Если вы смотрите много телевизионных драм, вы можете спросить себя, что случилось с благородным искусством придумывать вещи. Общеизвестно, что чаще всего писателям задают вопрос: «Откуда вы берете свои идеи?» и в случае с сегодняшними телевизионными сценаристами ответ чаще всего заключается в том, чтобы просматривать газеты и выбирать самые сочные истории для драматического использования.
Это происходит во всех областях телевизионной драмы. Десять лет назад большим престижным сериалом, зацепившим мир за деяния британских высших классов, был «Аббатство Даунтон», посвященный вымышленной семье Кроули; теперь это (вроде) реальные подвиги королевской семьи в «Короне». А что касается криминальной драмы, искусно спланированный детектив уступает дорогу суровым реалиям «настоящего преступления».
В прошлом году у нас были, среди прочего, «Ландшафтники» с Оливией Колман и Дэвидом Тьюлисом в главных ролях в роли Сьюзен и Кристофером Эдвардсом, который убил родителей Сьюзен и десять лет скрывал это преступление; «Змей» о серийном убийце Чарльзе Собхрадже, идущем по следу хиппи; Убийства в Пембрукшире, касающиеся убийцы «В яблочко» Джона Купера и Обмана, инсценирующие операцию по ловушке с целью поймать убийцу Рэйчел Никелл.
В этом году Эдди Марсан изобразил незадачливого мошенника, симулирующего смерть, Джона Дарвина в фильме «Вор, его жена». и Каноэ, а Колина Ферта в настоящее время можно увидеть в сериале «Лестница» канала Sky в роли Майкла Петерсона, автора криминальных романов, обвиняемого в убийстве своей жены — история, которая уже была рассказана в известном документальном фильме.
Вскоре нас ждут драмы о Джимми Сэвиле, которого играет Стив Куган, и Рауле Моате. А роскошный кастинг — Тимоти Сполл, Шейла Хэнкок, Энн Рейд — только что был объявлен для «Шестой заповеди», сериала об убийствах, совершенных церковным старостой Бенджамином Филдом в благородной деревне Бакингемшир. Его написала Сара Фелпс, наиболее известная своими ревизионистскими экранизациями Агаты Кристи.
Оливия Колман и Дэвид Тьюлис в роли Сьюзен и Кристофера Эдвардса в фильме «Ландшафтники». Фото: Sky
Привлекательность таких драм часто заключается в демонстрации того, что правда необычнее вымысла. Если бы Джон Дарвин и его каноэ существовали только в воображении сценариста, история, вероятно, была бы отвергнута как слишком неправдоподобная.
Хотя многие из них приятны, возможно, пришло время для моратория. Расписания начинают напоминать телевизионный эквивалент журнала, такого как Take a Break, сомнительный идеал которого заключается в том, что если история одновременно и правдива, и диковинна, этого достаточно, чтобы о ней стоило рассказывать. Воображение обесценивается.
Я начал этот год с эмоционального крушения после просмотра фильма «Энн» на ITV с Максин Пик в главной роли в роли активистки кампании «Хиллсборо» Энн Уильямс, которая борется за опровержение официально санкционированной лжи о ее мертвом сыне. Пару лет назад я кипел от ярости из-за беззакония Путина, подробно описанного в «Отравлениях в Солсбери». Но в обоих случаях мои чувства были такими искренними, потому что истории были правдой: реальность сделала эмоциональную тяжелую работу. Само по себе в этом нет ничего плохого, но мы видим, что у писателей все меньше возможностей браться за задачу заставить зрителей заботиться о полностью вымышленных людях и событиях; сложно осуществить, но волшебно, когда это удается.
Однако в наши дни в искусстве мода на аутентичность. Писатели с большей вероятностью получат заказ на книгу, если смогут рассказать о том, как «путешествие» их персонажа отражает их собственное — отсюда и рост «автофантастики», жанра, который сочетает в себе роман и мемуары. Истина ценится сама по себе. Одна проблема, однако, заключается в том, что телевизионные драмы так часто только на словах говорят правду, весело подправляя ее или сглаживая ее острые углы.
Я никому не уступаю в своем восхищении чернобыльским сериалом HBO, но зрителям было бы неблагоразумно уйти от него, думая, что им не нужно больше читать об этой катастрофе. Это могло быть более захватывающим, чем документальный фильм, но некоторые персонажи были смесью нескольких реальных людей, а наука была стандартом Книги о божьей коровке по ядерной физике. А иногда и откровенно ошибались — врачи могли помешать Людмиле Игнатенко навестить умирающего мужа-пожарного в реальной жизни, но не потому, что считали радиационное отравление заразным.
Максин Пик играет главную роль в фильме «Энн». Фото: ITV
Мы все знаем, что The Crown преподносит сплетни как истину — апогеем было ее странное заявление о том, что принц Филипп был «безголовым человеком» в деле о разводе с герцогиней Аргайл, новость даже для самых непристойных членов королевской семьи.
И с другой стороны, эти драмы часто представляют людей в лестном свете, потому что продюсеры нуждаются в их сотрудничестве или не хотят, чтобы на них подали в суд.
Тогда возникает вопрос безвкусия: правильно ли переделывать реальные человеческие бедствия в вечернее развлечение? Дэвид Кэмерон заказал расследование «Секрет» (2016) с Джеймсом Несбиттом в главной роли в роли двойного убийцы Колина Хауэлла после того, как дочь Хауэлла пожаловалась на нарушение конфиденциальности. Родственники жертв Денниса Нильсена раскритиковали Деса в главной роли Дэвида Теннанта.
Тем не менее, у тех, кто недоволен такими драмами, не так уж много шансов на возмещение ущерба. Норман Скотт, несчастный любовник Джереми Торпа, только что опубликовал мемуары, отчасти для того, чтобы противодействовать его изображению в бурно комической драме BBC «Очень английский скандал». «Меня изображают бедным, жеманным маленьким геем», — жаловался Скотт. «Художественная лицензия — это хорошо, но это не моя история. И нет ничего смешного в том, что кто-то пытается вас убить».
Если говорить о смешном, комедия также стала подвержена поиску историй из реальной жизни. Комедийные мемуары теперь являются одним из основных элементов телевизионного ситкома — «Алма ненормальная, большие мальчики», — и внезапно абсурдистские прелести таких шоу, как «Майти Буш», кажутся далеким воспоминанием.
Возможно, реальная проблема с состоянием телевизионной драмы заключается в том, что, несмотря на художественную лицензию, они часто кажутся такими приземленными и художественно беспроблемными по сравнению с лучшими драматическими произведениями.
Можно вспомнить основополагающий портрет Британии Тэтчер, сделанный Аланом Блисдейлом. , Boys from the Blackstuff (1982), который не был привязан к правде – да, он отражает настоящую борьбу, но это не документальный фильм. Действительно, события эпизода, посвященного деградации бедного Йоссера Хьюза (Бернард Хилл), кажутся скорее оперными, даже граничащими с сюрреалистическими, чем реалистичными.
Репутация одного из величайших телевизионных писателей 20-го века Денниса Поттера основана на блестящих и причудливых произведениях, которые он создал в 60-х, 70-х и 80-х годах, в частности «Пенни с небес» (1978) и «Поющий детектив» (1986) – фантазии. в некотором смысле, но и произведения невероятного эмоционального восприятия, которые, как и все великое искусство, выражали глубокие универсальные истины.
Боб Хоскинс и Шерил Кэмпбелл в вымышленном фильме «Пенни с небес». но то же самое можно сказать и о рассуждениях о коррупции в атомной промышленности в «На краю тьмы» (1985) или воображаемом построении постъядерного мира в «Нитях» (1984) — драмах, не основанных на фактах, которые сохранили свою власть над общественным воображением.
Хотя я очень хочу посмотреть Стива Кугана в роли Джимми Сэвила, я все равно удивлюсь, если его фильм окажется таким же сильным, как «Сокровище нации» Джека Торна (2016), в котором основное внимание уделяется не только Робби Колтрейну (вымышленному ) экс-артиста обвинили в жестоком обращении, но также представили многослойный портрет его семьи и влияние скандала на них. И, чтобы закончить на более тривиальной ноте: этот сериал мог заставить нас до самого конца гадать, виновен он или нет.
Одна проблема со всеми этими правдивыми историями заключается в том, что реальность уже предоставила спойлеры.
Свежие комментарии