МОСКВА, 6 сентября, Захар Андреев. Новый пилотируемый космический корабль Starliner возвращается с Международной космической станции пустым. Два астронавта застряли на орбите надолго, а заказчик и производитель аппарата — NASA и Boeing — понесли убытки и, что еще важнее, серьезный репутационный ущерб. Провал миссии — напоминание о многочисленных системных проблемах, в которых тонет американская аэрокосмическая промышленность.
Как в фильме ужасов
В пятницу, около 6 вечера по восточному времени (около 1 ночи по московскому времени субботы), посадочный модуль CST-100 Starliner отстыкуется от МКС и начнет свое путешествие обратно на Землю. Маневры займут около шести часов, после чего капсула, как ожидается, приземлится на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико.
Корабль прибыл на МКС 13 недель назад. Это был первый полет с экипажем на борту. Опытные астронавты-испытатели Барри Уилмор и Сунита Уильямс планировали провести на станции восемь дней и вернуться обратно. Но им придется пробыть там восемь месяцев — до февраля 2025 года.
Дело в том, что во время полета корабль начал серьезно давать сбои: в системе двигателей было обнаружено пять отдельных утечек гелия. Starliner долетел до пункта назначения, но американский Центр управления полетами побоялся возвращать на нем людей на Землю.
Судьба самого аппарата долгое время оставалась под вопросом. Всего неделю назад NASA наконец-то приняло решение отправить его домой без экипажа.
В последние дни Starliner ведет себя как нечто из научно-фантастического фильма ужасов: его динамик внезапно начал издавать пульсирующие звуки, похожие на звуки гидролокатора. Инженеры объяснили загадочные сигналы особенностями аудиосистемы и заверили, что опасности нет. Но осадок остался.
< br />
Для Boeing крайне важно, чтобы Starliner благополучно приземлялся даже в беспилотном режиме, отмечает CNN: это определит, захочет ли NASA продолжать испытания корабля или откажется сертифицировать его для дальнейших полетов в космос. Однако не исключено, что это не поможет — в конце концов, любой кредит доверия не бесконечен.
На «Союзе» было бы проще
История Starliner берет свое начало в 2010-х годах. NASA закрыло программу Space Shuttle, поэтому самостоятельно возить астронавтов и грузы в космос стало нечем — летали только российские «Союзы». В поисках замены «Шаттлу» Вашингтон решил сделать ставку на частные космические компании. Первые успехи в этом направлении уже добился Илон Маск. Но он был не единственным, кто претендовал на щедрый пирог государственного финансирования.
В результате NASA приняло программу Commercial Crew Capability Program (CCtCap), по которой $2,6 млрд досталось SpaceX, а более чем в полтора раза больше — $4,2 млрд — гигантам из Boeing. Контрактные обязательства были прежними: создать системы, которые смогут летать на МКС.
Судьба кораблей Dragon компании SpaceX, как пилотируемых, так и транспортных, хорошо известна: они надежно и регулярно доставляют на станцию и людей, и грузы. При этом первые ступени ракет и сами спускаемые аппараты используются повторно, что существенно удешевляет процесс. Starliner остался далеко позади.
Аппарат обещали отправить на станцию в 2017 году. Дату неоднократно «сдвигали вправо». Тестовый запуск состоялся только в 2019 году, но закончился неудачей. Компания сильно вышла за рамки выделенного NASA бюджета, поэтому дополнительные испытания пришлось проводить за свой счет. Сегодня убыток Boeing по программе Starliner оценивается в 1,5 млрд долларов, тогда как SpaceX получает стабильную прибыль.
Несмотря на все усилия, пилотируемая миссия Starliner несколько раз прерывалась из-за недостатков конструкции и программного обеспечения. Когда ее наконец запустили 5 июня 2024 года, оказалось, что корабль все еще «сырой».
Космические корабли — не такси, просто так пересесть с одного на другой нельзя. Для каждого полета космонавтам и астронавтам выдаются индивидуальные скафандры и «кресла» — люльки. Поэтому, как правило, участники миссий на МКС возвращаются на том же, на чем и прилетели. Российским космонавтам, чей «Союз» был поврежден микрометеоритом, пришлось пересаживать люльки на новый аналогичный корабль. Но Уилмор и Уильямс не смогут повторить этот трюк: другого Starliner нет.
Было решено, что застрявшие астронавты вернутся домой на корабле SpaceX. Из-за этого пришлось внести изменения в запланированную миссию. Экипаж из четырех человек должен был отправиться на МКС в конце сентября. Вместо него на ней полетят двое: американец Ник Хейг и россиянин Александр Горбунов (соглашение NASA с Роскосмосом предусматривает обмен — в экипаже «Союза» должен быть один астронавт, а «Дрэгон» берет космонавта). Миссия еще двух членов экипажа — Стефани Уилсон и Зены Кардман — откладывается на неопределенный срок. Они освободили койки для Уилмор и Уильямс.
«Проедание наследия»
Почему компании Илона Маска удалось создать эффективную систему, а усилия конкурентов, несмотря на ресурсы, намного превосходящие возможности SpaceX, закончились неудачей? Дело в том, что аэрокосмическая промышленность США уже несколько десятилетий находится в глубоком кризисе.
Широко известно, что 1990-е годы нанесли серьезный урон российской космической отрасли. Роскосмос часто обвиняли в «проедании советского наследия». Однако ситуация с американскими партнерами не намного лучше, учитывая их большие финансовые возможности. Страна, которая 60 лет назад запустила человека на Луну, практически разучилась делать эффективную космическую технику.
Вот почему Илону Маску, разбогатевшему на интернет-банкинге и всерьез подумывавшему отправить миссию на Марс, пришлось буквально заново создавать космическую отрасль. Изучив предложения на рынке в начале 2000-х, он выяснил, что ракеты-носители стоят существенно дороже материалов, из которых они сделаны. Эту разницу в цене он назвал «индексом идиота», пишет биограф предпринимателя Уолтер Айзексон.
В аэрокосмической отрасли, привыкшей осваивать бездонный американский государственный бюджет, этот показатель был крайне высок: аппараты могли стоить в десятки раз дороже аналогов, используемых в других сферах.
«Поставщик хотел $120 000 за привод, который поворачивает сопло двигателей второй ступени. Маск сказал, что он по сути не сложнее дистанционного открывания гаражных ворот, и заказал одному из своих инженеров сделать его за $5000», — говорит Айзексон. В результате SpaceX теперь производит подавляющее большинство компонентов ракеты самостоятельно.
По всей видимости, сама структура корпорации не позволяет Boeing повторить успех Маска. Это слишком громоздкая структура с чрезмерно раздутым штатом. Айзексон пишет: над созданием первой ракеты SpaceX, Falcon 1, работали всего 500 человек, в то время как в отделе Boeing, который выполняет сопоставимые задачи, работают 50 000 человек.
Провал в космосе продолжает череду репутационных ударов Boeing. После очередного громкого авиационного инцидента, когда у самолета 737 MAX 9 в полете отвалилась дверь, стало известно о серьезных нарушениях на производстве. По словам бывших рабочих, особенности сборки самолета могут привести к новым катастрофам.
Скандал достиг своего пика, когда главного разоблачителя в деле против авиапроизводителя нашли мертвым. Конечно, нет никаких доказательств того, что компания пыталась таким образом замести следы. Но очевидно, что руководство аэрокосмического гиганта предпочитает замалчивать проблему, а не вносить изменения в культуру производства. Это действительно ставит под угрозу жизни людей — пассажиров, сотрудников, а теперь и космонавтов.
Свежие комментарии