& # 39; Если вы собираетесь достичь невозможного, вам нужно запачкать руки »: Скарлетт Йоханссон и Хью Джекман в фильме «Престиж» Авторы и права: Франсуа Дюамель
Кристофер Нолан — принц тьмы в массовом кино. Из его прорыва 2000 года «Memento», нигилистической, поворотной во времени фантазии о мести; через три суровых, разваливающихся фильма о Бэтмене (неизгладимо связанные с ужасной смертью звезды Хита Леджера); Что касается трагедии, заложенной в устрашающих мозгах установках «Начало», «Интерстеллар» и «Тенет», он не боится опереться на тяжелые вещи. Вы идете смотреть фильм Нолана, чтобы испытать трепет, опустошить или перестроить космически — но не для того, чтобы посмеяться и хорошо провести время.
Среди этого пантеона мрака и депрессии слишком часто забывают The Prestige, выпущенный 15 лет назад в ноябре. Необычен среди работ Нолана из-за его малобюджетности (его фильмы обычно стоят около 150 миллионов долларов; этот был снят за 40 миллионов долларов), декорации периода (он основан на романе Кристофера Приста 1995 года о соперничестве между двумя реальными людьми). жизнь викторианских фокусников на сцене), и, как следствие, отсутствие огромных сложных декораций со спецэффектами, ее иногда называют Nolan-lite — дурацкой маленькой костюмированной драмой о магии среди всего более тяжелого научно-фантастического материала.
Фактически, это его самый мрачный фильм. Действие происходит в ненадежном мире сценической магии 19-го века, в нем рассказывается о двух молодых трикстерах — очаровательном Роберте Энджире (Хью Джекман) и упорном Альфреде Бордене (Кристиан Бейл); собирательные инициалы ABRA — стремление к успеху. На что они готовы пойти, ужасны: в их самом первом шоу их помощница, которая также является женой Анжера, Джулия (Пайпер Перабо), тонет в стеклянном резервуаре, когда Борден должен завязать хитрый узел. позволить ей сбежать идет не так. По мере того как фильм продолжается, количество травм и жертв растет и растет. Отчасти это результат их все более ожесточенного соперничества, вызванного желанием Анжера отомстить после смерти Джулии, но также и их неустанным стремлением к успеху.
Сколько должно вам стоить ваше искусство? Это вопрос, который задает Нолан, а также тот, который он саморефлексивно переносит на кинопроизводство. Магия — это легкая замена кино — оба являются формами иллюзии — и это позволяет ему, под захватывающим, удивительно жестоким рассказом о выходящем из-под контроля антагонизме, ослепить нас своей великой теорией кинопроизводства. «Я думаю, что кино за эти годы привлекло огромное количество магической поп-музыки», — сказал он. — сказал Нолан во время выпуска. «Вот почему это исторический фильм — волшебники викторианской эпохи были похожи на режиссеров или даже на кинозвезд или рок-звезд своего времени».
Почему люди так подвержены магии кино? И что заставляет таких людей, как Нолан, снимать фильмы? Эти вопросы могут показаться достаточно безобидными, но ответы Нолана, которые говорят о его взглядах на человеческую природу в той же мере, что и о кино, совершенно мрачны. «Цена не имеет значения», — говорит Энджер Николе Тесле (восхитительное камео Дэвида Боуи). «Возможно, нет, но вы учли стоимость?» — приходит ответ известного изобретателя.
Кристиан Бейл в журнале The Prestige Кредит: Коллекция Christophel/Alamy Stock Photo
«Вы должны получить свой руки грязные, если ты собираешься достичь невозможного », — советует Энджьеру инженер-постановщик Джон Каттер, которого играет Майкл Кейн. С таким же успехом это могло быть мантрой фильма.
Оба фокусника приносят огромные личные жертвы на протяжении всего фильма — в основном, в типичном и проблематичном приеме Нолана, в форме женщин, которых они любят. Энджер теряет Джулию из-за чужой беспечности, но позже он отправляет свою новую возлюбленную Оливию, которую играет Скарлетт Йоханссон, работать на Бордена, надеясь через нее узнать его секреты. Он знает, что поступая так, он потеряет ее сердце из-за Бордена (потому что, естественно, единственный стимул, который нужен этим мужчинам, чтобы влюбить женщину в себя, — это разоблачение): любовь — это жертва, которую он принесет ради профессионального превосходства.
Между тем, Борден, как показано в последних моментах фильма, — это не один человек, а два: однояйцевые братья-близнецы, которые 20 лет живут как один человек, чтобы облегчить уловку с исчезновением. Такое крайнее членовредительство слишком далеко даже для Анжера, который в ключевой момент предзнаменования замечает: «Я не мог представить, как прожил всю свою жизнь как кто-то другой». Вместо этого он велит Тесле построить ему хитроумное устройство, которое создает «клона» Анжера. как замена телепортации — оставление «оригинала» чтобы умереть.
При повторном просмотре вы можете заметить намеки на то, что Бейл играет двух, а не одного человека: его жена Сара, которую играет Ребекка Холл, неоднократно отвечает на его признание в любви вариациями на тему « «Сегодня ты не имеешь в виду» или «Сегодня это правда», предвещая открытие того, что только один из двух братьев любил ее (другой любит Оливию; «Часть меня любила ее, а часть — нет», — говорит он. ее).
Другие отсылки к его изменчивому характеру (когда Сара спрашивает его, почему он купил ее дом, в котором он вчера отказал, он сказал : «Вы поймали меня в неправильном настроении») и очевидные физические несоответствия (например, когда его отрубленный палец все еще кровоточит «так же сильно, как в тот день, когда вы это сделали» несколько дней спустя), указывают на возможное раскрытие.
В конце концов, оба мужчины приносят высшую жертву — Борден повешен за убийство; Энджер каждую ночь переживает «смерть» под сценой, которую бросают в запертый ящик, чтобы утонуть, как Джулия, когда клон, созданный машиной Теслы, кланяется — и решает, что нет ничего важнее успеха трюка. Почему, спрашивается в фильме? Анжер говорит нам в заключительных моментах, когда Борден насмехается над ним: «Вы прошли полмира. Вы потратили целое состояние. Ты делал ужасные вещи. Действительно ужасные вещи, Роберт. И все напрасно ».
«Зря?» — отвечает его соперник. «Вы никогда не понимали, зачем мы это сделали. Публика знает правду. Мир прост. Это ужасно. Твердый на всем протяжении. Но если вы можете обмануть их хотя бы на секунду, вы можете заставить их задуматься. Тогда вы должны увидеть что-то особенное. Вы действительно не знаете? Это было выражение их лиц ».
Вот и все: кино волшебно, потому что мира нет. Сила фильмов заключается в их способности увести вас от вашей жалкой маленькой жизни. Любые и все личные затраты стоят того, чтобы пожертвовать собой ради достижения этого мимолетного ощущения. Возможно, мы не должны верить в то, как живут эти люди, достойно восхищения, но мы определенно должны верить в силу их искусства. Трудно придумать более удручающее видение художника — или состояния человека.
Хью Джекман в «The Кредит престижа: Alamy Stock Photo
Как ни странно (а может быть, и нет), рассказ фильма о том, как такая преданность работе испортит ваши личные отношения, отражается в реальных жизненных конфликтах между Ноланом и Кристофером Пристом. В прошлом году в беседе с The Telegraph автор описал свое первое волнение по поводу того, что Нолан превратил его книгу в фильм — он сказал, что лично защищал Сэма Мендеса в то время неизвестного режиссера после того, как его агент прислал ему видеокассету с его первой записью. фильм, следующий — уступил место другому. «Он очень разочаровал меня, — сказал Прист. «Я вроде как выбрал его».
По его словам, он встречался с Ноланом только однажды, и «у нас не было абсолютно никакой химии — только два парня в комнате говорили:« Эээ, как дела? »»
Когда американские издатели Priest захотели выпустить новое издание «Престиж», связанное с фильмом, создатели фильма отказались удалить изображения с пленки для использования на обложке, что фактически перечеркнуло этот план. Заявленная позиция Нолана заключалась в том, что он не хотел побуждать кого-либо прочитать книгу до того, как они увидят фильм, чтобы не выдать неожиданный финал (хотя Прист отмечает, что в продаже появилось дополнительное издание сценария фильма. выпускать). Режиссер и актеры рьяно охраняли детали сюжета от журналистов при подготовке к выпуску.
Нолан, режиссер Бейла Предоставлено: Everett Collection Inc/Alamy Stock Photo
«Я был серьезно обижен этим, — сказал Прист, — потому что это было эгоистично и подло. Все остальные имеют процент, и единственная надежда писателя — это книга. Он фактически наложил вето на это. Это не причинило бы ему вреда, и на него было наложено вето на очень узких и эгоистичных основаниях, что он не хотел, чтобы люди «испортили» фильм. Интересно, что на момент выхода фильма «Прист» звучал совсем в ином тоне.
«Я все думал:« Как бы мне это приспособить? Как они собираются это сделать? »Я пришел к выводу, что они не смогут. Затем, шесть месяцев спустя, я получил копию сценария по почте. И первые слова в сценарии — это слова, которые вы слышите в трейлере. Вы знаете: голос Майкла Кейна говорит: «Каждый трюк состоит из трех частей…» И я ударил себя ногой. Я подумал: «Хотел бы я так начать роман!» — сказал он Empire. Также, как сообщается, у него не было проблем с основным изменением сюжета, которое Нолан внес в концовку.
Возможно, время, которое потребовалось Нолану, чтобы снять фильм, было еще одним источником недовольства Приста. К моменту начала производства режиссер и его соавтор, его брат Джонатан, работали над сценарием семь лет. «Изначально мы собирались сделать это до« Бэтмена: Начало », но у нас не хватило времени, поэтому мы вернулись к нему позже», — сказал режиссер Empire.
Братья внесли значительные изменения в роман («Крис действительно по-своему. внуки фокусников пытаются разгадать тайну вражды своих дедушек и бабушек, усиливают характер Майкла Кейна и, в типичной ноланской манере, бросают еще одну мертвую жену.
Они также немного изменили природу поворота: вместо создания идентичного клона в книге машина Теслы переносит сущность Анжера во вновь созданное тело и оставляет его старое тело, труп. Анжер хранит трупы в своем семейном хранилище, вместо того, чтобы топиться каждую ночь. Во всяком случае, финал фильма вызывает еще большее беспокойство.
Ноланы закончили сценарий за три дня до начала съемок. С годами его видение фильма изменилось. «Я попытался сделать« Престиж »меньше, чем я сначала представлял, как более интимный фильм». Режиссер думал об этом как о «каком-то малоизвестном художественном фильме», а не как о незначительном массовом успехе (он принес 53 миллиона долларов), которым он оказался.
Не было никаких больших декораций или тщательно поставленных боевых сцен. Фильм снимался на месте — в Вест-Энде использовались несколько кинотеатров Лос-Анджелеса — и в основном с помощью портативных камер. Актерам оценок не ставили; вместо этого съемочная группа должна была просто следить за их движениями. Некоторые сцены даже не освещались. Вместо того, чтобы годами погружаться в тонкости сценической магии, Джекмана и Бейла обучил нескольким трюкам профессиональный фокусник Рики Джей (который также появляется в фильме как явно второсортный фокусник).
Дэвид Боуи в роли Николы Теслы Предоставлено: Коллекция Christophel/Alamy Stock Photo
Прист также обвинил Нолана в том, что он жертвовал своими талантами ради денег. создание машины Голливуда — «Он продан Бэтмену, и это великая, великая трагедия. Он мог бы стать новым Хичкоком »- и настаивал на написании собственных фильмов, несмотря на отсутствие способностей к написанию сценариев.
«Сейчас он пишет свои собственные сценарии. Его брат Джонатан Нолан — хороший писатель — откровенно говоря, он, вероятно, является секретом успеха Криса. Он был соавтором сценария для «Престиж», и я очень, очень дорожу этим. Но Кристофер написал «Дюнкерк», «Начало» и «Тенет» — и «Начало», вероятно, один из самых нелепо плохо написанных фильмов, которые я когда-либо видел ». (Тот факт, что Ноланы были соавторами фильма, в котором талант одного брата поглощен талантом другого до такой степени, что он физически стирается, — еще одно завораживающе жуткое эхо реальной жизни.)
Было бы бесполезно делать выводы о каком-либо человеке из рассказа Приста; Нолан никогда не предлагал опровержения. Но что неоспоримо, так это своеобразные параллели между отношениями и отношениями главных героев фильма. Борден и Энджер начинаются как партнеры: два молодых зеленых волшебника носятся по Лондону, напиваются своих героев, спорят о технике, стремятся к большому успеху.
Кристофер Нолан со своим братом Джонатаном (справа) Фото: Э. Шарбонно
Но они невероятно разочаровываются в амбициях друг друга. Серьезный и методичный Борден считает Анжера аншлагом, одержимым ярким зрелищем, никак не влияющим на качество его исполнения. «Он бездарный фокусник, и его называют лучшим в Англии!» — рявкнул он в какой-то момент. Трудно не услышать отголоски разочарования Приста в отношении Нолана.
Анжер, в свою очередь, завидует таланту Бордена, но презирает его отсутствие зрелищности. «Он ужасный фокусник», — насмешливо говорит он Каттеру. «Нет, он замечательный фокусник», — отвечает Каттер. «Он ужасный шоумен. Он не знает, как это нарядить ». Они являются фольгой друг для друга: у одного есть стиль, у другого — суть. И хотя Приста и Нолана не так легко сравнивать, трения между двумя творческими людьми, ни один из которых не чувствует уважения со стороны других, отражается в реальной жизни.
Возможно, всему этому есть простое и грубое объяснение. : Нолан считает себя гением искусства, который борется с препятствиями, создаваемыми ограниченными взглядами других людей (стоит отметить, что фильм страдает от широко обсуждаемой режиссерской проблемы мертвой жены) и снял фильм о том, какой он человек. Правда, очевидно, сложнее. Но Prestige заслуживает внимания из-за того странного темного зверя, которым он является. И если вы хотите понять Кристофера Нолана, режиссера и, возможно, человека, это лучшее место для поиска.
Свежие комментарии