«Удивительный Морис» появится в кинотеатрах в пятницу. Фото: Sky UK
«Это произошло в отеле Palace в Сан-Франциско», вспоминает Роб Уилкинс, бывший помощник покойного Терри Пратчетта, а теперь исполнитель его литературного имущества. «Мы были в баре Крысолов, пили местное пиво, смотрели на картину, которая у них есть [Гамилинский Крысолов Максфилда Пэрриша, изображение знаменитой народной сказки], и он вдруг сказал: «Вы знаете, что это была всего лишь афера, не так ли?».
«Я спросил его, что он имеет в виду, и он сказал: «Крысолов». Это была афера», и он начал рассказывать мне историю [кота по имени] Удивительный Морис. Мы начали писать его той ночью, он диктовал, а я стучал по ноутбуку. Восемнадцать месяцев спустя [в 2001 году] он получил [Медаль Карнеги]».
Двадцать лет спустя, когда в кинотеатрах появилась новая экранизация «Удивительного Мориса» для Sky, Уилкинс, обладающий собственной щенячьей энергией, вспоминает, как трепетал перед скоростью, с которой мог работать разум его босса. «Я не работал с ним так долго, и это был первый раз, когда я действительно видел, как он пишет так — просто все это загружалось прямо из его головы».
Зародыш этой идеи явно был в голове Пратчетта какое-то время: он упоминается в качестве отступления в его романе 1991 года «Человек-Жнец». Хотя Пратчетт нередко возвращался к отступлениям в предыдущих книгах и выдумывал из них целые сюжеты и темы, это было другое. «Удивительный Морис и его образованные грызуны» стали поворотным моментом в карьере Пратчетта, резко изменившим его критическое и литературное признание.
«Удивительный Морис» — одна из лучших историй в каноне Пратчетта, доступная для непосвященных, поскольку это отдельное приключение. Он начинается как пародия на старую народную сказку о Крысолове: говорящий кот (номинальный Морис) уговаривает группу столь же умных крыс причинять неудобства городу, пока его жители не решат, что им нужен крысолов, чтобы избавиться от них — после чего В этот момент появляется ловкий «глупый на вид ребенок» с флейтой, берет их деньги и зачаровывает крыс, чтобы они ушли. Затем вся группа крыс, кошек и детей направляется в соседний город, чтобы снова провернуть аферу.
Однако то, что следует дальше, — это гораздо больше, чем приключенческий рассказ о говорящих животных — это трактат о природе личности и силе повествования с мрачным сюжетом о геноциде. Нет простых ответов, нет героизма, и все идет не так, как «должно быть». И поскольку это Терри Пратчетт, в нем также есть шутки о пердеже и ужасные каламбуры.
На этой неделе анимационный вариант работы Sky (сокращенный до «Удивительный Морис») с Эмилией Кларк и Хью Лори в главных ролях становится первой полнометражной экранизацией романа Терри Пратчетта, который, учитывая его статус одного из самых успешных и любимых писателей в британской истории, довольно примечательно. Это увлекательные 90 минут, в которых запечатлен напряженный сюжет и высокий уровень отсебятины произведений Пратчетта, хотя и отброшены некоторые мрачные темы. Тем не менее вполне уместно, что именно эта книга первой сделала прыжок в кино.
До «Удивительного Мориса» Пратчетт сосредоточился на своих книгах для взрослых о Плоском мире, серии комических фэнтезийных сатир, выпускаемых с головокружительной скоростью. К середине 90-х он уже был самым продаваемым британским писателем из ныне живущих, и хотя у его книг повсюду были поклонники и они продавались миллионными тиражами, несмотря на то, что в 1998 году он был награжден Орденом Британской империи за заслуги перед литературой (сам Пратчетт утверждал, что его самая большая заслуга перед литературой была «не пытаясь писать»), он все еще считался в литературном мире кем-то вроде аутсайдера.
Он никогда не получал крупных писательских наград и не ожидал этого, а его книги всегда встречали высоколобые критики, выражавшие удивление его популярности («Меня до сих пор озадачивают масштабы его успеха», — писал будущий премьер-министр Борис Джонсон в интервью Telegraph в 1996 году: «Но тогда, если бы я действительно понял его формулу, я бы написал ее»). Его книги были «настоящим настоящим элем» (Newsnight Review) и «ботаничками» (City Life), которые читали фанаты «в штаб-квартире хэви-метала», которые также наслаждались «сексуальной неадекватностью и баранскими набегами» (NME), которые были «ботанистыми, одетыми в анораки» людьми (The Observer) и «людьми, которые находят Red Dwarf забавным» (Q).
Пратчетт всегда смеялся над такими рецензиями, обычно шутя о сумме денег, которую он зарабатывал, но в частном порядке они уязвляли его, и он не гнушался случайной горечью в сторону того, как свысока относились к жанру и комической фантастике. «Всегда был ехидный снобизм, потому что он был писателем-фантастом», — объясняет Джо Флетчер, давний друг Пратчетта и редактор, работавший над сериалом «Плоский мир» в конце 90-х. «Как основные критики не смогли оценить огромное количество знаний и труда, которые потребовались для того, чтобы сделать что-то настолько простым, я не знаю, но они это сделали. Это беспокоило его больше, чем он показывал».
Терри Пратчетт получил медаль Карнеги за фильм «Удивительный Морис и его образованные грызуны». Авторы и права: Эдди Малхолланд
Но потом появился «Удивительный Морис». Мало того, что отзывы были повсеместно положительными («этически сложные, прекрасно организованные, философски противостоящие обычным сюжетным исправлениям фэнтези», согласно Guardian), книга принесла Пратчетту его первую крупную награду — медаль Карнеги за детскую литературу, врученную в прошлое таким тяжеловесам, как К.С. Льюис и Артур Рэнсом, а в прошлом году выиграла великолепная Амбер Спайглас Филипа Пуллмана. Бывший лауреат Букеровской премии А. С. Байатт, большой поклонник Пратчетта, в нескольких интервью упомянул свое имя как достойное собственной номинации на Букеровскую премию.
Пратчетт много раз шутил, что ему вряд ли когда-нибудь дадут крупную литературную премию, утверждая, что его книги «не суровы, неактуальны и слишком популярны». Еще в 1992 году его приключение для подростков «Только ты можешь спасти человечество» было отклонено для получения премии Guardian’s Children’s Literature Award, и один судья сказал: «Это хорошее чтение, но хорошая ли это литература?». Спустя десятилетие жюри Карнеги назвало его последний роман «выдающимся произведением литературного мастерства». Награда была, наконец, подтверждением того, что он производил настоящую работу.
Поэтому неудивительно, что его речь в ночь церемонии содержала намек на терпкость, высмеивая людей, которые думали, что фантазия решает свои проблемы с помощью «глупых палочек» или «бросания дорогих украшений в вулкан». «У него есть умные крысы», — сказал Пратчетт о своей книге. «Но еще более фантастичным мне кажется, что в книге есть и разумные люди».
Этот комментарий о «глупых палочках» вызвал не менее глупую сфабрикованную вражду между Прачеттом и Дж. К. Роулинг. В 2002 году, когда была вручена премия Карнеги, он только что уступил свою корону бестселлера Роулинг: автор «Гарри Поттера» накопил 120 миллионов продаж всего за пять лет против его 27 миллионов за два десятилетия. Уилкинс в своих мемуарах признает, что понижение в должности в частном порядке разозлило Пратчетта, цитируя знаменитую фразу Бинга Кросби о Фрэнке Синатре: «Голос, подобный голосу Фрэнка, раздается раз в жизни. Так почему же это должно было появиться в моей?»
The Amazing Maurice Credit: Sky UK
Тем не менее, хотя журналисты и читатели продолжали пытаться заставить Пратчетта прокомментировать феномен Поттера, он не клюнул на приманку — даже если его неправильно спросили, был ли праздничный Хогсвот Плоского мира (придуманный в 1973 году) вдохновлен волшебной школой Роулинг Хогвартс (1997) . Вместо этого он указал, что оба автора стоят на плечах гигантов, заимствуя из вековых фэнтезийных историй.
Лишь однажды он огрызнулся, когда Роулинг заявила, что не осознавала, что «Гарри Поттер» — это фэнтезийный роман, пока он не был опубликован. В письме в «Санди Таймс» Пратчетт пошутила, что такие элементы, как тролли и единороги, могли дать ей подсказку, и указала, что, вопреки ее комментариям, многие писатели уже ниспровергли традиционные фэнтезийные образы.
Но на самом деле оба автора прекрасно ладили. На самом деле, во время одной из встреч на литературном обеде Роулинг озвучила фамильярную жалобу своей так называемой сопернице: что она никогда не получит крупной награды и что критики не воспринимают ее всерьез. В то время готовилась первая экранизация Роулинг; теперь Пратчетт, наконец, удостоился такой же чести. Литературный или популистский, с наградами или без: это действительно сводится к великолепному повествованию, и «Удивительный Морис» — это давно ожидаемое признание непреходящего дара Пратчетта.
«Это классическая сказка, совершенно классическое приключение, но это пропущено через сознание Терри Пратчетта, и это становится чем-то совершенно другим», — говорит Уилкинс. «Это намного смешнее и намного темнее. Вот что Терри умел делать, вот что делало его таким особенным. Я думаю, что Морис — один из его самых-самых лучших».
Удивительный Морис сейчас на Sky Cinema и в кинотеатрах
Свежие комментарии