Жителям Восточной Африки редко выпадает шанс показать, на что они способны на двух колесах. Они сделали это в Кении в этом месяце, и результат был впечатляющим
В мире бега на длинные дистанции восточноафриканцы долгое время были доминирующей силой, и вскоре они могут также задавать темп в самом белом из элитных видов спорта: велоспорте. В этом месяце Migration Gravel Race (MGR) собрала 100 лучших велосипедистов мира в четырехдневной схватке на каменистых красных грунтовых дорогах кенийского Масаи Мара. Поскольку треть участников приехала из Восточной Африки, у гонщиков региона была редкая возможность показать, что они могут соперничать с лучшими.
«Велоспорт — очень евроцентричный вид спорта», — говорит Микель Делагранж, инициатор мероприятия. «За более чем 100 лет проведения чемпионатов мира только три спортсмена за пределами Европы побеждали, и они приехали из США и Австралии».
В течение 11 лет Делагранж, юрист-правозащитник, работал в основном в Центральной и Восточной Африке в международном уголовном суде в Гааге. Он уволился в прошлом году и теперь работает с ООН в Палестине.
«Препятствием для райдеров из Восточной Африки является отсутствие доступа к международным соревнованиям, — говорит он. «Вы можете быть лучшим в своем районе, но вы не добьетесь прогресса, если будете побеждать только людей в вашем районе.
Два гонщика на этапе 3, который финишировал на самом диком участке гонки без доступа к интернету и под звуки гиен по ночам. Фотография: saltlakephoto.nl
«Но если мы отправим восточноафриканца на международную гонку, мы потратим невероятную сумму денег на визы, потому что все думают, что они мигранты, тогда на перелеты, плюс пребывание в Европе непомерно дорого для большинства.
«После долгих консультаций мы подумали: вместо того, чтобы царапать дверь, почему бы нам не привезти международные конкуренции?»
На фоне акаций и молочайных канделябров, среди зебр, жирафов, импал и антилоп гну в саванне, четырехдневная гонка проведет гонщиков по 650 км неровных дорог с подъемом на высоту более 3000 метров. Каждый день, прежде чем трассу расчищают мотоциклетные подметальные машины масаи, одетые в свои традиционные красные клетчатые одеяла, вертолет вылетает вперед, чтобы проверить наличие слонов и буйволов.
«То, что делает Микель, — это дать восточноафриканским гонщикам домашнюю платформу, а не европейскую», — говорит кенийский велосипедист Дэвид Кинджа. «У них есть шанс посоревноваться с лучшими в своей стране».
Это особенное событие, потому что теперь чернокожие видят, что мы можем быть профессионалами. Нэнси Акиньи, кенийская велосипедистка
передвижение группы из 100 велосипедистов по региону, в котором отсутствует инфраструктура, — непростая задача. Вся логистика, от охраны до приготовления пищи и строительства кемпингов, осуществляется при поддержке местных масаев.
В прошлом году Делагранж создал команду Amani, в которую вошли восемь мужчин и четыре женщины из ведущих велосипедных клубов Кении, Уганды и Руанды. «Амани изменил мою жизнь, и не только мою, — говорит 33-летний Сулейман Канганги, кенийский велосипедист. «Это большое дело для райдеров из Восточной Африки. Для этой гонки мы отобрали лучших, и они знают, что есть к чему стремиться».
32-летняя Нэнси Акиньи, еще одна кенийская велосипедистка, говорит: «Речь идет не только о том, чтобы привезти сюда этих людей для участия в соревнованиях, но и о том, чтобы подготовить этих молодых гонщиков к тому, что может стать их будущим, если они преуспеют. Благодаря Амани мы можем отправить гонщиков из Восточной Африки и показать, что мы на это способны. Если вы отправитесь на чемпионат мира, вы не увидите там чернокожих.
«Амани особенный, потому что теперь чернокожие видят, что мы можем быть профессионалами. Необычно видеть людей из северной части Африки — я бы сказал чернокожих — так хорошо себя чувствующих», — говорит она.
«Все началось здесь, в Восточной Африке. , но теперь я получаю электронные письма от женщин из Конго, Танзании и даже Лесото, которые говорят, что хотят присоединиться к команде».
Неафриканские райдеры, среди которых есть такие знаменитости, как Лахлан Мортон из Австралии, итальянский велосипедист Маттиа де Марчи и Лаэль Уилкокс из США заплатили за участие 1250 евро (1075 фунтов стерлингов), часть из которых идет на финансирование команды Амани.
Все соревнуются ради удовольствия и славы; призовых денег нет.
Джон Кариуки из команды Amani выигрывает Migration Gravel Race 2022 вместе с Джорданом Шлеком и Маттиа де Марчи. Фотография: saltlakephoto.nl
«Европейцы не ожидали, что африканских гонщиков будет так сложно победить, — говорит Кинджа. «Когда мы соревнуемся в Европе, все по-другому: еда, язык, дороги. Это влияет на вашу производительность».
Домашнее преимущество меняет шансы. Накануне первого этапа Делагранж благодарит неафриканцев за то, что они пришли, а затем добавляет: «Для разнообразия вы будете теми, кто выделяется и не говорит на этом языке».
Быстро развивающийся вид гонок по гравию, в котором шины для горных велосипедов устанавливаются на дорогие шоссейные велосипеды стоимостью 10 000 евро, более открыт и демократичен, чем шоссейные гонки. Как и в марафоне, каждый может стать лучшим.
«То, что у вас есть здесь — где вы можете посидеть у костра после гонки и поболтать с людьми из всех слоев общества, завести новых друзей, а также поколотить друг друга по пять часов в дороге каждый день — этого не существует в большинстве гонок», — говорит Мортон, занявший пятое место в общем зачете после трех гонщиков Амани. «Это гораздо более полезный опыт. Я бы вернулся в мгновение ока.
«В таких случаях ерунда исчезает. Типа, вот старт, вот финиш, дерзайте. Неважно, откуда вы, мы все будем спать в палатках и будем есть одну и ту же пищу, так что давайте продолжим».
Местные масаи демонстрируют свою поддержку. Фотография: Migrasaltlakephoto.nl
Уилкокс, которая однажды проехала 3000 км от своего дома в Анкоридже на Аляске, чтобы добраться до старта 4500-километровой трассы Тур де Канада, а затем побила женский рекорд на четыре дня, является еще одним фанатом: «Здорово, что есть действительно хороший женское поле здесь. Они приложили много усилий, чтобы пригласить женщин и заставить их почувствовать себя своими. Это приятно видеть».
Джульет Эллиотт, 44-летняя профессиональная велосипедистка, говорит: «Такая гонка, где мы все участвуем в гонках вместе, но есть отдельные подиумы. , это круто. Если бы мне пришлось участвовать в шоссейных гонках против парней, я бы, наверное, не заморачивался, но гравий более открыт. В этих дистанционных дисциплинах женщины, как правило, добиваются лучших результатов».
Деларанж говорит, что им повезло подготовить конкретное предложение, когда Black Lives Движение материи заставило некоторых осознать, что «расовое неравенство существует и продолжает существовать». По его словам, в велосипедном спорте возникли некоторые запоздалые размышления, и многие «искали фиговый листок, чтобы скрыть, насколько белый спорт. Мы служили центром для корпораций, чтобы они знали, куда направить свои ресурсы».
Он считает, что отрасль начинает понимать, что она недостаточно разнообразна, чтобы считаться международным видом спорта. «Представьте, если бы бег все еще был просто Роджером Баннистером. Мы не раздвигаем границы человеческих возможностей. Не позволяя остальному миру играть в эту игру, мы все еще не знаем, что можно сделать на велосипеде».
Мысль о том, что восточноафриканские велосипедисты могут выстоять против лучших, полностью подтвердилась. Джон Кариюки из Амани стал абсолютным победителем на четырех этапах. Двое его товарищей по команде, Джордан Шлек Секанваги и Канганги, заняли третье и четвертое места. Пятнадцать из 20 лучших финишеров были африканцами.
Ксаверин Нирере перевела дух на третьем этапе
Гонщик на длинные дистанции Марин де Сент-Экзюпери из Швейцарии говорит, что впервые участвует в гонках против африканцев. «Я не могу идти в ногу с этим темпом», — говорит он. «Меня очень привлекла идея этого проекта, и я познакомился с некоторыми членами команды, когда они приехали в Швейцарию в прошлом году. Нам не нужен такой проект, но он нам нужен».
51-летний Кинджа, занявший 14-е место, считает, что многие спортивные проекты в Африке терпят неудачу, потому что у них европейский менталитет и они не понимают культуру. «Этот проект отличается тем, что они берут лучшее из нескольких стран», — говорит он. «Они приносят единство, объединяя этих хороших гонщиков в одну команду. Некоторые из этих парней никогда не были в Масаи Мара и не видели слона. Теперь они переживают приключения в своей собственной стране и соревнуются с лучшими в мире».
Расовое неравенство существует и остается. Представьте, если бы бег все еще был просто Роджером Баннистером Микелем Делагранжем, организатором гонки
«Масштаб невелик, — признает Делагранж. «Сейчас у нас есть 12 спортсменов, жизнь которых мы хотели бы улучшить с помощью возможностей. Мы пытаемся облегчить людям за пределами Восточной Африки возможность инвестировать в хороших людей. Может быть, у нас появятся прорывные спортсмены, которые изменят облик велоспорта. С чего-то нужно начинать.
«Я думаю, что многие европейцы до сих пор придерживаются менталитета LiveAid. Люди видели кучу вещей в 80-х, и они такие: ОК, вот какая Африка. Если вы всегда видите людей в беспомощном положении, это укрепит ваше подсознательное представление о них. Но когда люди приходят и встречают спортсменов, которые надирают им задницы, они видят не беспомощных людей, а настоящих соперников.
«Надеюсь, через четыре дня они пойдут домой с другой взгляд на то, что такое Африка».
«Теперь я воин»: как бокс меняет жизнь молодых нигерийских женщинПодробнее
Подпишитесь, чтобы узнать другое мнение с нашим информационным бюллетенем Global Dispatch — сводкой наших главных новостей со всего мира, рекомендуемой литературы и мыслей нашей команды по ключевым вопросам развития и прав человека, доставляемых на ваш почтовый ящик каждые две недели:
Свежие комментарии