Луиза Райнер и Пол Муни, играющие китайских крестьян в фильме «Добрая земля»
Голливуд и Оскар прошли долгий путь в плане инклюзивности с 1937 года. Просто спросите Джеймса Хонга, уроженца Миннесоты, 94-летнюю легенду экрана, который играет отца Мишель Йео в фильме «Все везде и сразу» и которому было 8 лет, когда вышла «Хорошая Земля».
Что побудило Хонга отвлечь внимание от этой в значительной степени забытой престижной картины, когда ему аплодировали стоя на церемонии вручения наград Гильдии киноактеров или когда ему задавали вопросы на красной дорожке перед историческим вручением Оскара? Это не было ностальгией. Из-за белых звезд, озаглавивших его «китайские крестьяне-фермеры», он назвал это классической пародией на кастинг «желтолицых», мрачно типичной для расовой дискриминации, с которой азиатские актеры с самого начала сталкивались в американских фильмах, — и именно такого рода предубеждения успех победителя в номинации «Лучший фильм» этого года, надеюсь, сойдет на нет.
Еще в 1930-х годах Анна Мэй Вонг была идеального возраста и расы для того, чтобы сыграть главную женскую роль в «Хорошей Земле». Пренебрегая всеми своими талантами, китайско-американской звезде пришлось смотреть, как Луиза Райнер, родившаяся в Германии, взяла его, а затем выиграла «Оскар» за лучшую женскую роль; Вонг был опустошен. Зрители Netflix могут вспомнить это как одну из самых острых сюжетных линий в мини-сериале Райана Мерфи «Голливуд» 2020 года, в котором Мишель Крусек сыграла Вонг.
Маловероятно, как предполагалось в этом шоу, что Вонг с горечью наблюдал с дешевых мест на церемонии 1938 года, когда Райнер выиграл — второй год подряд, не меньше. Конечно, разочарованная, Вонг залечивала свои раны во время своей единственной поездки в Китай, посещая деревню своих предков и снимая короткий документальный фильм, который увидит свет лишь спустя десятилетия.
Основанный на получившем Пулитцеровскую премию бестселлере Перл С. Бака о фермерской семье, погрязшей в крайней нищете, фильм «Хорошая земля» был одним из самых дорогих постановок своего времени, а бюджет MGM составил 2,8 миллиона долларов. . («Мятеж на награде», блокбастер номер один 1935 года, обошелся той же студии в 1,95 миллиона долларов.) Это был последний проект, завершенный легендарным продюсером Ирвингом Тальбергом, который умер от пневмонии за несколько месяцев до его выхода. это специально.
Забытые: актриса Анна Мэй Вонг. Фото: General Photographic Agency
После того, как Тальберг купил права, пошли первые разговоры о съемках всего этого романа в Китае, которые были подорваны негодованием правительственных властей по поводу романа из-за его якобы «отсталого» изображения сельских раздоров начала 20-го века. Официальные лица установили бы уровень контроля, которого MGM не потерпела бы, а также потребовала бы полностью китайского состава — или, по крайней мере, китайско-американского. Это было предпочтение самой Перл Бак, которая написала книгу на основе своего опыта в период с 1914 по 1932 год в качестве пресвитерианской миссионерки в Чжэньцзяне и Нанкине. было необходимо, чтобы превратить 500 акров в долине Сан-Фернандо в копию китайских сельскохозяйственных угодий. Надежды Анны Мэй Вонг на роль О-Лан, покорной кухонной рабыни, которая выходит замуж за бедствующего фермера Ван Лунга, сильно угасли, когда на главную роль был выбран Пол Муни.
Основная проблема заключается в том, что ни одна китайская звезда-мужчина не считалась достаточной в плане кассовых сборов для такого крупного релиза. Не было никого рядом с уровнем самой Вонг, яркой иконой моды и известной звездой эпохи молчания, какой она была раньше. Неудовлетворенная второстепенными ролями «женщины-дракона», которые она недавно выпустила, Вонг уехала из Америки в Европу в 1928 году и сыграла свои лучшие главные роли в таких фильмах, как «Тротуарная бабочка» и «Пикадилли» (оба 1929 года).
Не очень хорошо: Уолтер Коннолли, Пол Муни и Луиза Райнер в фильме 1937 года «Хорошая земля». Авторы и права: Hulton Archive/Getty Images
Для «Хорошей Земли» Тальберг не мог удержаться от того, чтобы подписать контракт с безжалостно разносторонним Муни, одним из ведущих голливудских актеров 1930-х годов, который только что получил свой «Оскар» за «Историю Луи Пастера» (1936). Когда ему предложили роль, он запротестовал: «Я такой же китаец, как Герберт Гувер», но все равно согласился. Считается, что, когда его Ван Лунг заперт, правила Кодекса Хейса, запрещающие смешанные браки, запрещают им выбирать небелую актрису на роль жены; во всяком случае, это могло быть удобным предлогом, чтобы посмотреть дальше.
Райнер, проработавшая в Голливуде всего год, уже получила свой первый «Оскар» за странно короткую роль грустной разведенной женщины в фильме MGM «Великий Зигфельд» (1936) — в основном за единственную сцену по телефону, в которой она оживленно болтает. плача в тайном отчаянии. Идея заключалась в том, что ее почти немая роль О-Лан, сгорбленной, лишенной гламура и сильно постаревшей к концу, поразит всех прямо противоположными качествами.
Одна вещь, о которой редко упоминается, это то, что Райнер фактически отказался от протезов резиновой маски, предложенных отделом макияжа для О-Лан. По ее собственным словам, она хотела выглядеть «настоящей, честной и приземленной», и у нее это не получилось. Ее немецкий акцент, естественно, странно слышать в данных обстоятельствах, но минимальный диалог О-Лан протягивает ей руку помощи, и это вряд ли хуже, чем слышать, как многие ее американские коллеги по съемкам жуют жир и делают свое надоедливое впечатление, что китайцы посмеиваются.
'Я такой же китаец, как Герберт Гувер': Пол Муни, слева, в The Good Earth Credit: Hulton Archive/Getty Images
Даже некоторым китайским актерам не нравятся дурацкие тональные решения, из-за которых их обычные персонажи кажутся мультяшными — практика, свидетелем которой Анна Мэй Вонг много раз была свидетельницей и осуждала ее. Вместо О-Лан Тальберг предложил ей второстепенную роль Лотос, коварной куртизанки, которая становится второй женой Ван Лунга. Она категорически отказала ему — это была единственная несимпатичная часть в фильме, и ей надоело играть злодеев. (В конце концов они пожелтили и Lotus, отдав ее австрийской актрисе Тилли Лош.)
Сдержанный Райнер едва ли выглядит в этом фильме даже полуазиаткой, но она, безусловно, производит более убедительное человеческое впечатление в своей довольно призрачной усталости, чем Муни, чья постриженная голова, болтливые выходки и привычка держать руки за спиной способствуют неудачный вид карикатуры.
Хотя это далеко не так оскорбительно, как знаменитый ужасный портрет Микки Руни И. И. Куниоши, зубастого японского соседа в «Завтраке у Тиффани» (1961), он все же довольно неприятный. Тем более Уолтер Коннолли, дородный характерный актер, обычно снимавшийся в эксцентричных комедиях в то время, когда разъяренные магнаты бормочут слюной за завтраком. Играя в этом королевскую неприятность легкомысленного дяди Ван Луна, который продолжает восклицать: «И я это предсказал!» когда происходят все самые трагические события, его усугубляюще неправильно изображают из-под взлохмаченной бороды и заклеенных век — такое комическое облегчение, от которого нужно срочно избавляться.
Луиза Райнер в 1937 году. Фото: Гетти
Такие характеристики сами по себе могут показаться достаточными, чтобы отправить «Хорошую Землю» на свалку истории. Это было бы не совсем справедливо. Как зрелище, ему удается детальный размах и величие — операторская работа Карла Фройнда тоже получила «Оскар», и это правильно. Кульминация, когда фермеры отчаянно борются с чумой саранчи, странная и захватывающая, не имеющая себе равных до «Дней небес», поскольку такие эпизоды идут. Покровительственный титульный лист фильма о «смирении» китайского народа не может подготовить вас к некоторым моментам массовой ярости, таким как сцена городской революции, в которой О-Лан чуть не затоптали до смерти во время беспорядков.
Райнер, какой бы респектабельной она ни была, не рассчитывала на победу во второй раз — фаворитом (который действительно должен был победить) была Грета Гарбо в «Камиле». Проехав весь день вдоль побережья с Юджином О'Нилом, планируя пропустить церемонию, Райнер был в спешке отозван обратно по наводке Луи Б. Майера. Вскоре после этого она пожалела, что не ошиблась в этом: один за другим Оскары породили ожидания от ее карьеры, которые она не могла выдержать, что привело к тому, что она попала под пресловутое проклятие Оскара за лучшую женскую роль больше, чем кто-либо до или после.
С учетом всего сказанного невозможно сочувствовать ей больше, чем Анне Мэй Вонг, у которой не было ни одного шанса, не говоря уже о двух, приблизиться к этому подиуму. «Хорошая Земля» с ней в главной роли, с актерским составом китайских неизвестных в будущем, была бы настолько нарушением правил в то время, что это считалось немыслимым. Возможно, фильм был в пять раз лучше, чем сейчас, но мы этого никогда не узнаем.
Свежие комментарии