Типичный английский джентльмен: Дэвид Нивен с Кантинфласом в фильме «Вокруг света за 80 дней» Кредит: Алами
С тех пор, как Жюль Верн впервые опубликовал свой Основополагающий приключенческий роман «Вокруг света за восемьдесят дней» 1872 года, его динамичное повествование, вращающееся вокруг джентльмена-авантюриста Филеаса Фогга, принимающего пари совершить кругосветное путешествие за 80 дней, несколько раз адаптировали для кино и телевидения.
Среди них были версии с Пирсом Броснаном и Стивом Куганом в роли Фогга, а также с Эриком Айдлом и, из всех маловероятных людей, Джеки Чаном в роли его камердинера Паспарту.
В это Рождество на BBC One транслируется новая версия с Дэвидом Теннантом во главе, Ибрагимом Кома в роли более динамичного и менее раболепного Паспарту и Леони Бенеш из Вавилона Берлина в новой роли журналистки Эбигейл. Исправить. Надеюсь, это будет захватывающий кусочек праздничного веселья, а не скучная порция рождественской индейки.
Однако вряд ли он затмит окончательную экранизацию этой истории, которую поставил Майкл Андерсон, с Дэвидом Нивеном в главной роли в роли Фогга и мексиканским комиком Кантинфласом в роли Паспарту. Тем не менее, наиболее значительным именем в его производстве было не имя Андерсона, Нивена, Кантинфласа или даже Верна. Вместо этого это был продюсер Майкл Тодд. Он был импресарио в масштабе П.Т. Барнума, чьи экстравагантности и высокомерие делали путешествия Фогга относительно мелкими.
Недаром его имя было в центре внимания общественности, а фильм даже назывался «Вокруг света Майкла Тодда за 80 дней». Как персонаж из художественной литературы Верна, Тодд спродюсировал фильм, спасаясь от небольшой армии кредиторов, недовольных деловых партнеров и мафиози. То, что он вообще был завершен, было почти чудом; его славный успех подтвердил значительные усилия, приложенные предпринимателем для его создания.
Биограф Тодда, Арт Кон, писал о нем в грандиозных выражениях, что «Майк Тодд, смелый авантюрист, борющийся со средним возрастом, как будто он собирался победить его, — человек эпохи Возрождения 20-го века». Он родился Авром Голдбоген, младший из девяти детей, в Миннеаполисе в 1909 году. Бросив школу еще молодым, он развил предпринимательские наклонности и к 21 году уже заработал и потерял состояние: причиной его упадка была строить бизнес по звукоизоляции студийных сцен, предвосхищая появление говорящих картин, которые затем обанкротились во время Великой депрессии. Он пошутил: «Я был мальчиком-чудаком — это было до того, как я стал мальчиком-неудачником».
Шутка была типичной для продюсера с его наглостью, амбициями и потенциалом к успеху, но в то же время она была типичной для Тодда в том, на что намекали свободные финансовые договоренности. Как лаконично описал Кон: «В 18 лет он был президентом строительной компании с годовым доходом в 2 миллиона долларов. Год спустя у него был кредитный баланс в размере 820 000 долларов. В 20 лет он был разорён, не мог платить за квартиру и существовал на пособие жены в размере доллара в день ».
Его необычайная энергия вскоре помогла ему перенести свои таланты на Бродвей, и к 37 годам он поставил там четыре пьесы одновременно и зарабатывал 20 000 долларов в неделю. Однако в следующем году он обанкротился из-за долгов на сумму более миллиона долларов, которые он выплачивал за поместье площадью 30 акров в Ирвингтоне-на-Гудзоне. Его выгнали из Чикаго гангстеры, яростно разлучили с его первой и второй женами и гордились собственной пошлостью. Однажды Тодд сказал подчиненному: «Обучите меня, и мы оба останемся без работы».
Тем не менее, в 1955 году, успешно запустив пост-продакшн компанию Todd-AO, он решил, что должен создать фильм, который переопределит эпические амбиции. И что может быть лучше, чем сага о другом авантюристе и мечтателе, который любой ценой пытался преодолеть невероятные шансы?
Продюсер Майк Тодд со своей звездой «Вокруг света за 80 дней» Дэвидом Нивеном Кредиты: Getty
Идея экранизации «Вокруг света за 80 дней» пришла в голову другому великому провидцу кино, Орсону Уэллсу, но сценическая версия 1946 года, которую он написал и в которой появился, «Вокруг света» оказалась провальной. Уэллс попросил Тодда подготовить его, но лаконично заметил, что « когда стало очевидно, что, среди прочего, он не в состоянии обеспечивать финансы, я был вынужден взять на себя ответственность за это сам ''.
Он потерял более 300000 долларов и, казалось, предполагал, что история была отравой для кассовых сборов. Но Тодд был заинтригован потенциалом масштабного фильма, и в 1954 году он выкупил права на экранизацию у британского продюсера Александра Корда, который был рад отказаться от них: он назвал этот проект « слишком сложным для создания '' и слишком дорого ». Корда не торговался с импресарио импресарио, о котором говорили, что «он свернет горы, если потребуется. Если в этом нет необходимости, он построит гору, чтобы сдвинуть ее ».
Тодд нанял писателя из Нью-Йорка С. Дж. Перельмана для адаптации сценария, сказав ему, что «тираж журнала New Yorker составляет 350 000 экземпляров. Я хочу, чтобы эту картину увидели более ста миллионов ». В качестве режиссера он выбрал молодого англичанина Майкла Андерсона, наиболее известного по фильмам «Разрушители плотин» и адаптации Оруэлла «Девятнадцать восемьдесят четыре». Андерсон был профессиональным, талантливым, дешевым и покладистым; не было сомнений, что Тодд, а не он, будет автором этой картины.
Кастинг имел решающее значение. Дэвид Нивен был типичным английским актером-джентльменом своего времени, и Тодд позвонил ему и вызвал на встречу. Позже Нивен написал в своих мемуарах «Воздушный шар Луны», что «я никогда не встречал Тодда, но слышал сотни историй о легендарном ведущем шоумене, игроке, промоутере или мошеннике — все видели его под другим углом».
Их разговор был кратким. Тодд, куря «сигару гротескных размеров», спросил Нивена, слышал ли он о Верне и «Вокруг света за 80 дней». Когда актер ответил: «Я был отлучен от этого», Тодд сказал: «Я никогда раньше не снимал фото, но я сделаю этот. Как тебе нравится сыграть Филеаса Фогга? » Обрадованный Нивен воскликнул: «Я бы сделал это напрасно!» Тодд ответил: «Ты должен заключить сделку» и исчез в бассейне.
Дэвид Нивен и Ширли Маклейн в фильме «Вокруг света за 80 дней» Фото: Алами
Не менее решающим был кастинг Кантинфласа. Вместо того, чтобы быть закадычным другом и фольгой романа, Тодд рассматривал его как со-ведущего, и, что особенно важно, появление чрезвычайно популярного комика привело бы к кассовым сборам в мексиканском и латиноамериканском сообществе Америки. Тодд сказал о нем, что «Cantinflas — величайший из ныне живущих исполнителей. Он не только великолепный актер и комик, но и известный тореадор, музыкант, акробат и может кататься на чем угодно, от верблюда до кометы … он по сути пантомимист и придаст этой роли настоящий пафос ».
Когда ему сообщили, что Кантинфлас, по его собственной оценке, самый богатый актер в мире, не был заинтересован в создании американской картины или выступлении в качестве фольги для другой звезды, Тодд полетел в Мексику, чтобы убедить его принять роль. Как сказал Кантифлас: «Мистер Тодд заверил меня, что фильм будет снят должным образом, и что я смогу изобразить Паспарту на латыни. Так что для моей аудитории в Латинской Америке я все еще буду Cantinflas ». Задолго до того, как Голливуд осознал идеи разнообразия и подходящих с расовой точки зрения актеров, Тодд был впереди всех, хотя и по деловым, а не по этическим причинам.
После того, как Тодд нанял опытного характерного актера и печально известного алкоголика, Роберта Ньютона на роль антагониста-инспектора Фикса и тогдашнюю инженю Ширли МакЛейн на роль главной героини принцессы Ауды, Тодд пришел к идее заполнить актерский состав второстепенным составом всемирно известными знаменитостями, многие из которых который появился на несколько секунд. Все, от Джона Гилгуда и Бастера Китона до Марлен Дитрих и Джона Миллса, появлялись в крошечных ролях.
Как сказал Тодд, «было много картинок с громкими именами, но история всегда строилась вокруг звезд. Моя идея заключалась в том, чтобы каждая звезда соответствовала своей части истории. Наша история была о четырех людях, которые отправились в путешествие. Отправляясь в путешествие, вы встречаетесь со множеством людей. Это так просто.» Затем он обосновал свой метод набора суперзвезд. «Допустим, вы хотите, чтобы парень стучал по пианино в хонки-тонке. Кого ты выберешь? Синатра, естественно. Не потому, что он Синатра, а потому, что когда он садится за пианино с котелком на голове и подвязками на рукавах, он настоящий ».
Кантинфлас, Дэвид Нивен, Марлен Дейтрих и Фрэнк Синатра в фильме «Вокруг света за 80 дней» Фото: Алами
Как сказал один из соратников Тодда, чтобы заполучить звездный состав, «Майк никогда не переставал говорить. Он ласково разговаривал с женщинами, быстро уговаривал мужчин и заставил их поверить в то, что только настоящая известная фамилия может позволить себе выставлять счета по алфавиту ». Как прокомментировал Ноэль Кауард, одно из многих известных звезд, «Тодд издевался надо мной из-за обеда плохого качества, и я уступил ему, черт возьми». Он даже нанял легендарного испанского тореадора Луи Домингина для эпизодической роли, а после Домингуина согласился, Тодд сказал: «Мы забыли упомянуть деньги». «Сколько вам нужно?» был ответ тореадора.
Ответ, как выяснилось, был огромным. При первоначальном бюджете в 3 миллиона долларов стоимость вскоре выросла вдвое. Первоначально согласившись софинансировать картину с Columbia Pictures, Тодд поссорился с известным воинственным главой студии Гарри Коном, который сказал: «Что, черт возьми, ты знаешь о создании картин? Вы никогда в жизни не создавали ни одного. Делаем картинки. Ты придерживаешься своих девчачьих шоу «. Вместо этого невозмутимый Тодд пообещал, что снимет фильм самостоятельно, если он его убьет. Как прокомментировал Нивен, «пока картина не была закончена, я жил в атмосфере чистой фантазии. Никто не знает, где Тодд собрал необходимые семь миллионов долларов [sic], и он определенно не собирал их сразу, потому что производство несколько раз останавливалось, когда странные смуглые джентльмены приезжали из Чикаго после срочных консультаций ». Неудивительно, что Нивен заметил: «Неделями подряд нам не платили».
И все же Тодд не смутился. Во время съемок он встретил и влюбился в Элизабет Тейлор, чей строгий контракт с MGM означал, что она была одной из немногих голливудских звезд, которые не появлялись в камео. В феврале 1957 года она стала его третьей женой. Нивен описал их как «сияющих счастьем», но отношения были такими же бурными, как и многие другие браки Тейлора, не в последнюю очередь из-за героически расточительных вкусов Тодда.
Законченный фильм «Вокруг света за 80 дней» насчитывал почти 70 000 статистов, в том числе все население Чинчона, Испания, в эпизоде боя быков. Однако за всю эту грандиозность пришлось заплатить, и негатив к фильму был конфискован шерифом Лос-Анджелеса. Он не будет выпущен, пока многие кредиторы Тодда не будут удовлетворены. Таким образом, продюсер оказался в неортодоксальной ситуации: проводил пост-продакшн, включая редактирование и оценку картины, под наблюдением заместителя шерифа, а негатив помещали в хранилище банка в конце каждого дня.
& # 39; Todd bonanza & # 39 ;: Нивен с Тоддом на съемочной площадке Фото: 1956
Тем не менее, головокружительная удача позволила Тодду закончить фильм и провести его премьеру в Театре Риволи в Нью-Йорке 17 октября 1956 года. Один продюсер, который смотрел фильм заранее, заметил: «Отлично, Майк», на что Тодд отрезал: «Куси свой язык». когда вы называете это фильмом. Это шоу.
Нивен охарактеризовал премьеру как «золотое дно Тодда», полное икры, шампанского и программ с золотым тиснением. Это была типичная уловка продюсера: чеки, которые он выписал на покрытие расходов, вернулись на следующий день после премьеры. Но ночью «бледный и напряженный» Тодд почувствовал облегчение от того, что фильм был встречен аплодисментами, похвалами критиков и лести. Его величайшая авантюра увенчалась успехом. Как писал Арт Кон, «напряженные плечи Майка расслабились на спинке сиденья. Его инстинкт шоумена видел, как его звезда взлетела с пулевидным снарядом в небосвод ».
Тодд знал, что огромный финансовый успех фильма сделает его продюсером с хорошей репутацией, чему позавидуют такие, как Гарри Кон и другие руководители студий. Он во много раз превысил свой производственный бюджет, с общей кассовой сбором около 42 миллионов долларов, и получил множество наград, в том числе за лучший фильм на «Оскаре», благодаря активному налаживанию контактов с Тоддом. Человек, который однажды пошутил: «Я много раз был разорён, но никогда не был бедным», наконец, пришел в норму. И казалось вероятным, что в киноиндустрии, которая пыталась бороться с угрозой телевидения с помощью все более и более щедрых широкоэкранных разноцветных эпосов, он скоро получит еще один шанс снять еще один грандиозный фильм.
Бурный роман: Элизабет Тейлор и Майкл Тодд в Эпсом-Даунс Кредит: AP
Это не должно было быть. 22 марта 1958 года Тодд был на борту частного самолета, который он купил, чтобы отпраздновать успех кассовых сборов «Вокруг света за 80 дней», и летел в Нью-Йорк, чтобы принять награду «Шоумен года». Нивен пытался убедить его пообедать с ним и его женой, но продюсер, хотя и не хотел уходить, намеревался выполнить свое обещание.
Названный в честь его новой жены, его самолет, который Лиз видел, Тодд сопровождал его биограф Арт Кон, пилот и второй пилот. Тейлор была дома, заболела простудой, и ее муж не обращал внимания на ее отсутствие, сказав своему другу Кирку Дугласу, которого он пытался пригласить на рейс вместо Тейлора, чтобы поиграть в джин-рамми, что «это хороший, безопасный самолет. Я бы не позволил ему разбиться. Я беру с собой фотографию Элизабет и не позволю, чтобы с ней что-нибудь случилось ».
Он был неправ. У «Лиз» отказал двигатель и он разбился в Грантс, штат Нью-Мексико, в результате чего погибли все его пассажиры. Тодда можно было идентифицировать только по его стоматологической карте. Как писал его ближайший друг Эдди Фишер: «Там был закрытый гроб, но я знал, что это больше для галочки, чем что-либо еще. Самолет взорвался при ударе, и все, что было найдено, не удалось идентифицировать … Единственными предметами, извлеченными из обломков, были обручальное кольцо Майка и пара платиновых запонок, которые я ему дал ».
< p> Вот и подошла к концу одна из самых запутанных, причудливых и богатых событиями историй американского развлечения. Был ли Тодд гением, мошенником или сумасшедшим — или всеми тремя — его фильм «Вокруг света за 80 дней» остается высшей точкой в Голливуде, и как звездное развлечение без денег, и как завещание. к явной наглости и безграничным амбициям одного человека.
Какими бы ни были сильные и слабые стороны версии Дэвида Теннанта и Ибрагима Комы, вряд ли она будет столь же верна исходному материалу в своей безумной экстравагантности, как остается несравненный фолиант величия Майка Тодда.
< p> Вокруг света за 80 дней на BBC One и BBC iPlayer с 26 декабря 2021 г.
Свежие комментарии