Критик объяснил, почему мы до сих пор не колонизировали соседние планеты и не полетели к звездам
От первого полета в космос нас отделяет 64 года — дата некруглая, но «МК» в преддверии Дня космонавтики решил выяснить, какие космические прогнозы отечественных фантастов сбылись, а какие до сих пор нет (несмотря на все планы «Роскосмоса» или Илона Маска). Мы постарались найти ответ на вопрос, кто был в плане «предсказаний» российским «Жюлем Верном» и какое место в мировой фантастической литературе занимают русские авторы. Сегодняшний наш собеседник — Дмитрий Володихин, литературный критик, писатель, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ и Московского института культуры, автор тома в серии ЖЗЛ о братьях Стругацких.
Аркадий и Борис Стругацкие на балконе квартиры Аркадия Натановича на проспекте Вернадского в Москве. Фото: wikipedia.org
тестовый баннер под заглавное изображение
— Советская космическая фантастика — это прежде всего Беляев. Он действительно был великим предсказателем, в романе 1936 года «Звезда КЭЦ» предугадав не только межпланетные полеты, но и создание искусственных спутников, описал жизнь экипажей орбитальных станций, а также озвучил ряд идей, впоследствии использовавшихся в космонавтике.
Еще один человек, писавший о космосе и путешествиях к другим небесным телам, старался описать сложности и преимущества жизни в замкнутом пространстве — это Георгий Мартынов. Космической теме он отдал много лет, в наши дни оказался несколько позабыт, но в прошлом был чрезвычайно популярен. Хотя бы потому, что оставался мечтателем и вместе с тем — писателем, умеющим строить хороший сюжет.
— «220 дней на звездолете» (1955), «Каллисто» (1957), «Каллистиане» (1960), «Гианэя» (1963). И множество других вещей.
Циолковский на почтовой марке СССР. В каком-то смысле великий ученый был «писателем-фанстастом». Фото: wikipedia.org
— Фантастическая литература, написанная в Великобритании и Соединенных Штатах, по объему превосходит корпус текстов, созданных в нашей стране. Но наша была прилично прописана в научном плане, и мы дали миру массу классиков (все же русская цивилизация — это цивилизация Слова). Так что достижения наших авторов как минимум сравнимы с англо-американской классикой фантастики.
— Уже в ранних произведениях Стругацкие много пишут на эту тему. В «Стране багровых туч» они описывают путешествие на Венеру. В «Пути на Амальтею», «Стажерах» и ряде других текстов рисуют картины изучения планет, колонизации дальних миров, дают представление о космических станциях, спутниках. Более того, у них возникают вещи, которые вполне относимы к предсказаниям. Например, Стругацкие были уверены, что кольца есть не только у Сатурна (они были открыты в XVII веке), но и у других планет-гигантов (что было позже подтверждено в результате астрономических наблюдений или полетов межпланетных станций. — И.В.).
Иллюстрация с обложки сборника «Путь на Амальтею». Фото: wikipedia.org
Но в целом они немного успели напредсказывать, хотя бы потому, что до них была длительная традиция — они в советской фантастике были далеко не первыми. Поэтому для Стругацких гораздо более важным оставался сегмент фантастики, называемый социальным или политическим. И здесь они предсказали засилье массовой культуры, приблизились к пониманию того, насколько глубоко захочет государство проникнуть в воспитание детей, отчасти подменяя собой семью. Таковы гениальные прозрения Стругацких.
В какой-то момент они решили, что все главное находится на Земле. И тогда космос стал для них условностью, где землеподобные планеты представляют собой подмостки, на которых развиваются сюжеты общественно-политического характера. Но как раз ранние шедевры остались весьма востребованными, и уже в XXI веке ваш покорный слуга включил в Антологию мировой фантастики «Путь на Амальтею».
— Они достигают соседних звезд и планет, вокруг них обращающихся. А в раннем творчестве внимание уделялось Солнечной системе, Юпитеру, Сатурну, Урану. В остальной же фантастической литературе другая галактика — это был не вопрос: «Возможно ли туда долететь?» А просто задача, которую мы решаем и решим.
Проект фотонной ракеты. Фото: wikipedia.org
— У Стругацких есть и нуль-транспортировка (перемещение тела или объекта из одной точки пространства в другую). А у Сергея Павлова, позднесоветского фантаста, также возникает телепортация в «Чердаке Вселенной». Всевозможные ракеты с мощными двигателями, включая фотонные и ядерные, — это общее место русской фантастики, обнаруживающееся у целого ряда авторов. Так что сказать, кто первый придумал, невозможно.
А если попытаться составить хронологию — то начиналось все с Беляева, потом развал СССР, переход к современности. И в наши дни я бы назвал два имени — Александр Громов и Сергей Буркатовский. Это достойные продолжатели.
— В 1960-х существовала уверенность, что уже при жизни нынешнего поколения люди будут летать на звездолетах, возникнет целая сеть станций на многих планетах и их спутниках, что человечество отправится к другим звездам. Это казалось несомненным. Писателям, например Ольге Ларионовой из Санкт-Петербурга, оставалось облечь эти надежды в романтическую форму. И Ольга Николаевна писала прекрасные романтические сказки об покорителях космоса.
Ряд произведений создавали образы Звездных Капитанов. Алиса у Кира Булычева преодолевает миллиарды километров так, как будто вся Вселенная — ее дом.
Но в реальности перехода космической эры на следующий этап не произошло. И авторы стали возвращаться к фантастике ближнего прицела. Они подумали: давайте посмотрим, как будет выглядеть колония на Луне или на Марсе. Зачем нам звезды, если непонятно, кто и как будет строить, финансировать такие колонии? Какие ограничения там будут действовать? Какая техника понадобится первым поселенцам? Буквально только что я читал повесть Дмитрия Федотова о том, что на других планетах используются казачьи отряды, составляющие военизированную основу наших баз на других планетах. И там ведется борьба за территории, как на Земле. И происходит гонка между конкурирующими группами колонизаторов, причем не исключительно оружейная, а как раз технологическая, в плане оснащения. Казалось бы, горизонты сузились. Но фантасты стали обращать внимание на подробности освоения других миров, то есть обращаются к практической стороне. И это вселяет надежду!
— Писатель-фантаст Елена Чудинова в романе «Победители» создает альтернативную реальность, в которой до сих пор существует Российская империя. И поскольку на ее просторах царили спокойствие и порядок, ей также удалось успешно отправить в космос человека, как и в СССР.
На мой взгляд, отсутствие хаоса и социальный мир стимулируют развитие науки опережающими темпами. И если посмотреть глубже, мы поймем, что могло не быть не только катаклизмов 1991 года, но и 1917-го. И мы вполне бы могли иметь свои колонии на планетах у звезды Альфа Центавра.

Свежие комментарии