Художники, драматурги и фотографы вопреки угрозе ареста в городе на юге Украины поделились своим опытом
Под угрозой тюремного заключения, допросов и постоянного давления обысков со стороны российских солдат шестеро художников тайно встретились в подвальной мастерской оккупированного украинского города Херсона.
В течение нескольких месяцев после того, как их дома были захвачены войсками Путина, художники организовали резиденцию, во время которой они создали десятки работ, в том числе рисунки, картины, видео, фотографии, дневниковые записи и сценические постановки.
Результаты, которые они назвали «Проживание в оккупации», дают душераздирающее представление об ужасах, которые пережили миллионы украинцев, живущих во время российского вторжения.
Изображения показывают мучительные объятия на вокзалах. , семьи, укрывающиеся в подвалах – за ними маячит смерть – дома в огне и танцующие фигуры, человеческие скелеты под ногами.
Когда встречаться лично стало слишком опасно, художники продолжали работать индивидуально. Некоторые с тех пор сбежали из города, но другие остались, рискуя своей жизнью.
Группа хочет выставить свои работы, но сделать это в оккупированном с февраля Херсоне невозможно. Куратор резиденции Юлия Манукян, которая сейчас находится в Одессе, сбежав из Херсона, считает, что искусство может стать мощным актом сопротивления.
Отрубленная рука с российским флагом. 19.06.2022, Юлия Данилевская. Фотография: художественная резиденция в оккупации
«Я вижу, как наши художники рассказывают миру правду о войне языком искусства. Также мне важно передать, как происходит культурное сопротивление, поскольку оно не менее мощное, чем физическое, ведь фронт культуры — это место, где вырабатывается свободное будущее», — сказала она.
< класс p="dcr-xry7m2">«О необходимости четкого звучания нашего независимого голоса на международной культурно-художественной арене, где долгие годы доминировала Россия как представитель восточноевропейских художественных практик, уже много написано. Так что пришло время озвучить это как никогда».
С 2002 года в Херсоне развивается собственное художественное направление, известное как «хер-арт», объединяющее иронию, сарказм, дерзость и противодействие мейнстриму.
По словам Манукяна, первые три недели оккупации они были «в шоке». Но наткнувшись на первые работы художников за пределами Херсона, посвященные войне, она начала рассматривать искусство как императив для «психического спасения» и собрала шесть местных художников.
ЖУК, известный художник-наивист, работающий под псевдонимом, уже начал работу «Нежеланный гость» — огромный шершень, нарисованный акрилом на старой скатерти, изображающий разрушителя и захватчика. И через несколько часов после раскрытия зверств в Буче он создал плакат под названием «Путинский петух».
Художник, работающий в оккупированном селе под Херсоном под именем Марка Роял, создал художественный дневник под названием Z-Notes госпожи Солодухи. «Война перечеркнула всю мою жизнь, но моя крошечная мастерская манила меня», — писала она. «Но как ты мог рисовать, если слышал взрывы? Я подумал: кого я обманываю и почему? Нельзя делать вид, что война где-то за ее пределами. Вы должны задокументировать ряд событий на бумаге».
Ее художественная документация включала зарисовки «Невозможно остаться/уйти 18.04.2022» и «Девять человек в подвале 15.04.2022».
Юлия Данилевская избегает прямого изображения зверств. Среди ее работ — сбежавшие мариупольцы, собирающие снег, чтобы он растаял в воду, рука российского солдата, вынимающая золотую серьгу из уха украинки, отрубленная рука, держащая российский флаг, и ее фотография «Танцы на костях» за последний месяц. она перерисовывает скриншот из фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв».
‘Нам повезло сбежать’: херсонские дневники рассказывают о своем бегстве от россиянЧитать далее
Фотограф Ли Билецкая, которая сейчас находится в Киеве, работает над документальным фильмом «Женщины в оккупации» и создал фотосерию «Дом Мария», в которой представлены портреты женщин и девушек, живущих в условиях оккупации.
В дневнике в Facebook она сообщила: «Со вчерашнего дня на Херсон опустилась пелена дыма. И это тянет тебя вниз. Но мы держимся. Мы упорно пытаемся жить. Нам еще предстоит посадить лес».
Юная художница и иллюстратор детских книг, работающая под именем Мона, создала серию картин, отражающих ее внутреннее состояние, и видео-арт. под названием … Я хочу кричать. Свою работу «Переход» она посвятила трем поколениям женщин, погибших от российской ракеты в Одессе в апреле.
Драматург и кинокритик Артур Сумароков создал две пьесы «Плен». (Часть первая) и Плен (часть вторая) после 45 дней российской оккупации. «Каково это быть под оккупацией?» он написал. «Это перестать бояться смерти. Иногда меня посещала безумная мысль, что может быть что-то более честное в том, чтобы сровнять тебя и твой дом с землей, чем быть заложником вежливого садиста. И в этом подавленном состоянии я начал писать пьесу. Не потому, что я хотел. Но только для того, чтобы спасти мой разум от разрушения».
Свежие комментарии