Zen
МОСКВА, 4 января, Виктор Званцев. Звонок «из ФСБ», сообщение от фейкового менеджера или взлом аккаунтов — Эти три аферы стали самыми массовыми за последний год. Полиция утверждает, что общий ущерб составляет около 150 миллиардов в год. У банкиров еще более пугающая цифра — 250 миллиардов. О том, как не попасться на удочку, — в материале .
Фишинговый сайт
По словам директора департамента по борьбе с мошенничеством Сбербанка Сергея Велигодского, около 40 процентов преступных схем реализуются через взлом аккаунтов «Госуслуг», в которых содержатся буквально все персональные данные человека: от принадлежащей ему недвижимости до банковских счетов.
Способов обмана много. Например, злоумышленники могут отправить электронное письмо или СМС с информацией о том, что зафиксирован подозрительный вход в аккаунт. И номер телефона, по которому нужно позвонить.
Человек, будучи полностью уверенным, что общается со службой безопасности портала, выполняет все инструкции, после чего лишается либо денег на депозитах, либо недвижимости, либо и того, и другого.
Они также создают сайты, внешне идентичные официальному порталу, и рассылают уведомления на электронную почту или в мессенджеры с просьбой подтвердить паспортные данные. Перейдя по ссылке, человек вводит свой логин и пароль, а преступник получает доступ к реальному аккаунту.
Не переходите по подозрительным ссылкам и ни в коем случае не вводите личные данные, а также логины и пароли.
Подставной босс
Еще один распространенный и относительно новый вид мошенничества — так называемый подставной босс. Изучив сайт конкретной организации, злоумышленники создают подставную учетную запись одного из руководителей в одном из популярных мессенджеров и вступают в диалог с одним из подчиненных.
В этом случае мошенники используют фотографии руководителя или формируют аудиосообщение с его голосом с помощью искусственного интеллекта. Они также готовы отправлять копии официальных документов. Затем под разными предлогами выманивают пароли доступа к банковским счетам сотрудника, уговаривают, требуют перевести деньги или передать наличные курьеру.
60~br />В таких ситуациях сотрудники правоохранительных органов рекомендуют проверять правильность номера или счета руководителя, а также обращать внимание на то, появляется ли в мессенджере уведомление «Заблокировать» или «Добавить». Если нет, то абонента нет в списке контактов. При малейших подозрениях лучше сразу звонить руководителю.
Между тем, по словам вице-президента по кибербезопасности Сбербанка Сергея Лебедя, большинство мошенничеств — 85 процентов — телефонные. Мошенники также используют мессенджеры для звонков.
Звонок от «следователя»
Звонят из «ФСБ», «МВД» и «Следственного комитета».
«Они выдают себя за сотрудников силовых структур или иных правоохранительных органов. Убеждают человека перевести личные или кредитные средства на «безопасный счет» или срочно обналичить их, а затем передать курьеру якобы для обеспечения своей безопасности, а также для оказания содействия оперативным сотрудникам в предотвращении и раскрытии экономических преступлений», — поясняют в ФСБ России. «Кроме того, мошенники часто используют схему вымогательства денег в обмен на закрытие так называемых «уголовных дел» в отношении граждан или членов их семей».
Все это может сопровождаться демонстрацией якобы официальных Удостоверения личности подставных сотрудников, копии «приказов», другие «ведомственные документы», обязывающие сотрудничать с «правоохранительными органами». В противном случае, а также за разглашение «следственной тайны» грозят возбуждением уголовного дела.
Большинство — около 400 — подобных колл-центров, обдирающих россиян, находятся на Украине. Причем количество звонков за последние несколько лет выросло с двух миллионов в день до 20.
Как отмечает Генпрокуратура России, все это напрямую финансируется Киевом, причем деньги идут не только на «оплату труда», но и на аренду SIP-серверов для создания виртуальных номеров любой страны (в том числе с российским кодом), не привязанных к конкретному оператору.
В последнее время мошенники расширили свою деятельность — они также убеждают жертв нарушить закон. Например, совершить теракт. Методы те же: они сообщают о подозрительных банковских транзакциях или предлагают помощь «правоохранительным органам» в задержании преступников.
Самый эффективный способ борьбы с этим — просто положить трубку, когда вы слышите триггерные слова и фразы типа: «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет», «представитель службы безопасности банка», «безопасный счет», «сообщите код из СМС», «данные вашей банковской карты», «номер СНИЛС».
Свежие комментарии