Изображение предшествует первому научному описанию существа по крайней мере на десятилетие
Между 1821 и 1835 годами народ сан из Южной Африки нарисовал сцену битвы на песчаниковой скале под названием «Панель Рогатого Змея». Среди изображенных воинов, копий и узнаваемых животных есть загадочное дополнение: клыкастое существо с длинным изогнутым телом и кожей в горошек, которое не похоже ни на один из ныне живущих видов. Теперь ученые выяснили, что за странное существо нарисовали древние люди.
Палеонтолог Жюльен Бенуа выдвинул гипотезу, что рогатая змея может представлять собой давно вымершего дицинодонта.
«Я наткнулся на книгу Стоу и Блика о наскальном искусстве Сан-Франциско, и когда я увидел их великолепную репродукцию этого животного с клыками, я сразу подумал, что это может быть дицинодонт», — говорит Бенуа. «Я должен был увидеть оригинал сам, и когда я это сделал, он меня не разочаровал!»
Для ясности: дицинодонты были предками млекопитающих, но они выглядели как рептилии и имели клювы и клыки. Эти существа жили на Земле в то же время, что и первые динозавры, и вымерли около 200 миллионов лет назад. По-видимому, они исчезли задолго до того, как народ Сан или кто-либо другой успел их увидеть.
В бассейне Кару в юго-центральной Африке находится множество хорошо сохранившихся окаменелостей, включая дицинодонтов. Бенуа говорит, что люди племени сан, изображая элементы своей среды обитания, могли быть вдохновлены окаменелостями животного, чтобы создать своего рогатого змея. У существа действительно есть клыки.
«Эта картина была создана не позднее 1835 года, то есть дицинодонт был изображен по крайней мере за десятилетие до того, как западные ученые обнаружили его и дали ему название Ричард Оуэн в 1845 году», — объясняет Бенуа. «Это подтверждает, что первые жители южной Африки, охотники-собиратели племени сан, находили окаменелости, интерпретировали их и включали в свое наскальное искусство и систему верований».
Таким образом, коренные жители южной Африки могли обладать палеонтологическими знаниями о своих землях задолго до европейцев. Историк науки Стэнфордского университета Адриенна Мэйор, которая не принимала участия в исследовании, отметила в интервью New York Times, что сан известны своими глубокими знаниями как современных, так и доисторических животных, которые они использовали в своих представлениях о мире.
На самом деле, мифы сан напоминают о крупных существах, которые когда-то жили в Южной Африке и исчезли. Бенуа предполагает, что дицинодонт мог быть намеренно изображен как часть культурной церемонии, поскольку он вымер.
«Во время ритуалов дождя сан впадают в транс и отправляются в мир мертвых, чтобы поймать дождевых животных и вернуть дождь в мир живых», — добавляет он. «Выбрав такой вид, как дицинодонт, они надеялись, что это вымершее животное сможет соединить два мира».
Бенуа отвергает идею «чистого воображения» как источника произведений искусства Сан, поскольку они не рисовали воображаемых существ.
Свежие комментарии