в лучшем виде, рядом с ним никого не было. К сожалению, Лу думал: «О, я просто пойду туда и буду играть так хорошо, как смогу». Я подумал: «Нет, ты пойдешь туда и выиграешь эту чертову вещь». принять это. Ему нужно было больше».
«Выиграй чертову вещь»: это могло бы также быть эпитафией для самого безжалостного чемпиона, которого когда-либо знал теннис. Под маской доброго старшего государственного деятеля скрывается менталитет альфа-самца. Прощаясь, Лейвер улыбается и пожимает мне руку. Хватка, как и подобает человеку, чье левое предплечье было известно размером с руку Рокки Марчиано, надежно крепка, как никогда.
Свежие комментарии