Стив Мартин и Джон Кэнди в фильме «Самолеты, поезда и автомобили». его давним приятелем-продюсером Томом Джейкобсоном — «локомотивом» кинобизнеса. Мастер молодежных фильмов, в том числе «Клуб завтраков», «Красотка в розовом» и «Выходной день Ферриса Бьюллера», сценарист, режиссер и продюсер был современным голливудским автором.
У него была репутация трудного и оптимистичного человека, и он был известен тем, что без предупреждения исключал сотрудников из своего ближайшего окружения. «Джон был непостоянным», — говорит Тарквин Готч, музыкальный руководитель, которого Хьюз бесцеремонно уволил — только для того, чтобы позже вернуть его, чтобы управлять Hughes Entertainment. — Ты был его лучшим другом и вдруг им стал. Такова была природа человека. У вас не может быть великих вещей без художественного темперамента».
Когда Иеремия С. Чечик поставил «Рождественские каникулы» National Lampoon, Чечик обнаружил, что влияние Хьюза сделало его могущественным творческим союзником. Чечик сравнивает Хьюза с «900-фунтовой гориллой», которая будет бороться за свой угол с руководителями Warner Bros. «Если у меня были проблемы со студией, — говорит Чечик, — или если они не соглашались с моим подходом и говорили: «Вы должны изменить это», я всегда говорил: «Абсолютно, без проблем! Я просто поговорю с Джоном…”
Подростковые фильмы дали Джону Хьюзу его влияние и репутацию, но его праздничные фильмы были столь же определяющей частью его всеамериканского творчества: они полны душевных чувств, семейных ценностей и этого радостного баланса смеха и слез.
Разумеется, все основные элементы рождественского фильма и все составляющие успеха праздничных хитов Хьюза: «Рождественские каникулы», которые обязательно нужно смотреть каждый декабрь; «Один дома» — совершеннейший из когда-либо снятых семейных фильмов; и «Самолеты, поезда и автомобили», который, хотя и установлен как День Благодарения, а не Рождество, настолько прекрасен, что это, вероятно, самый сильный аргумент в пользу празднования Дня Благодарения в Великобритании — просто потому, что у нас есть достойный повод смотреть его каждый год.
«Самолеты, поезда и автомобили» был переиздан на совершенно новом 4K Blu-ray, который включает более часа ранее не публиковавшегося материала и удаленных сцен, недавно обнаруженных в архивах Джона Хьюза.
Уроженец Среднего Запада, Хьюз вырос между пригородами Гросс-Пойнт, Детройт и Норт-Шор недалеко от Чикаго. Он работал креативным директором в рекламном агентстве и писателем-фрилансером в Playboy, прежде чем устроиться писателем в чрезвычайно влиятельный журнал National Lampoon Magazine.
Как отмечается в книге Кирка Ханикатта «Джон Хьюз: жизнь в кино», фильмы Хьюза были наполнены автобиографическими подробностями. Планы этажей всех домов в его фильмах выглядели одинаково — двери открывались на лестницы с большими комнатами по обеим сторонам, по-видимому, как собственный дом Хьюза в Чикаго — и его рассказы часто происходили в вымышленном городе Шермер, штат Иллинойс, на основе пригородах, где он вырос.
Фильмы были посвящены жизненным событиям и вехам: отпуск, семейные посиделки, дни рождения, выпускной бал, рождение детей. Но снимать фильмы для праздников было также мудрым деловым решением. Как вспоминает Тарквин Готч: «Раньше он смотрел «Эта замечательная жизнь» и говорил: «Это на каждое Рождество, мне нужно такое!» Джон пришел из рекламы, так что это не было совпадением. Это было продумано и спланировано – очень сознательное решение. Он был умным человеком».
«Самолеты, поезда и автомобили», который вышел в кинотеатрах 25 ноября 1987 года, является семейным рождественским фильмом во всех отношениях, кроме календарного. «Иногда мне приходится останавливаться и вспоминать, это рождественский фильм или нет?» — смеется Дженнифер Кэнди, дочь Джона Кэнди.
По мере того, как идут комедии для друзей, «Самолеты, поезда и автомобили» — это, ну, в общем, много миль впереди — история встревоженного семьянина Нила Пейджа (Стив Мартин), который сталкивается с болтливым, великодушным продавцом колец для занавески для душа Дель Гриффит (Джон Кэнди ), когда Нил едет домой в Чикаго на День Благодарения.
Автор книги «Самолеты, поезда и автомобили» Джон Хьюз. Фото: getty
Дель Кэнди — член семьи, которого Нил никогда не хотел и не просил (и разве мы все не должны терпеть одного из них в течение сезона, чтобы якобы быть веселыми?). Но динамика сноба против неряхи перерастает в нечто глубоко интимное, отмеченное самой забавной постановкой фильма, когда пара вынуждена делить кровать в мотеле и просыпаться на следующее утро, прижавшись друг к другу, с рукой Дель, зажатой между двумя подушками. — Это не подушки! — кричит Нил, когда они вскакивают с кровати и компенсируют это каким-то мужественным постулатом. «Видите игру «Медведей» на прошлой неделе? Офигенная игра!»
«Самолеты, поезда и автомобили», пожалуй, самый впечатляющий из всех фильмов Джона Хьюза. Эмоциональный удар под дых, раскрытый в конце, заключается в том, что Дел — бездомный вдовец, бесконечно путешествующий, но ему некуда идти. Звучит банально по меркам 2022 года, но если вы не в восторге от трели баллады восьмидесятых Every Time You Go Away, которая звучит в конце, когда Нил ведет Дел домой на ужин в честь Дня Благодарения, ваше сердце морозный, как снежная корка, покрывающая праздничные фильмы Хьюза.
Это доказательство того, что немногие кинематографисты понимали эмоциональную силу хорошо поставленной поп-песни, такой как Джон Хьюз. «Мы сидели в его офисе, а он запускал фильм и говорил: «Мне нужно кое-что здесь и здесь», — вспоминает Готч, который работал в отделе звукозаписи и управлял группами, прежде чем присоединиться к Хьюзу в качестве музыкального руководителя. «Джон всю чертову ночь пил кофе и курил сигареты, и мы пробовали разные песни на картинке. Ему нравилось это творческое настроение. Всякий раз, когда он что-то выбрасывал, вы не были рабыней, но он всегда был прав. Он придумал «О, да» в «Феррисе Бьюллере», и я подумал: «Черт возьми, вот и все, у тебя все получилось, Джон… Я просто пойду и займусь чем-нибудь другим!»
Самолеты, поезда и автомобили — это также фильм, положивший начало тесному комедийному сотрудничеству и связи между Джоном Хьюзом и Джоном Кэнди.
Стив Мартин и Джон Кэнди в фильме «Самолеты, поезда и автомобили». Фото: Alamy
«Я могу подтвердить, что они были родственными душами», — говорит Том Джейкобсон, продюсировавший несколько фильмов Хьюза. «Они связаны — их комедийный стиль, стиль диалогов, способность Джона Кэнди вживаться в персонажей. Джон Кэнди всегда читал сценарий голосом Джона. Я помню моменты из «Дяди Бака», которые были такими вдохновляющими. Джон сидел прямо перед камерой и просто пролистывал весь журнал, говорил: «Сделай это еще раз» и просто бросал строки Джону Кэнди. Это было похоже на импровизацию, на которую было очень весело смотреть. Что бы вы ни бросили Джону Кэнди, он мог взять это и отыграть. У них была настоящая симпатия».
Это видно из вновь открытого материала, включенного в новый Blu-ray «Самолеты, поезда и автомобили» — альтернативные версии сцен из фильма, в которых Стив Мартин и Джон Кэнди обмениваются совершенно разными диалогами.
«Мой папа был семейным человеком, и Джон Хьюз был очень похож на него, семья была важна», — говорит Дженнифер Кэнди, которая появилась в Chowchilla, короткометражной комедии, написанной ее братом Крисом Кэнди. «Наши семьи собирались вместе, и мы с братом тусовались с детьми Джона. Мой папа и Джон просто поняли друг друга — они шутили, подшучивали взад и вперед и заканчивали предложения друг за друга. Не все в Голливуде находят эту связь. Но даже несмотря на то, что они работали вместе, они не привносили свою работу в семейную жизнь — когда мы тусовались вместе, это было похоже на другую часть нашей большой семьи».
Джон Кэнди — особенно в «Самолетах», «Поездах» и «Автомобилях» — стал сердцем и душой фильмов Джона Хьюза той эпохи. По мере того, как Хьюз превращался из подростковых фильмов во взрослые семейные комедии, Кэнди олицетворяла юношеский дух, который был столь ключевым в ранних фильмах Хьюза, неизменно играя персонажей, которые были детскими, неуклюжими, добродушными и невинными — часто стояли рядом с другие, более циничные взрослые. «Многие персонажи моего отца были его частью, — говорит Дженнифер. «В характере была правда — правда и реальность. Он принес что-то интересное».
После «Самолетов, поездов и автомобилей» Джон Хьюз и Джон Кэнди вместе работали над фильмами, в том числе «Дядя Бак» и «Великая природа». Не рождественские фильмы, но все же очень много о семье. И если вы не посмотрели хотя бы один из этих фильмов на ITV2 в этот праздничный сезон, вы делаете Рождество неправильно. Кэнди также появилась в 1990-х годах в фильме «Один дома» по сценарию Хьюза и режиссеру Крису Коламбусу.
«До «Один дома»» были «Рождественские каникулы Национального Пасквиля», третий фильм из серии Чеви Чейза — после все еще очень забавных «Каникулов» 1983 года и гораздо менее забавных «Европейских каникул» 1985 года — о случайных злоключениях Кларка Гризуолда, серьезного, но серьезного человека Чейза. — папа на грани.
Оригинальный фильм был основан на рассказе «Каникулы 58», написанном Хьюзом для журнала National Lampoon Magazine; Точно так же «Рождественские каникулы» были основаны на рассказе Хьюза «Рождество 1959».
Кларк пытается устроить идеальное семейное Рождество, но его преследует череда бедствий, в том числе неожиданное прибытие придурка из трейлерного парка кузена Эдди (которого с идиотским гением играет Рэнди Куэйд). Но еще хуже: бонусный чек, которого ждет Кларк, чтобы покрыть стоимость Рождества, так и не приходит.
«Было своего рода хорошее творческое напряжение, — вспоминает продюсер Том Джейкобсон. «Потому что Чеви был большой кинозвездой в то время, а Джон был крупным продюсером. Я думаю, что Джон работал над этим немного иначе, чем над своими фильмами, где он был абсолютным автором. Им пришлось вернуться и обсудить вещи в сценарии. Но они справились».
Хотя в «Рождественских каникулах» больше шуток, чем обычное сочетание нежного смеха и душераздирающих шуток Хьюза, в «Рождественских каникулах» действительно есть резонирующие чувства, скрывающиеся за шутками. Борьба с обязанностями отцовства — от кормильца и соответствия имиджу всеамериканского патриарха до разделки индейки и установки внешнего освещения — тяжелое положение Кларка делает «Рождественские каникулы» идеальным праздничным фильмом для пап. Сам Джон Хьюз был молодым отцом — «Он познакомился со своей женой в колледже, а дети у него были в начале 20-летнего возраста, — говорит Том Джейкобсон, — что было необычно для парня, снимающегося в кино». Средний Запад.
The Griswolds: The National Lampoon's Christmas Vacation
«Создание Кларка Гризуолда появилось из личной памяти Джона, сборника отцов со Среднего Запада», — говорит Джейкобсон. «Джон был прекрасным наблюдателем, как и любой великий писатель. Он взял этот мир вокруг себя и использовал его, чтобы вдохновить себя».
После прочтения сценария Хьюза Джеремайя Чечик вернулся к классическим режиссерам комедий, чтобы найти то, что он описывает как «роквелловский среднеамериканский стиль. ” «Я изучал многих своих предков, — говорит он. «Билли Уайлдер, Престон Стерджес, Ховард Хоукс… Я всерьез начал понимать, почему их фильмы так и остались».
Хьюз был невнимателен к постановке, занят съемками другого фильма, и дал Чечику творческую свободу. «Он посмотрел на монтаж и сказал: «Понял, фильм твой, это фантастика», — вспоминает Чечик. «Я сильно изменил конец во время сведения. Я позвонил Джону и сказал, что хочу сократить минутку, а он просто сказал: «Сделай это, сделай это, сделай это».
«Рождественские каникулы» вышли 1 декабря 1989 года. Чечик признается, что сначала не обратил особого внимания. «Я просто подумал: «Да, это рождественский фильм, он должен подойти!» — смеется он. Так было до тех пор, пока Чеви Чейз не взял его на просмотр фильма с платной аудиторией и не привел с собой легенду американской комедии Джеймса Л. Брукса. «Я испугался, — говорит Чечик. «Я знал, что Чеви понравится, но Джеймс Брукс? Он был для меня наставником. Сидеть рядом с ним и видеть, как он впадает в истерику, было настолько приятно, насколько это возможно для молодого режиссера».
Тридцать три года спустя — и даже при просмотре каждый декабрь — «Рождественские каникулы» все еще безумно забавны. Как Кларк Грисволд, Чеви Чейз никогда не был лучше. Посмотрите на его оптимизм с резиновым лицом, когда он тащит семью по снегу высотой по пояс, чтобы найти и срубить идеальную рождественскую елку (но забывает взять с собой пилу); его резкий, как бритва, момент, когда он оскорбляет своих соседей-яппи (включая Джулию Луи-Дрейфус до Сайнфельда); и его неизбежное погружение в разглагольствовающее праздничное безумие («Аллилуйя, святое дерьмо!»).
Джон Кэнди в Дядя Джона Хьюза Бак. Автор: Alamy
А еще есть кузен Эдди в белых мокасинах, с металлической пластиной в голове, из-за которой он мочится и забывает свое имя каждый раз, когда включается микроволновка, и его беспечная тупость. «Эй, дети, я слышал в новостях, что пилот самолета заметил сани Санты по пути из Нью-Йорка», — говорит Кларк за рождественским столом. — Ты серьезно, Кларк? — отвечает Эдди.
Рождественские каникулы стали первым рождественским хитом Хьюза. Вышедший в следующем году «Один дома» стал самой кассовой комедией всех времен.
Джон Кэнди появился в роли Гаса Пулинкси, «короля польки Среднего Запада», который переправляет отчаявшуюся мать Кэтрин О'Хара обратно в Чикаго, где Кевин Макаллистер в исполнении Маколея Калкина, хм, находится дома один и защищает свой дом от двух грабителей — его играют Славные парни. эры Джо Пеши (Бог знает, что бы он сделал с Кевином, если бы действительно поймал его) и Дэниела Стерн.
Если «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры определила классику Рождества для бэби-бумеров золотого века Голливуда, то «Один дома» сделал это для поколения миллениалов: почти катастрофические рождественские праздники, спасенные сказочным духом Рождества, заразительной благотворительностью и куча американского шмальца.
«Мы были просто потрясены успехом, — говорит Тарквин Готч, исполнительный продюсер «Один дома». «Мы очень волновались, когда делали предварительный просмотр. Если смотреть, то около двух третей фильма ничего не происходит! Настроек очень много. Только на полпути мошенники пытаются проникнуть в дом, и начинается фарс. Смотреть превью было неудобно, потому что до середины не было большого смеха. Но потом начался смех, который никогда не прекращался».
«Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке» последовал в 1992 году. Очевидные наблюдения о правдоподобности в стороне (к настоящему времени Макаллистеры должны быть расследованы социальными службами за пренебрежение; и грабители были бы десять раз убиты смертоносными минами-ловушками Кевина) «Один дома 2» уступает только потому, что занял второе место. Это почти сцена за сценой повторения первого фильма, но формула снова работает, с усиленным фарсом.
Джон Хьюз также написал ремейк 1994 года «Чудо на 34-й улице», который Тарквин Готч описывает как один из «культовых» фильмов Хьюза: коммерческая недвижимость, в том числе живые версии фильмов «101 далматинец» и «Деннис-угроза» ( американская версия), над которой Хьюз в основном работал позже в своей карьере.
«Для меня «культовые» фильмы — наименее успешные из его работ, — говорит Готч. «Я думаю, его гениальность заключалась в том, чтобы снимать фильмы об обычных людях. Он был Фрэнком Капрой для белого среднего класса из пригородов Америки в 1980-х».
Подростковые фильмы Хьюза были сентиментальными, но редко болезненными. В них есть некая магия, они с таким пониманием передают неловкость и романтизм подростковой жизни, что становятся частью самой подростковой жизни. Влюбиться в клуб «Завтрак» было как обряд посвящения для целого поколения подростков. Точно так же праздничные фильмы Джона Хьюза настолько блестяще отражают традиции, дух и семейную динамику праздничного сезона, что также стали его частью. В конце концов, разве это даже Рождество, если вы не смотрели «Рождественские каникулы» и «Один дома»?
Хьюз внезапно скончался от сердечного приступа в 2009 году в возрасте всего 59 лет. классические произведения, которые Джереми Чечик изучал перед тем, как сделать «Рождественские каникулы».
«Я думаю, это потому, что они в своей основе гуманистичны, — говорит Чечик. «Это человеческие драмы, и они как бы подкреплены комедией. Я думаю, что в его работах есть настоящий смысл трагедии — вот что так интересно. В «Один дома» вы случайно оставили своего ребенка дома одного?! А Отпуск, который является отчаянием человека, пытающегося доказать, что он достоин с точки зрения возможности позволить себе вещи, когда его зарплата разрывается на части его боссом? Это фундаментальные трагедии, которые очень и очень забавны».
Самолеты, поезда и автомобили уже доступны на 4K Blu-ray
Свежие комментарии